Методы и объемы контроля сварных соединений.

Монтажные сварные стыки трубопроводов и их участков всех категорий, выполненные дуговой сваркой, подлежат контролю физическими методами в объеме 100 %, из них только радиографическим методом сварные стыки:

участков трубопроводов категорий В и I во всех районах и независимо от диаметра;

участков трубопроводов на переходах через болота II и III типов во всех районах;

участков трубопроводов на переходах через железные и автомобильные дороги I, II и III категорий во всех районах;

трубопроводов на участках их надземных переходов, захлестов, вввариваемых вставок и арматуры. Методы и объемы контроля сварных соединений указаны в таблице 1.14

В остальных случаях монтажные сварные стыки трубопроводов и их участков подлежат контролю для категорий II, III и IV радиографическим методом в объеме соответственно не менее 25; 10 и 5 %, а остальные сварные стыки - ультразвуковым или магнитографическим методом.

Угловые сварные стыки трубопроводов подлежат контролю ультразвуковым методом в объеме 100 %.

Глубина траншеи. При проектировании положения трубопровода в вертикальной плоскости проектировщикам удобно использовать при расчетах положение верхней образующей трубопровода, так как одно из наиболее важных ограничений при проектировании – глубина заложения трубопровода (до верха трубы). Однако при строительстве более информативна и удобна строка с данными о глубине траншеи. Заглубление трубопроводов до верха трубы следует принимать согласно таблице 1.15.

Отметка низа трубы. После разработки траншеи и подсыпки слоя мягкого грунта (при необходимости) необходимо сравнить действительную отметку низа трубы (т.е. глубину с подсыпкой) и проектную глубину заложения до низа трубы. Для удобства проведения данной проверки заполняется эта строка. Если же грунты мягкие и подсыпка не требуется, то глубина траншеи и отметка низа трубы – одинаковые величины.

Таблица 1.14 - Методы и объемы контроля сварных соединений

Категория трубопровода и/или его участка, условия прокладки, назначение. Тип сварного соединения Количество сварных соединений, подлежащих контролю, % от общего количества не менее
Визуальный и измерительный контроль (ВИК) Радиографический контроль Ультразвуковой контроль (УЗК)
В
I
II
III при Dу до1000 мм при строительстве и реконструкции
при капремонте с заменой трубы
IV при Dу до1000 мм при строительстве и реконструкции
при капремонте с заменой трубы
III и IV при Dу 1000 – 1200 мм
Нефтепроводы на участках их переходов через водные преграды
Нефтепроводы на участках их переходов через автомобильные и железные дороги I, II и III категорий
Нефтепроводы, прокладываемые по поливным и орошаемым землям
Нефтепроводы на участках их пересечения с подземными коммуникациями в пределах 20 м по обе стороны от пересекаемой коммуникации

Отметки земли черные – это отметки земли, полученные при проведении топографо-геодезических работ, то есть существующие отметки.

При проектировании нефтепроводов, укладка которых должна производиться на косогорах с поперечным уклоном от 8° до 11°, необходимо предусматривать срезку и подсыпку грунта с целью устройства рабочей полосы (полки), в таком случае отметки земли будут называться красными.

Таблица 1.15- Заглубление трубопроводов до верха трубы

Условия прохождения трассы Величина заглубления, м, не менее
При условном диаметре менее 1000 мм 0,8
При условном диаметре 1000 мм и более (до 1400 мм) 1,0
На болотах или торфяных грунтах, подлежащих осушению 1,1
В песчаных барханах, считая от нижних отметок межбарханных оснований 1,0
В скальных грунтах, болотистой местности при отсутствии проезда автотранспорта и сельскохозяйственных машин 0,6
На пахотных и орошаемых землях 1,0
При пересечении оросительных и осушительных (мелиоративных) каналов (от дна канала) 1,1
Под железными дорогами общей сети (от подошвы рельса до верхней образующей защитного футляра)
В выемках и на нулевых отметках (от дна кювета, лотка или дренажа) 1,5
Под автомобильными дорогами всех категорий (от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра) 1,4
В выемках и на нулевых отметках (от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.) 0,4

Способ разработки траншеи. В зависимости от трудности прочности грунтов, разработка траншеи ведется:

- одноковшовым экскаватором для мягких и легко разрабатываемых грунтов;

- одноковшовым экскаватором с предварительным рыхлением механизированным способом;

- одноковшовым экскаватором с предварительным рыхлением буровзрывным способом. Этот метод используется при прокладке трубопровода в скальных грунтах, когда прочность грунта слишком велика, чтобы можно было разработать траншею иным способом.

Также в особых условиях разработка осуществляется следующими способами

- вручную - при пересечении любой коммуникации разработку траншеи необходимо вести вручную на расстоянии 2 м в каждую сторону;

- закрытым способом, если трасса трубопровода пересекает автомобильную или железную дорогу и труба прокладывается в защитном кожухе, а сам защитный кожух прокладывается под дорогой продавливанием, проколом или горизонтальным бурением;

- методом наклонно – направленного бурения. Метод, позволяющий проложить трубопровод в стесненных условиях на достаточно сильном заглублении. Например, при переходе этим методом через русло реки возможно заглубление трубопровода на несколько метров под дном водоема, к тому же без рытья траншеи значительно упрощается строительство, снижается вероятность случайного повреждения трубопровода и повышается экологическая безопасность местности. Однако скальные грунты этим методом пройти нельзя;

- микротуннелирование. Метод надежен, позволяет преодолеть любые природные условия, однако весьма дорогостоящий.

Способ засыпки траншеи.

Засыпку трубопровода в любых грунтах выполняется бульдозерами прямолинейными, косопоперечными параллельными, косоперекрестными или комбинированными проходами. В стесненных условиях строительной полосы, а также в местах с уменьшенной полосой отвода работы должны выполняться косопоперечными параллельными или косоперекрестными проходами бульдозером.

Расстояние между отметкамиземли необходимо указывать для удобства разработки траншеи.

План линии – это схема изгибов трубопровода в горизонтальной и вертикальной плоскости с указанием мест вставки отводов, их видом и углом гибки (рисунок 1.14).

Километры.В данной строке подвала указывается километраж с начала трассы трубопровода. При обозначении места положения задвижки или вантуза указывается в км и ПК по трассе.

Таким образом, подвал представляет собой сводную таблицу всех данных, необходимых при выборе труб, их сварке в плеть и контроле сварных стыков, подготовке траншеи и укладке в нее трубопровода на подготовленное дно, методах и материале засыпки. Пример профиля с заполненным подвалом представлен на рисунке 1.15.

Методы и объемы контроля сварных соединений. - student2.ru

Рисунок 1.14 – План линии

1.8 Пример прокладки и построения плана трассы трубопровода

Исходные данные:

Диаметр трубопровода наружный 426 мм;

Пересекаемые земли – заброшенные рисовые чеки;

Грунты (сверху вниз):

- почва бурая суглинистая

- суглинок лессовидный

- суглинок коричневый, твердый,

Трасса трубопровода проходит по заброшенным рисовым чекам, которые могут быть вновь использованы по назначению, следовательно, глубину заложения принимаем как для орошаемых земель 1,0 м до верха трубы. Пересекаются две коммуникации: кабель связи и высоковольтная линия. По нормам, пересечение высоковольтной линии должно быть подземным и под углом не менее 60 градусов, то есть при построении профиля никаких особых условий прокладки нет. А при пересечении кабеля связи расстояние в свету между ним и верхом трубы нефтепровода должно быть не менее 0,5м и разработка траншеи по 2 м в обе стороны от пересечения должна производится ручную.

Предварительно прокладываем трубопровод и определяем глубину его заложения, рассчитываем уклоны (рис.1.16). Трубопровод имеет 4 точки перегиба и соответственно 5 участков. Рассчитаем их.

1 точка перегиба ПК 0+30.

Методы и объемы контроля сварных соединений. - student2.ru

Методы и объемы контроля сварных соединений. - student2.ru

Вертикальный угол:

Методы и объемы контроля сварных соединений. - student2.ru

Совмещенный угол: Методы и объемы контроля сварных соединений. - student2.ru

Методы и объемы контроля сварных соединений. - student2.ru

На основании выполненных расчетов, принимаем предварительную прокладку трубопровода, см рисунок 1.15.

Методы и объемы контроля сварных соединений. - student2.ru

Рисунок 1.15. – Предварительная прокладка трубыТ

2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА

Исходные данные для технологического расчета

Основными параметрами для технологического расчета являются.

1. Расчетная температура транспортируемой нефти, принимаемая равной минимальной среднемесячной температуре грунта на глубине заложения оси трубопровода с учетом начальной температуры нефти на головных сооружениях, тепловыделений в трубопроводе, обусловленных трением потока, и теплоотдачи в грунт. В первом приближении допускается расчетную температуру нефти принимать равной среднемесячной температуры грунта самого холодного месяца на уровне оси подземного трубопровода. Для трубопровода большой протяженности трасса разбивается на отдельные участки с относительно одинаковыми условиями. В этом случае можно записать

Методы и объемы контроля сварных соединений. - student2.ru (2.1)

где L – полная протяженность нефтепровода;

li – длина i-го участка с относительно одинаковой температурой Ti;

n – число участков.

Плотность и вязкость нефти определяются на основании лабораторных анализов либо из справочных данных. Расчетная плотность при температуре Т=ТР определяется по формуле

Методы и объемы контроля сварных соединений. - student2.ru (2.2)

где x – температурная поправка, кг/(м3∙К), x=1,825 – 0,001315×r293 ;

r293 – плотность нефти при 293К, кг/м3.

4. Расчетное число рабочих дней магистрального нефтепроводаNР определяется с учетом затрат времени на техническое обслуживание, ремонт и ликвидацию повреждений. Оно зависит от условий прокладки трубопровода, его протяженности и диаметра (табл. 2.1).

Таблица 2.1− Расчетное число рабочих дней магистральных нефтепроводов

Протяженность нефтепровода, км Диаметр нефтепровода, мм
до 820 включ. свыше 820
До 250
Свыше 250 до 500 356/355 353/351
Свыше 500 до 700 354/352 351/349
Свыше 700 352/350 349/345

Наши рекомендации