Тяговый расчет ленточного конвейера
Тяговый расчет выполняют методом обхода по контуру с учетом отдельных видов распределенных и сосредоточенных сопротивлений по трассе конвейера.
Предварительно определяют сопротивления грузовой Wг и порожняковой Wп , Н, ветвей ленты конвейера:
, (4.6)
, (4.7)
где qг, qл, qр’, qр” – массы соответственно груза, ленты, вращающихся частей роликоопор на верхней (рабочей) и нижней (порожняковой) ветвях ленты на 1м длины конвейера, кг/м;
L – длина конвейера (расстояние между осями концевых барабанов), м;
g – ускорение свободного падения, g=9,8 м/с2;
b- угол наклона конвейера, град;
w’– коэффициент сопротивления движению верхней ветви ленты (для трехроликовой направляющей при L£100м w’=0,025…0,045, при L ³100м w’ =0,022…0,042);
w” - коэффициент сопротивления движению нижней ветви ленты на прямых однороликовых опорах, w” =0,022…0,04 (наибольшее значение принимают для тяжелых условий, а наименьшее - для средних условий работы).
Масса груза на 1м длины конвейера, кг/м
. (4.8)
Масса ленты на 1м длины конвейера, кг/м:
, (4.9)
где mл- масса 1 м2 ленты (кг) конвейера, зависит от типа ленты и конструктивных особенностей и определяется по каталожным данным (табл. 4.10 и 4.11).
Массу вращающихся частей верхних и нижних роликоопор на 1м длины конвейера, кг/м , определяют по формулам:
; , (4.10)
где mв ,mн – массы вращающихся частей соответственно верхней и нижней ро-ликоопоры , принимаются по данным завода-изготовителя (табл. 4.12);
lв, lн– расстояние соответственно между соседними верхними ролико-опорами и между соседними нижними роликоопорами, м ( по табл. 4.13).
Таблица 4.10. Технические данные резинотканевых лент
Лента | Прокладка | Толщина обкладки, мм | Число прокладок | Разрывное усилие отнесенное к 1мм ширины проклад-ки, Н | Масса, кг/м2 | |
верхней | нижней | |||||
БКНЛ-65 БКНЛ-100 ТА-100 ТК-100 ТА-300 ТК-300 ТА-400 ТК-400 | Лавсан Лавсан Анид Капрон Анид Капрон Анид Капрон | 4,5…6 4,5…6 4,5…6 4,5 4,5…6 4,5…6 | 1,5 1,5 | 4…10 3…8 3…8 3…8 4…10 4…10 4…8 4…8 | 10…12 10,5…12,5 10…12 10,5…12,5 10…11 10…12,5 11…13 10…14 |
Таблица 4.11. Технические данные резинотросовых лент
Лента | Разрывное усилие, отнесенное к 1мм, Н | Ширина ленты, мм | Толщина резиновых обкладок, мм | Масса 1 м2 ленты, кг | |
рабочей | нерабочей | ||||
РТЛ 500 РТЛ 1000 РТЛ 1500 РТЛ 2500 РТЛ 3150 РТЛ 5000 | 800…1000 800…1200 1000…2000 1200…2400 1200…2400 | 4,5 5,5 4,5 4,5 | 2,5 5,5 4,5 4,5 | 20,5 |
Таблица 4.12. Вес вращающихся частей роликоопор для конвейеров с различной шириной ленты
Ширина ленты, мм | Желобчатая роликоопора | Прямая роликоопора | ||||
в нормальном исполнении | в тяжелом исполнении | диаметр ролика, мм | масса, кг | |||
диаметр ролика, мм | масса, кг | диаметр ролика, мм | масса, кг | |||
- | 11,5 12,5 8,5 - | - - - - | - - - - | - | 6,0 7,5 10,5 7,7 19,0 21,5 - |
Таблица 4.13. Расстояние между роликоопорами на грузовой ветви конвейера, м
Плотность транспортируемого груза, т/м3 | Расстояние между роликоопорами при ширине ленты | |||||
400 мм | 650 мм | 800 мм | 1000 мм | 1400… 1600 мм | 1800… 2000 мм | |
До 1,0 1,1…2,0 Более 2,0 | 1,5 1,4 1,3 | 1,4 1,3 1,2 | 1,4 1,3 1,2 | 1,3 1,2 1,1 | 1,2 1,1 1,0 | 1,1 1,0 0,9 |
Примечание. При транспортировании крупнокусковых грузов диаметром более 300 мм указанные в табл. 4.8 расстояния между роликоопорами уменьшаются на 20 %. Расстояние между роликоопорами порожняковой ветви берется в 2 раза больше расстояния между опорами в грузовой ветви, но не должно превышать 3 м.
При тяговом расчете методом обхода по контуру обход контура конвейера начинают от точки сбегания ленты с приводного барабана или от точки наименьшего натяжения ленты.
Натяжение ленты в каждой последующей по ходу точке контура равно натяжению в предыдущей плюс сумма сопротивлений на участках между этими точками, Н:
. (4.11)
Рис. 4.10. Расчетная схема замкнутого тягового органа, работающего в уклоне
Например, для конвейера (рис. 4.10), устанавливаемого на уклоне:
S2=S1+W1-2;
S3=1,05S2;
S4=S3+W3-4 .
Передаваемое ленте от барабанов тяговое усилие равно разности натяжения набегающей Sнби сбегающейSсб ветви ленты, Н
W0=Sнб- Sсб . (4.12)
Сила трения между барабаном и лентой должна быть не менее тягового усилия W0, в противном случае будет иметь место скольжение (буксование) ленты по барабану.
Условие отсутствия скольжения выражается формулой Эйлера
, (4.13)
где ema - тяговый фактор, берется из табл. 4.14;
m - коэффициент трения ленты о барабан;
a - угол обхвата лентой барабана, радиан (в двухбарабанных проводах a=a1+a2 , т.е. сумма углов обхвата на 2-х барабанах);
е – основание натурального логарифма, е=2,72.
Учитывая , что S4=S1ema, и решая систему уравнений, определяют S1, а затем натяжение во всех остальных точках.
Тяговое усилие на окружности приводного барабана, Н
W0=Sнб- Sсб= S4 – S1=Sсб( ema-1) . (4.14)
Таблица 4.14. Значения тягового фактора ema
Род барабана и атмосферные ус-ловия | Коэф. сце-пления, m | Угол обхвата a, град | |||||||||
Обточенный барабан и очень влажная атмосфера | 0,1 | 1,37 | 1,44 | 1,52 | 1,60 | 1,69 | 1,78 | 1,88 | 1,94 | 2,01 | 2,32 |
Футерованный резиной барабан и очень влажная атмосфера | 0,15 | 1,60 | 1,73 | 1,88 | 2,03 | 2,20 | 2,38 | 2,57 | 2,71 | 2,85 | 3,51 |
Обточенный барабан и влажная атмосфера | 0,2 | 1,88 | 2,08 | 2,31 | 2,57 | 2,85 | 3,17 | 3,52 | 3,78 | 4,05 | 5,34 |
Футерованный резиной барабан и влажная атмосфера | 0,25 | 2,20 | 2,50 | 2,85 | 3,25 | 3,71 | 4,23 | 4,83 | 5,26 | 5,74 | 8,17 |
Обточенный барабан и сухая атмосфера | 0,3 | 2,57 | 3,01 | 3,52 | 4,12 | 4,82 | 5,64 | 6,60 | 7,33 | 8,14 | 12,35 |
Обточенный барабан и сухая чистая атмосфера | 0,35 | 3,01 | 3,61 | 4,34 | 5,22 | 6,29 | 7,53 | 9,05 | 10,12 | 11,55 | 18,78 |
Барабан футерованный резиной и сухая атмосфера | 0,4 | 3,52 | 4,34 | 5,35 | 6,60 | 8,14 | 10,04 | 12,39 | 14,25 | 16,38 | 28,56 |
Приближенное (без учета местных сопротивлений) значение тягового (окружного) усилия W0=Wг+Wп, при W0>0 режим работы двигательный, W0<0 - тормозной, установка самодействующая, работает в режиме асинхронного генератора.
Минимальное необходимое (из условий отсутствия проскальзывания на барабане) натяжение ленты в точке сбегания:
При двигательном режиме ,
При двигательном режиме .
где Кт – запас тяговой (тормозной) способности привода, 1,2…1,3;
еµα – тяговый фактор привода.
Более уточненный тяговый расчет ленточного конвейера основан на определении всех видов сопротивлений по контуру ленты, начиная с точки сбегания ленты с приводного барабана.
Общее сопротивление движению ленты складывается из суммы сопротивлений, возникающих по всей трассе конвейера:
W0=Wг+Wп+Wб+Wкр+Wзаг+Wраз+Wоч , (4.15)
где Wг,Wп– сопротивления движению ленты на прямолинейных участках соответственно грузовой и порожниковой ветвей, Н;
Wб – сопротивление на отклоняющих или поворотных барабанах, Н;
Wкр – сопротивление движению ленты на криволинейных участках, Н;
Wзаг – сопротивление в месте загрузки ленты транспортируемым грузом, Н;
Wраз – сопротивления, возникающие от разгрузки ленты, Н;
Wоч – сопротивления очистных устройств, Н.
Сопротивление движению при огибании отклоняющего или поворотного барабанов, Н
Wб=Sн (k4 -1) , (4.16)
где Sн - натяжение набегающей ветви, Н;
k4 - обобщенный коэффициент сопротивления (принимается по табл. 4.15).
Таблица 4.15. Значения коэффициентов k4 и k5
Коэффициент | Угол обхвата барабана или отклонения роликопор, град | Значение коэффициентов для условий работы | |
тяжелых | очень тяжелых | ||
k4 | < 90 | 1,03 1,04 1,05 | 1,04 1,05 1,06 |
k5 | < 15 15…30 | 1,05 1,05 | 1,05 1,06 |
Сопротивление движению при отклонении ленты роликовой батареей выпуклостью вверх, Н
Wкр= Sн (k5 –1) , (4.17)
где k5 - обобщающий коэффициент сопротивления (см. табл. 4.10).
Сопротивление движению в месте разгрузки конвейера, Н:
, (4.18)
где f – коэффициент трения груза о стенки металлических бортов (для угля – 0,35…0,40, сухой породы – 0,5..0,6, влажной породы – 0,8…0,9);
lб – длина загрузочных бортов, м;
k6 – коэффициент бокового давления k6 =0,6…0,9;
k7– удельное сопротивление трению уплотнительных резиновых полос о ленту (при В<1000 мм k7 =30…50 кН/м; при В>1000 мм k7 =60…100 кН/м );
u0 – скорость транспортирования, м/с;
u1 – проекция скорости движения груза на направление движения ленты, м/с;
hб – высота борта, м.
В практических расчетах значение (u02-u12) можно принимать 2…10 м2/с2 при высоте наклонной стенки воронки соответственно 1…10 м.
Сопротивление движению в месте очистительного устройства, Н:
- скребкового типа (скрепки и плужки)
Wоч=pсВ , (4.19)
где pс - удельное сопротивление очистки, pс=300…500 Н/м (меньшее значение для неабразивного сухого груза, большее значение для влажного абразивного груза);
- щеточного типа с собственным приводом
Wоч=0,2pщuщВ , (4.20)
где pщ– удельное сопротивление очистителя (для сухих и влажных, но не липких грузов – 200…250 Н/м; для влажных и липких – 300…350 Н/м);
uщ – скорость очистителя, м/с.
Определив сумму сосредоточенных и распределенных сопротивлений на трассе конвейера, находят натяжение набегающей и сбегающей ветвей ленты у привода SнбиSсб.
При заданном угле обхвата лентой барабана a и коэффициенте сцепления между лентой и барабаном m натяжения набегающей Sнб ветви ленты будет равно, Н
. (4.21)
Натяжения сбегающейSсб ветви ленты, Н:
Sсб =Sнб- W0. (4.22)
Для предотвращения недопустимого провеса ленты между роликоопорами полученные при тяговом расчете минимальные значения натяжения Sminна грузовой и порожняковой ветвях, ни в одной точке наименьшего натяжения контура ленты не должны быть меньше расчетной допустимой стрелы провеса, Н:
, (4.23)
. (4.24)
Если условия не соблюдаются, пересчитывают натяжение ленты, предварительно определяя значения Sг.minи Sп.min.
Мощность приводного двигателя определяется из выражения, кВт:
- для двигательного режима
, (4.25)
где kзап– коэффициент запаса мощности , kзап =1,1…1,2;
h- КПД привода, h= 0,8…0,85;
- для генераторного режима
. (4.26)