Организация работы по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Цель проекта: Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
Развивающие задачи:
• Способствовать развитию коммуникативных качеств личности: эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, инициативность;
• Формировать способности вступать в коммуникативный контакт, ориентироваться в ситуации общения, употреблять средства вербального и невербального общения;
• Развивать способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.
• Формировать способность к пониманию себя и других. Воспитывающие задачи:
• Воспитывать гуманное отношение к сверстникам;
• Воспитывать интерес и симпатию к сверстникам, желание играть с ними;
• Формировать готовность выручить сверстника, умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, сверстников.
Обучающие задачи:
• Знакомить с различными профессиями людей, развивать к ним интерес. Основание для разработки: недостаточная форсированность коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители детей.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, педагоги
В основу педагогической работы были положены принципы:
1. Принцип свободы выбора.
В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы.
2. Принцип ведущей деятельности.
Освоение детьми коммуникативных способностей должно осуществляться в интересной игровой форме, в частности в сюжетно-ролевых играх.
3. Принцип личностной ориентации.
Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.
Сроки реализации проекта: 6 месяцев.
Ожидаемые результаты:
-Создание предметно-развивающей среды -Обогащение и расширение словарного запаса.
-Развитие диалогической речи;
-Умение, контактировать в игровом сообществе, разрешать возникающие трудности, умение договариваться;
- Развитие доброжелательности, тактичности, вежливости, дружеских взаимоотношений;
-Получение и расширение знаний о трудовых действиях работников театра, общественного транспорта и цветочного магазина.
- Развитие интереса к сюжетно-ролевым играм;
- Проявление творчества в игровой деятельности;
- Формирование взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи;
- Развитие положительных привычек и нравственных качеств;
-Умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
- Умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников;
Этапы реализации и содержание проекта:
Подготовительный этап(сентябрь).
Задачи:
1. Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта
2. Создание положительного эмоционального настроя, подготовка детей для участия в сюжетно-ролевых играх
Информирование родителей о сущности проекта. Формирование мотивации на сотрудничество.
Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта: оснащение материала совместно с родителями:
а) для сюжетно-ролевой игры «Буфет»:
изготовление муляжей продуктов (фрукты, хлебобулочные и кондитерские изделия и т.д);
пошив униформы для буфетчицы, салфеток, полотенец.
б) Для сюжетно- ролевой игры «Автобус»:
пошив фуражки для водителя;
-изготовление проездных билетов;
в) для сюжетно-ролевой игры «Цветочный магазин»: -изготовление букетов цветов;
г) для сюжетно-ролевой игры «Театр»:
изготовление театральных билетов
изготовление табличек «театр», «касса», «буфет», «гардеробная»;
-изготовление номерков для гардеробной
Подбор произведений устного народного творчества, художественной литературы, изображений по данному направлению.
Подбор методической литературы по организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Подбор оборудования для показа отрывков мультфильмов и
детских художественных фильмов.
Создание положительного эмоционального настроя, подготовка детей для участия в проектной деятельности с помощью
игр:
- «Хорошее настроение»
- «Зеркало»
-«Доверие в общении»
Воспитатель, родители
2. Основной этап
Задачи:
1. Формировать культуру поведения в общественных местах.
2. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме
3. Учить контролировать себя и друг друга во время общения.
4. Формировать в ходе сюжетно-ролевых игр дружелюбные взаимоотношения между детьми, способности культурного общения друг с другом.
5. Воспитывать уважительное отношение к профессиям.
октябрь | просмотр обучающего мультфильма с последующей беседой: «поведение в общественном транспорте». Рассматривание сюжетных картин на тему «Общественный транспорт» Разучивание песни С. Михалкова «Мы едем, едем, едем» Чтение художественной литературы : Н. Носов «Автомобиль» Игра «Угадай вид транспорта» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» |
ноябрь | Просмотр видео на тему «Кто такой флорист» Беседа с детьми «Как ухаживать за цветами», Изготовление альбома «Цветы» |
Оригами «Цветы». Конкурс рисунков «Самый красивый цветок» Чтение художественной литературы: «Цветик-семицветик» В. Катаев. Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». | |
декабрь | 1 .Просмотр видеозаписи «Что такое театр?» Приглашение одного из родителей для рассказа «Что такое буфет и кто в нем работает?» Рассказ с использованием мультимедийной презентации по теме. Игра «Угадай загаданное», игра-экспериментирование «Узнай на вкус?» (Опробование детьми фруктов и овощей) Составление рассказа по картинкам «Правила поведения в кафе» (в буфете) Игра театральное меню 5. Сюжетно-ролевая игра «Театральный буфет» |
Январь- февраль | Показ мультимедийной презентации: «Пермские театры» Экскурсия в «ТЮЗ» Чтение художественной литературы: «Теремок» Рассматривание картинок с обсуждением «Как вести себя в театре» Выбор сказки для драматизации «Теремок» Сюжетно-ролевая игра «Театр». Коллективная аппликация с элементами рисования «Афиша» |
В самом начале нашей работы, мы трудились над созданием эмоционально-положительной атмосферы в процессе совместной образовательной деятельности и формированием у детей мотивации на общение.
Мы разнообразили наглядный материал множеством ярких иллюстраций литературных произведений, сюжетными картинками, карточками для составления рассказов, наборами картинок с эмоциональными сюжетами. В речевом и познавательном центрах появились настольно-печатные игры по развитию речи.
В своей работе мы использовали игры, которые способствуют созданию эмоционально-положительной атмосферы: «Хорошее настроение», «Зеркало», «Доверие в общение». Так же такие игры повышают мотивацию на общение.
С начала проведения игр, дети вели себя довольно настороженно. Дима Л., и Наташа Н., не хотели участвовать в совместной деятельности. Артем Ж., постоянно отвлекал на себя внимание. Но постепенно детиактивизировались и влились в процесс. Не все дети привыкли говорить о своих чувствах. Дима Л., затруднялся называть свои чувства при обсуждении проблемных ситуаций, поэтому ребята приходили ему на помощь.
Развитие коммуникативных способностей по нашему проекту происходит в сюжетно-ролевых играх «Автобус», «Магазин цветов», «Театральный буфет», и «Театр». Сюжетно-ролевая игра «Театр» будет включать все сюжетные линии и станет итогом проекта. Последовательность работы над каждой игрой мы бы хотели показать на примере игры «Автобус».
Для того, чтобы закрепить способности культуры поведения в общественном транспорте, мы организовали просмотр обучающего мультфильма «Поведение в общественном транспорте». Обращали внимание детей на то, что нужно быть внимательными к окружающим людям и доброжелательными в общении с ними. Для рассказа о том, кто работает в сфере общественного транспорта и в чем заключается их работа, была приглашена мама Марины К., во время беседы, дети вовлекались в диалог, воспитатель помогала правильно формулировать вопросы, которые заинтересовали детей. Правильность формулировки заключается в том, чтобы вопросы были грамотно построены, были досказаны до конца и заданы в вежливой форме. Вот пример вопроса, который задала Катя Е.: «Расскажите, пожалуйста, почему билеты нужно сохранять до конца всей поездки?».
Сюжетные картины «Общественный транспорт» были использованы- так же для формирования речи, как средства общения. Детям было предложено составить коллективный рассказ по теме, во время составления дети вступали в диалог, решали как будет разворачиваться сюжет их рассказа. Мише Г, Алине Д и Наташе Н., оказывалась помощь в составлении предложений со стороны воспитателя, эти дети часто стесняются, им не хватает уверенности для высказывания своего мнения в коллективном задании, но с поддержкой взрослого начинают раскрываться и вести себя более уверенно.
Исполнение песен объединяет детей, способствует развитию их общения. В нашем проекте использовалась песня «Мы едем, едем, едем». При разучивании песни, воспитатель побуждала детей внимательно слушать музыку, обращала внимание на культуру слушания, учила детей слушать молча, высказываться только по окончании звучания. Обсуждая прослушанное произведение, дети стали участниками небольшой дискуссии. Это способствует умению излагать свои мысли подробно и обстоятельно, дети учатся выслушивать товарищей не выкрикивая и не перебивая друг друга.
Развитие общеречевых способностей у детей, владение средствами выразительной речи, важное условие адаптации в обществе. Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, развивает воображение и дает образцы русского литературного языка. Мы использовали произведение Н. Носова «Автомобиль». Для совместного чтения, мы пригласили маму Андрея Р., она прочитала детям рассказ, а после чего, помогала воспитателю в организации беседы на прочитанную тему.
Коммуникативная игра «Угадай вид транспорта» была использована для формирования способностей вербального и невербального общения. По правилам игры, выбирается один ведущий, который жестами или словами должен описать задуманный им транспорт, остальные дети отгадывают. В начале игры воспитатель обозначила себя в роли ведущего, чтобы показать все на своем примере, после, на роль ведущего пригласила Мишу Г.
В этой игре можно потренировать отгадывающих детей в умении сдерживать эмоции, не кричать и не спорить друг с другом. Это достаточно трудно для детей-дошкольников, но если обращать на это внимание, как и поступала воспитатель в нашем случае, то дети постепенно этому научатся.
После всей проделанной нами работы, мы перешли к организации самой сюжетно-ролевой игре «Автобус». Как известно, в сюжетно-ролевых играх дети получают новые знания, умения и способности, впечатления, в процессе игры накапливается общественный опыт детей, формируются способности поведения, общения с другими детьми и взрослыми. Перед игрой определялся сюжет игры, справедливое распределение ролей, напоминались правила поведения.
В начале игры, детям предстояло решить, из чего можно построить автобус. Придя к выводу, что для постройки можно использовать стулья, воспитатель распределила обязанности (мальчики приносят стулья, девочки помогают в расстановке). Когда постройка была готова, желающих на роль водителя, так и на роль кондуктора было много. Для того, чтобы дети не обижались друг на друга, не начинали ссориться и спорить, водитель и кондуктор выбирались с помощью игры. Построившись в круг, по определенному сигналу, дети передавали друг другу руль, второй сигнал обозначал остановку действий. Тот ребенок, у которого остался руль и назначается на роль водителя. Тот же самый метод используется и при выборе кондуктора, только уже передается сумка. После того, как роли были распределены, началась игра. Подробный конспект проведения игры в Приложении 4.
Некоторые дети вначале отказывались играть какую-либо роль, но постепенно пример более активных детей побудил ребят к творчеству: Артем Ж., Вика Т., Алиса Г.,начали играть пусть небольшие роли, но все же стали участвовать в совместной игре.
Детям с высоким уровнем сформированности коммуникативных способностей мы чаще предлагали выступить первыми в роли, показать пример, как может персонаж отображать данное действие.
Детям со средним уровнем мы старались оказывать больше внимания в плане стимулирования их активности и инициативности, для того, чтобы они могли проявлять себя в ситуации общения.
Детям с низким уровнем сформированности коммуникативных способностей мы оказывали дополнительную помощь. Перед проведением игры обсуждали персонажей, возможные действия героя.
Сюжетно-ролевые игры «Цветочный магазин», «Театральный буфет», «Театр» будут реализовываться примерно по такому же принципу.
Основной способ действия - осуществление качественного руководства игровой деятельностью детей с целью развития ее до такого уровня, когда бы она стала средством формирования их коммуникативных способностей.
Заключительный этап
1. Открытый показ сюжетно-ролевой игры «Театр» (приглашение родителей ) | февраль | воспитатель |
2. Анализ проведенной работы при реализации проекта. |
На заключительном этапе готовится открытый показ сюжетно- ролевой игры «Театр», приглашаются родители детей, которые становятся участниками игры.
Для анализа проведенной работы потребуется повторно провести диагностику коммуникативных способностей у детей.