Анализ внешних и внутренних факторов риска
Анализ влияния факторов коммерческого риска выполнен на основе экспертных оценок разработчиков программы, опирающихся на прогноз развития экономики России на среднесрочную перспективу, прогнозы развития экономики стран СНГ и дальнего зарубежья, прогноз объемов структуры и направлений современных и перспективных международных грузо- и пассажиропотоков, анализ современного состояния материально-технической базы и финансово-экономических показателей работы отечественных организаций транспортного комплекса и тенденций их развития, а также правовых условий функционирования международных транспортных коридоров на территории России.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
На реализацию программы могут оказать влияние непредвиденные изменения как в российской экономике, так и на мировых торговых и транспортных рынках.
К внешним факторам риска, т.е. риска, связанного с работой на мировых рынках, относятся:
- возможное падение спроса на основные товары российского экспорта: нефть и нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, металлы и др., вызванное как состоянием конъюнктуры мирового рынка, так и антидемпинговой политикой в отношении России. Вероятностный характер имеют экономические санкции, установленные по политическим мотивам.
- колебание цен, валютных курсов и т.п.;
- резкое снижение фрахтовых ставок из-за превышения наличия тоннажа транспортного флота над потребностью в перевозках какого-либо груза;
- повышение транзитных ставок при перевозках по железным дорогам сопредельных государств;
- ужесточение административных и экономических мер по недопущению российских автоперевозчиков на рынок международных перевозок.
- появление новых конкурентов, предлагающих те же товары, что и российская внешняя торговля, но более высокого качества и на более выгодных условиях;
- обострение конкуренции на международном рынке транспортных услуг, в частности со стороны судоходных компаний, при реализации программы развития Транссибирского МТК.
В условиях конкуренции между несколькими направлениями освоения евроазиатских транспортно-экономических связей российские транспортные коммуникации, входящие в МТК, имеют следующие преимущества, снижающие риски при осуществлении инвестиций на развитие отдельных их объектов:
- сокращение расстояния перевозок грузов и пассажиров по сравнению с большинством альтернативных маршрутов;
- наличие на направлениях концентрации транзитных перевозок коммуникаций одного или нескольких видов транспорта, обладающих большими мощностями, высоким техническим уровнем и, в ряде случаев, значительными резервами пропускной и провозной способности;
- имеющийся опыт осуществления транзитных перевозок на направлениях «Запад-Восток» и «Север-Юг» в сообщении со странами СНГ и между странами дальнего зарубежья;
- удаленность от основных очагов напряженности и межнациональных конфликтов;
- осуществление транзитных перевозок на большей части маршрута следования в рамках одной таможенной территории и по транспортным коммуникациям, имеющим одинаковые технические параметры.
Первые два фактора в сочетании с относительно низкими заработной платой и стоимостями строительства подвижного состава и инфраструктурных объектов позволяют уверенно рассчитывать на конкурентоспособные тарифы по сравнению с другими направлениями перевозок.
К внутренним факторам относятся:
- нестабильность экономического законодательства, условий инвестирования и использования прибыли;
- неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или отдельных регионах;
- возможные проявления элементов нестабильности в российской экономике (несмотря на появившиеся признаки ее улучшения), что может повлечь за собой снижение объемов грузопотоков в целом или по отдельным грузам, сокращение инвестиций в развитие транспорта;
- неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий и техногенных катастроф, могущих вызвать перераспределение бюджетных и прочих средств в стране;
- неполнота или неточность информации об действительной эффективности мероприятий, включенных в Программу;
- имеющие место случаи несогласованности действий участников транспортного процесса (грузовладельцев, внешнеторговых объединений, железнодорожного транспорта, портов и судоходных компаний), не позволяющие реализовать перевозочный потенциал транспортной системы страны.