Анализ спроса и прогноз развития рынка

ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Транспорт выступает в качестве одной из базовых отраслей национального хозяйства страны. От степени развития и эффективности его работы зависит бесперебойность взаимодействия всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, а также каждого предприятия в отдельности, своевременность поставок разнообразной продукции.

Единая транспортная система Российской Федерации включает в себя железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, речной и воздушный виды транспорта.

В период 1992-1998 гг. (табл. 3.1.) произошло значительное снижение объемов грузовых перевозок по всем видам транспорта (в 2,5 раза), грузооборот снизился на 33%. Вследствие этого доля железных дорог в суммарной объеме перевозок увеличилась с 42 до 53,9%, доли же других видов транспорта, соответственно, сократились; при этом доля железнодорожного транспорта в грузообороте сократилась с 42 до 32%.

Таблица 3.1.

Виды транспорта 1992 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Перевозки грузов, всего (без трубопроводного),          
млн. т
В т.ч.: железнодорожный
автомобильный (общего          
пользования)
морской
внутренний водный
воздушный 1,4 0,6 0,5 0,6 0,6
Доля железнодорожного          
транспорта, % 42,0 38,4 53,9 58,3 59,9
Грузооборот, млрд. ткм 3144,5  
железнодорожный 1019,5 1204,6 1351,9
автомобильный 21,6  
трубопроводный 1905,1  
морской 114,1  
Виды транспорта 1992 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
внутренний водный 61,6  
Доля железнодорожного          
транспорта, %  
Пассажирооборот,          
млрд. пасс. км 557,9 425,1 353,6 366,6 387,5
железнодорожный 222,2 163,1 125,7 167,5
автомобильный 216,1 189,2 171,6 171,5 165,7
воздушный 117,7 71,7 55,5 53,3 53,4
внутренний водный 1,9 1,1 0,8 0,8 0,9

В 1999 г. грузооборот железнодорожного транспорта (в отличие от других видов) существенно возрос – более чем на 18% по сравнению с 1998 г. и его доля в грузообороте всех видов транспорта составила 36% против 32,4% в 1998 г. В 2000 г. рост объемов грузооборота железнодорожного транспорта продолжился; относительно 1999 г. он составил 12%.

Положительные тенденции, вызвавшие в 1999 году рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 3,2% и объемов промышленной продукции на 8,1%, позволили увеличить объем отправления грузов железнодорожным транспортом на 13,5%. Социально-экономические процессы, способствующие росту производства, в 2000 году позволили сохранить положительную динамику изменения основных показателей. ВВП страны вырос на 7,6%, объем промышленной продукции – на 9%, а темп роста объемов отправления грузов ж.д. транспортом составил 10,1%.

Грузовые перевозки автомобильным и водным транспортом стабилизировались на уровне, составляющим примерно 1/3 от перевозок 1992 г.

Решающе влияние на размеры грузовых перевозок оказало состояние экономики в стране.

Пассажирооборот во внегородском сообщении за 1992-2000 гг. снизился на 30,5%, в т.ч. на железнодорожном транспорте на 24,6%, на автомобильном – на 23,3%, что объясняется падением платежеспособности населения.

Российские экспорт и импорт товаров в стоимостном выражении составили в 1998 г. около 115 млрд. долларов США, в 1999 г. – 103 млрд. долл. США и в 2000 г. – почти 137 млрд. долл. США.

Объем перевозок внешнеторговых грузов России по данным таможенной статистики РФ составил (млн. т):

Таблица 3.2.

 
Экспорт
Импорт
Всего

Более 75% общего объема экспортных грузов поступает в страны дальнего зарубежья, а около 70% импортных грузов ввозится из стран СНГ.

Объемы перевозок внешнеторговых и транзитных грузов по видам транспорта за отчетный 2000 г. приведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3.

Виды транспорта Объем перевозок, млн. т  
  Морской
  Трубопроводный
  Железнодорожный (в прямом сообщении)
Виды транспорта Объем перевозок, млн. т  
  Автомобильный
  Внутренний водный
  Воздушный 0,2
  Всего
         

Из общего объема перевозок морским транспортом 76 млн. т следует транзитом через порты иностранных государств. Доставка этих грузов осуществляется железнодорожным (50 млн. т) и трубопроводным (26 млн. т) транспортом. В сообщении с российскими морскими портами железнодорожным транспортом перевозится 63 млн. т внешнеторговых и транзитных грузов.

В 1998 г. каждая тридцатая тонна груза, перевозимая по территории Российской Федерации в международном сообщении, следовала через нашу страну транзитом. Снизившиеся за годы реформ объемы транзитных перевозок грузов стабилизировались на уровне 20 млн. тонн в год. В 1999 г. объем транзитных перевозок составил 20,8 млн. тонн. Основу транзитных перевозок по территории Российской Федерации составляют грузы, отправляемые из стран СНГ (74,4%), Более 92% всех транзитных перевозок (без учета трубопроводного транспорта) в 1998 г. было освоено по железнодорожным магистралям.

В 1998 г. перевозки пассажиров в сообщении со странами дальнего зарубежья составили 14,7 млн. человек (в 1999 г. – 15,6 млн. чел., в 2000 г. – по оценке около 16 млн. чел.). Около 11 млн. человек проследовало через воздушное пространство России транзитом.

Прогноз перевозок на перспективу до 2010 г. (табл. 3.4) разработан в соответствии с ожидаемыми темпами экономического роста страны и объемами внешней торговли, он учитывает перспективы развития всех видов транспорта, включая трубопроводный.

Таблица 3.4.

Наши рекомендации