Федеральная целевая программа

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная целевая программа - student2.ru

Федеральная целевая программа

«Модернизация транспортной системы России

(2002-2010 годы)»

БИЗНЕС-ПЛАН

Москва, 2001 год


С О Д Е Р Ж А Н И Е
      Стр.
1. Краткая характеристика состояния проблемы…………………..
2. Экономическая, социальная и научно-техническая значимость  
  проблемы …………………………………………………………
3. Анализ спроса и прогноз развития рынка транспортных услуг..
4. Анализ внешних и внутренних факторов риска………………...
5. Обоснование важнейших программных мероприятий ………..
  5.1. Железнодорожный транспорт…………………………….
  5.2. Автомобильные дороги…………………………………...
  5.3. Гражданская авиация……………………………………...
  5.4. Единая система организации воздушного движения…...
  5.5. Морской транспорт………………………………………..
  5.6. Внутренний водный транспорт…………………………..
  5.7. Внутренние водные пути …………………………………
  5.8. Реформирование пассажирского транспорта  
    общего пользования ………………………………………
  5.9. Безопасность дорожного движения………………………
  5.10. Информатизация…………………………………………..
  5.11. Международные транспортные коридоры………………
6. План реализации Программы…………………………………….
7. Финансовый план реализации Программы, объемы и источники финансов…………………………………………….  
8. Экономическая эффективность Программы……………………
9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы……

АНАЛИЗ СПРОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА

ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Транспорт выступает в качестве одной из базовых отраслей национального хозяйства страны. От степени развития и эффективности его работы зависит бесперебойность взаимодействия всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, а также каждого предприятия в отдельности, своевременность поставок разнообразной продукции.

Единая транспортная система Российской Федерации включает в себя железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, речной и воздушный виды транспорта.

В период 1992-1998 гг. (табл. 3.1.) произошло значительное снижение объемов грузовых перевозок по всем видам транспорта (в 2,5 раза), грузооборот снизился на 33%. Вследствие этого доля железных дорог в суммарной объеме перевозок увеличилась с 42 до 53,9%, доли же других видов транспорта, соответственно, сократились; при этом доля железнодорожного транспорта в грузообороте сократилась с 42 до 32%.

Таблица 3.1.

Виды транспорта 1992 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Перевозки грузов, всего (без трубопроводного),          
млн. т
В т.ч.: железнодорожный
автомобильный (общего          
пользования)
морской
внутренний водный
воздушный 1,4 0,6 0,5 0,6 0,6
Доля железнодорожного          
транспорта, % 42,0 38,4 53,9 58,3 59,9
Грузооборот, млрд. ткм 3144,5  
железнодорожный 1019,5 1204,6 1351,9
автомобильный 21,6  
трубопроводный 1905,1  
морской 114,1  
Виды транспорта 1992 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
внутренний водный 61,6  
Доля железнодорожного          
транспорта, %  
Пассажирооборот,          
млрд. пасс. км 557,9 425,1 353,6 366,6 387,5
железнодорожный 222,2 163,1 125,7 167,5
автомобильный 216,1 189,2 171,6 171,5 165,7
воздушный 117,7 71,7 55,5 53,3 53,4
внутренний водный 1,9 1,1 0,8 0,8 0,9

В 1999 г. грузооборот железнодорожного транспорта (в отличие от других видов) существенно возрос – более чем на 18% по сравнению с 1998 г. и его доля в грузообороте всех видов транспорта составила 36% против 32,4% в 1998 г. В 2000 г. рост объемов грузооборота железнодорожного транспорта продолжился; относительно 1999 г. он составил 12%.

Положительные тенденции, вызвавшие в 1999 году рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 3,2% и объемов промышленной продукции на 8,1%, позволили увеличить объем отправления грузов железнодорожным транспортом на 13,5%. Социально-экономические процессы, способствующие росту производства, в 2000 году позволили сохранить положительную динамику изменения основных показателей. ВВП страны вырос на 7,6%, объем промышленной продукции – на 9%, а темп роста объемов отправления грузов ж.д. транспортом составил 10,1%.

Грузовые перевозки автомобильным и водным транспортом стабилизировались на уровне, составляющим примерно 1/3 от перевозок 1992 г.

Решающе влияние на размеры грузовых перевозок оказало состояние экономики в стране.

Пассажирооборот во внегородском сообщении за 1992-2000 гг. снизился на 30,5%, в т.ч. на железнодорожном транспорте на 24,6%, на автомобильном – на 23,3%, что объясняется падением платежеспособности населения.

Российские экспорт и импорт товаров в стоимостном выражении составили в 1998 г. около 115 млрд. долларов США, в 1999 г. – 103 млрд. долл. США и в 2000 г. – почти 137 млрд. долл. США.

Объем перевозок внешнеторговых грузов России по данным таможенной статистики РФ составил (млн. т):

Таблица 3.2.

 
Экспорт
Импорт
Всего

Более 75% общего объема экспортных грузов поступает в страны дальнего зарубежья, а около 70% импортных грузов ввозится из стран СНГ.

Объемы перевозок внешнеторговых и транзитных грузов по видам транспорта за отчетный 2000 г. приведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3.

Виды транспорта Объем перевозок, млн. т  
  Морской
  Трубопроводный
  Железнодорожный (в прямом сообщении)
Виды транспорта Объем перевозок, млн. т  
  Автомобильный
  Внутренний водный
  Воздушный 0,2
  Всего
         

Из общего объема перевозок морским транспортом 76 млн. т следует транзитом через порты иностранных государств. Доставка этих грузов осуществляется железнодорожным (50 млн. т) и трубопроводным (26 млн. т) транспортом. В сообщении с российскими морскими портами железнодорожным транспортом перевозится 63 млн. т внешнеторговых и транзитных грузов.

В 1998 г. каждая тридцатая тонна груза, перевозимая по территории Российской Федерации в международном сообщении, следовала через нашу страну транзитом. Снизившиеся за годы реформ объемы транзитных перевозок грузов стабилизировались на уровне 20 млн. тонн в год. В 1999 г. объем транзитных перевозок составил 20,8 млн. тонн. Основу транзитных перевозок по территории Российской Федерации составляют грузы, отправляемые из стран СНГ (74,4%), Более 92% всех транзитных перевозок (без учета трубопроводного транспорта) в 1998 г. было освоено по железнодорожным магистралям.

В 1998 г. перевозки пассажиров в сообщении со странами дальнего зарубежья составили 14,7 млн. человек (в 1999 г. – 15,6 млн. чел., в 2000 г. – по оценке около 16 млн. чел.). Около 11 млн. человек проследовало через воздушное пространство России транзитом.

Прогноз перевозок на перспективу до 2010 г. (табл. 3.4) разработан в соответствии с ожидаемыми темпами экономического роста страны и объемами внешней торговли, он учитывает перспективы развития всех видов транспорта, включая трубопроводный.

Таблица 3.4.

Таблица 3.5.

(млрд. долл. США)

  Отчет Оценка Прогноз
Экспорт 72,9 103,0 81,2 83,8 86,4 88,7 91,3 93,9 96,5 99,0 101,6 104,2
Импорт 30,3 33,9 54,0 59,9 65,1 70,7 74,8 78,9 83,0 87,1 91,2 95,3
ВСЕГО 103,2 136,9 135,2 143,7 151,5 159,4 166,1 172,8 179,5 186,1 192,8 199,5

При прогнозировании перевозок морским и внутренним водным транспортом учтены ожидаемые объема транспортировки углеводородного сырья трубопроводным транспортом. Предполагается увеличение пропускной способности нефтепровода «Дружба» и создание новых трубопроводов, в том числе Балтийской трубопроводной системы, Каспийского трубопроводного консорциума, трубопроводов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ожидается, что к 2010 г. объем внешней торговли России в стоимостном выражении возрастет по сравнению с уровнем 2000 г. на 45%, а объемы перевозок экспортно-импортных грузов – на 18 - 27%.

Объем перевозок внешнеторговых грузов составит (млн. т):

Таблица 3.6.

 
Минимальный вариант
Максимальный вариант

Из общего объема экспортно-импортных перевозок в 2010 г. экспортные грузы составят 605 – 646 млн. т и импортные – 100 – 120 млн. т.

Размер транзитных перевозок грузов возрастет в 2,9 – 3,0 раза и достигнет 58–60 млн. т.

Перевозки транзитных грузов в контейнерах на основных широтных направлениях возрастут до 250 – 300 тыс. единиц и на направлении «Север – Юг» - 80 - 100 тыс. единиц.

Таблица 3.7.

Распределение перевозок российских внешнеторговых и международных транзитных

грузов между видами транспорта в 2010 г. (по максимальному варианту)

  Виды транспорта Объем перевозок грузов, млн. тонн
Морской  
Трубопроводный  
Железнодорожный (в прямом сообщении)  
Автомобильный  
Внутренний водный  
Воздушный 0,4  
ВСЕГО  
         

Перевозки пассажиров в международном сообщении к 2010 г. возрастут по сравнению с 2000 г. в 1,4 – 1,5 раза и составят 22 – 24 млн. человек. Из этого объема 12 – 13 млн. чел. будет приходиться на граждан России, совершающих поездки в страны дальнего зарубежья и 10 – 11 млн. чел. на иностранных граждан, посещающих Россию.

Кроме того, 14 - 16 млн. человек проследует по транзитным международным воздушным трассам (в основном по кроссполярным и трансполярным маршрутам).

Железнодорожный транспорт

Для решения поставленных задач разработаны проекты модернизации, технического перевооружения и развития железнодорожного транспорта.

В области реорганизации и развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, организации ремонта и эксплуатации пассажирского и грузового подвижного состава эти проекты направлены на удовлетворение перспективных потребностей в подвижном составе за счет поставок локомотивов нового поколения, производимых на заводах России, и модернизации существующих с продлением их сроков службы на основе технических решений, отличающихся высокой экономичностью, лучшими потребительскими, эксплуатационными, экологическими качествами и обеспечивающих конкурентоспособность российского транспортного машиностроения, снижение себестоимости перевозок.

В области электрификации участков железных дорог и переключения грузопотоков с тепловозных на электрифицированные хода намечен ввод электрической тяги на полигоне около 8 тыс. км.

Система мероприятий по обновлению и развитию хозяйства электроснабжения включает:

- обновление и усиление устройств контактной сети;

- замену дефектных опор;

- замену отслуживших срок трансформаторов, выпрямительных агрегатов;

- установку электронных систем учета электроэнергии;

- строительство резервных ЛЭП;

- внедрение систем телеуправления на энергодиспетчерских кругах и замену на кругах морально устаревших систем.

Мероприятия по развитию информационных технологий, модернизации и обновлению устройств связи, автоматики и сетей телекоммуникаций направлены на обеспечение роста эффективности работы железнодорожного транспорта, повышение конкурентоспособности отрасли на рынке транспортных услуг, инвестиционной привлекательности отрасли, безопасности движения поездов, создание единого информационного пространства.

Основные направления обновления и развития путевой инфраструктуры базируются на следующем комплексе взаимоувязанных мероприятий:

- создание и внедрение малообслуживаемых конструкций пути для различных условий эксплуатации и расширение полигона бесстыкового пути;

- увеличение объема выпуска железобетонных шпал и переводных брусьев, переход на железобетонное подрельсовое основание;

- создание и внедрение ресурсосберегающих технологий при текущем содержании и всех видах ремонтов железнодорожного пути;

- реконструкция искусственных сооружений и «оздоровление» земляного полотна;

- совершенствование средств диагностики и контроля пути;

- оснащение железных дорог современными, надежными, высокопроизводительными путевыми машинами, обеспечение их ремонта и повышение эффективности их использования.

Развитие скоростного и высокоскоростного движенияпассажирских поездов в России в период до 2010 г. предусматривает поэтапное повышение скоростей движения до 160-200 км/час на полигоне сети железных дорог протяжением более 8 тыс. км.

К реконструктивным мероприятиям по развитию скоростного движения, требующим капитальных вложений, отнесены работы по:

- замене кривых малого радиуса на кривые соответствующие намеченным максимальным скоростям движения пассажирских поездов;

- замене составных кривых на однорадиусные кривые;

- выносу из кривых стрелочных переводов, расположенных на главных путях;

- замене на главных путях обычных стрелочных переводов на скоростные;

- реконструкции искусственных сооружений или строительству новых искусственных сооружений, вызванному сдвижкой пути при переустройстве его плана;

- уширению или выносу пассажирских платформ;

- реконструкции путевого развития станций в связи с работами по выносу стрелочных переводов из кривых и переустройству пассажирских платформ;

- реконструкции пешеходных мостов и тоннелей;

- усилению и реконструкции систем сигнализации и связи;

- техническому перевооружению и замене устройств систем автоматики и телемеханики;

- реконструкции устройств тягового и продольного электроснабжения.

Мероприятия по развитию пограничных и предпортовых станцийв период 2001-2010 гг. предусматривают:

- строительство комплексов зданий и сооружений для пограничной и таможенной служб, укладку дополнительных станционных путей для проведения пограничных и таможенных операций;

- строительство новых и реконструкцию существующих контрольно-пропускных пунктов;

- сооружение дополнительных приёмо-отправочных и соединительных внутриузловых путей;

- строительство пунктов переработки большегрузных контейнеров;

- строительство новых и развитие существующих станций, обслуживающих порты.

Мероприятия по внедрению технических средств, повышающих безопасность движениянаправлены на использование комплексов технических средств, включая многоканальные регистры, системы локомотивной сигнализации, средств диагностики и дефектоскопии пути, путевой аппаратуры, системы автоматического управления тормозами, аварийно-восстановительных средств и других систем и приборов. Основную долю инвестиций составят затраты на строительство путепроводов взамен железнодорожных переездов.

В области охраны природы и обеспечения экологической безопасности основные мероприятия направлены на снижение вредного воздействия на окружающую среду, в том числе:

-сокращениевыбросов загрязняющих веществ на 15,8 тыс. тонн, в том числе на 4,9 тыс. тонн твердых веществ.

- перевод новых маневровых тепловозов на водо-топливную эмульсию, применение которой позволяет сократить потребление топлива и соответственно снизить выбросы загрязняющих веществ не менее, чем на 50%;

- оснащение экологически чистыми туалетными комплексами замкнутого типа для исключения бактериального загрязнения пассажирские вагоны;

- снижение техногенной нагрузки отрасли на атмосферный воздух за счет ликвидации 39 источников загрязнения, внедрения ресурсосберегающих технологий на 87 объектах и применения пылегазоулавливающего оборудования в 43 организациях;

- снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, внедрение ресурсосберегающих технологий в процессах водоиспользования, а также строительство, реконструкция и наладки канализационных очистных сооружений.

Комплекс мероприятийв области социальной политики и подготовки кадров на железнодорожном транспортевключает в себя:

- создание новых рабочих мест;

- подготовку молодых рабочих и среднего технического персонала в техникумах, колледжах, в дортехшколах и на производстве;

- повышение квалификации руководителей и специалистов ведущих профессий;

- подготовку и переподготовку кадров массовых профессий;

- строительство жилья для работников отрасли;

- реорганизацию и развитие системы здравоохранения;

- поддержку образовательных учреждений.

К мероприятиям по развитию сети железных дорог и реконструкции других объектов железнодорожного транспорта относится строительство:

- железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с материком (507 км), для освоения грузопотока 5-7 млн. т в год с возможным ростом в перспективе до 20 млн. т (предусматривается также реконструкция железных дорог острова);

- линии Ледмозеро – Кочкома (122,4 км), позволяющей обеспечить перевозку рудного концентрата из Костомукшского ГОКа на металлургические предприятия страны (7 млн. т в год);

- подъездного пути к Чинейскому месторождению руды (65 км), обеспечивающему вывоз руды на Западно-Сибирский металлургический комбинат в объеме 3,5 млн. т на 2005 г. и 5,5 млн. т в год на 2010 г.;

- подъездного пути к Эльгинскому месторождению угля (320 км) для освоения месторождения и вывоза угля потребителям на Дальнем Востоке и на экспорт.

Прогнозируемый на перспективу рост объемов перевозок потребует в период до 2010 г. осуществить на отдельных направлениях строительство дополнительных главных путей общим протяжением 435 км, что позволит обеспечить завоз грузов в районы севера Западной Сибири для освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений и обеспечит перевозки на подходах к морским портам Черноморского бассейна, вывоз угля из Кузнецкого бассейна.

Развитие и модернизация пассажирского комплекса направлены на повышение качества обслуживания пассажиров на вокзалах и поездах, реконструкцию вокзальных комплексов, модернизацию и техническое переоснащение пассажирских парков и станций, техническое переоснащение организаций, связанных с обслуживанием пассажиров, внедрение автоматизированных систем оплаты, контроля и учета проезда.

Внедрение ресурсосберегающих технологийво всех хозяйствах железнодорожного транспорта направлено на снижение энергопотребления, экономию материальных ресурсов, применение более долговечных материалов с улучшенными эксплуатационными характеристиками, использование импортозамещающих изделий и технических средств.

В сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ рассматриваются вопросы реорганизации и развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, ремонта и эксплуатации подвижного состава, электрификации железных дорог и обновления хозяйства электроснабжения, внедрения новых информационных технологий, развития высокоскоростного движения, обновления путевой инфраструктуры и др.

Автомобильные дороги

В области развития федеральных автомобильных дорогпредусматривается строительство и реконструкция 11 тыс. км автодорог. В их развитии главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. В результате протяжение дорог I категории увеличится к 2010 г. до 8 тыс. км или почти в 2 раза. К 2010 г. основная масса федеральных дорог должна иметь капитальное покрытие, обеспечивающее пропуск современных транспортных средств с высокими нагрузками и скоростями. Общая протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 г. возрастет до 50 тыс. км.

Предусмотрено строительство и реконструкция платных автодорог и мостовых переходов общим протяжением 3 тыс. км, а также обустройство их платной эксплуатации.

Мероприятия по развитию территориальных автомобильных дорогпредусматривают повышение технического уровня наиболее перегруженных участков со строительством обходов населенных пунктов; формирование единой автодорожной сети путем строительства участков на границах административных образований, на дорогах, связывающих районные центры с центрами регионов и между собой; обеспечение устойчивой связи большей части сельского населения дорогами, служащими подъездами к сельским населенным пунктам.

Предусматривается довести удельный вес дорог I, II, III категории до 20% против 18,3% в настоящее время. Протяжение сети за счет перевода части ведомственных дорог и строительства новых дорог возрастет до 620 тыс. км.

Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших направлений обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.

Мероприятиями по ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорогпредусматривается отремонтировать 48,0 тыс. км дорог. На проведение работ по содержанию федеральных дорог потребуется 80,0 млрд. руб.

В результате будет ликвидировано отставание по сроку ремонтов на сети федеральных дорог.

Программой ремонта и содержания территориальных автомобильных дорогпредусматривается отремонтировать 268 тыс. км дорог.

Предусмотрены мероприятия по научно-техническому, информационному и правовому обеспечениюдеятельности дорожного комплекса.

Гражданская авиация

Для реализации поставленных в Подпрограмме целей необходимо проведение следующих мероприятий.

В области развития парка воздушных судов намечено обеспечение поставок российским авиакомпаниям 923 новых самолетов и вертолетов основных классов, предполагается также приведение структуры парка в соответствие с современными требованиями рынка перевозок путем создания технических и экономических условий для:

- расширения сферы применения современных типов воздушных судов, находящихся на эксплуатации в авиакомпаниях России – Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ан-124, Ми-8МТ, Ми-26Т и Ка-32;

- замены на основе финансового лизинга, а также прямых закупок за счет привлеченных и собственных средств авиакомпаниями России устаревшей части парка воздушных судов на самолеты и вертолеты нового поколения - Ил-96М, Ил-96Т, Ту-234, Ту-334, Ту-324, С-80, Ан-70Т, Ил-76ТФ, Ми-38, Ка-62, Ан-140, Ми-34, Ми-38, Ка-62, Ка-226.

Подпрограммой предусмотрены следующие поставки новых воздушных судов авиакомпаниям России: пассажирские самолеты магистральные – 194, региональные – 306; грузовые самолеты магистральные – 41, региональные – 38; вертолеты тяжелые и средние – 131, легкие – 213.

В период 2006-2010 гг. предполагается начало поставок новых региональных самолетов, вместимостью 70 и 30 пассажиров, и нового сельскохозяйственного самолета.

В сфере модернизации действующего парка магистральных самолетов по требованиям ИКАО предусматривается:

- обеспечение модернизации парка самолетов - Як-42, Ту-154М, Ил-62М по установке звукопоглощающих конструкций;

- обеспечение работ по замене двигателей на самолетах Ил-76, Ил-86, Ту-134;

- обеспечение установки систем предупреждения столкновений в воздухе (ACAS-Ш), сокращенных норм вертикального эшелонирования (RVSM), зональной навигации (BRNAV).

В целом, за 2002-2005 гг. необходимо обеспечить модернизацию 470 магистральных самолетов.

В сфере развития объектов наземной инфраструктуры предусматривается обеспечение комплексного и сбалансированного развития основных производственных комплексов аэропортов и наращивание производственных мощностей зданий и сооружений объектов наземной инфраструктуры.

Реализация основных мероприятий по развитию объектов наземной инфраструктуры позволит повысить к 2010 г. их оснащенность до 85 процентов от нормативного уровня.

В период 2002-2010 гг. должен быть обеспечен ввод в эксплуатацию 33 искусственных взлетно-посадочных полос (ИВПП), аэровокзалов с суммарной пропускной способностью 38,4 тыс. пас/час в 37 аэропортах, складов ГСМ общей емкостью 590 тыс. куб. м., 21 ангара и ангарных корпусов. Должно быть завершено строительство новых комплексов аэропортов в гг. Омск (Федоровка) и Сыктывкар-2, произведена замена светосигнального оборудования в 27 аэропортах, осуществлено строительство грузовых комплексов (терминалов) в 22 аэропортах.

Приоритетное развитие получают аэропорты Московского авиационного узла, аэропорты Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера и аэропорты, используемые в системе международных транспортных коридоров.

В области развития информатики предусматривается обеспечение ввода в строй единой отечественной системы бронирования и продажи воздушных перевозок, конкурентоспособной по отношению к зарубежным аналогам на базе развития систем «Сирена-2.3», «Сирена-2000» и «Сирена-3».

В сфере обеспечения безопасного функционирования гражданской авиации предусматриваются меры по достижению устойчивой безопасной работы гражданской авиации на основе:

- совершенствования государственной системы обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов;

- совершенствования государственной системы обеспечения авиационной безопасности, адаптированной с международными стандартами и требованиями;

- разработки и внедрения системы учета человеческого фактора;

- проведения в организациях гражданской авиации мероприятий по повышению системы контроля надежности, организации исследований аварийных и отказавших объектов авиационной техники;

- реализации в организациях гражданской авиации системы мер по обеспечению экологической безопасности;

- реализации принципа главенства в системе обеспечения безопасности полетов требований авиаперевозчика по отношению ко всем иным участникам авиатранспортного процесса;

- реализации принципа главенства в системе обеспечения авиационной безопасности аэропорта, как хозяйствующего субъекта и его требований ко всем участникам авиатранспортного процесса.

5.4. Единая система организации воздушного движения

В данную Подпрограмму включены мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных авиакомпаний в аэронавигационном обслуживании при полетах в воздушном пространстве Российской Федерации, а также на обеспечение национальной безопасности государства.

В области модернизации технического обеспечения действующих и вновь открываемых международных и внутренних воздушных трасс предусматривается существенное повышение степени технической оснащенности современными средствами воздушной и наземной связи, наблюдения и автоматизации управления воздушным движением, отвечающими требованиям ИКАО, районных центров Единой системы организации воздушного движения в районах Арктики, Крайнего Севера и Сибири, где проходят действующие и вновь открываемые воздушные трассы.

Для обеспечения полетов по воздушным трассам планируется поэтапное проведение комплекса технических мероприятий по улучшению связи, наблюдения и автоматизации процессов управления воздушным движением, а также укрупнению районных центров Единой системы организации воздушного движения.

Подпрограммой предусмотрено поддержание эксплуатационной готовности и поэтапная модернизация автоматизированных систем управления воздушным движением (Московских и Ростовской).

Будет осуществлено внедрение комплексов систем УВД, использующих современное оборудование, программное обеспечение, технологию построения систем и человеко-машинный интерфейс.

Внедрение будет осуществляться поэтапно для составных частей центров управления и аэродромных командно-диспетчерских пунктов, радиолокационных подсистем, подсистем связи и передачи данных.

Предусмотренное Подпрограммой создание укрупненных районных центров управления полетами воздушных судовимеет целью повышение эффективности управления воздушным движением, совершенствование структуры воздушного пространства, техническое переоснащение современным оборудованием. Предполагаемое создание укрупненных районных центров управления полетами воздушных судов предусматривает проведение следующего комплекса мероприятий:

- технико-экономическое обоснование мероприятий по укрупнению районных центров управления полетами воздушных судов;

- оптимизация количества секторов в существующих районных центрах;

- укрупнение, техническое переоснащение районов и центров УВД с учетом обеспечения требований по безопасности воздушного движения;

- оптимизация численности диспетчерского состава и инженерно-технического персонала.

Мероприятиями по внедрению перспективных средств организации воздушного движенияпредусматривается использование технологии автоматического зависимого наблюдения – контрактного или адресного и радиовещательного.

Технические средства, реализующие контрактное наблюдение, будут использоваться, главным образом, для обслуживания полетов в океанических и отдаленных континентальных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Оснащаться соответствующим оборудованием будут, в основном, межконтинентальные воздушные суда, выполняющие полеты по Кроссполярным и Трансвосточным трассам из Северной Америки в Азию.

Внедрение радиовещательного наблюдения в континентальном воздушном пространстве будет сосредоточено сначала в районах прохождения Транссибирских и Трансполярных международных трасс, а затем распространено на другие районы. Интенсивное внедрение этого метода наблюдения в России сначала расширит существующую зону перекрытия радиолокационным полем наблюдения и улучшит его характеристики, а затем, в соответствии с концепцией ИКАО, по мере накопления опыта эксплуатации комбинированного наблюдения, может заменить традиционные средства наблюдения в отдельных районах.

Мероприятиями поразвертыванию наземного сегмента глобальных систем связи, навигации и наблюдения на основе использования космической техники предусматривается внедрение перспективных технических средств и технологий, отраженных в глобальном плане, принятом ИКАО. При этом будет осуществлено:

- совместное использование глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS (GNSS);

- создание системы авиационной фиксированной спутниковой связи и подключение к системе международной авиационной мобильной спутниковой связи;

- разработка бортовой навигационной аппаратуры и создание 6-ти и 12-ти канальных бортовых приемо-индикаторов (оснащение воздушных судов указанной аппаратурой обеспечит высокую точность и надежность местоопределения в любой точке земного шара и на всех высотах полета);

- создание системы авиационной фиксированной спутниковой связи по радиально-узловому принципу на базе станций спутниковой связи;

- подключение к системе международной авиационной мобильной спутниковой связи;

- внедрение технических средств центров коммутации сообщений и пакетов телеграфной связи гражданской авиации;

- внедрение национальной сети авиационной электросвязи.

В рамках создания и внедрения интегрированной многоуровневой системы планирования воздушного движения Россиибудутсозданы автоматизированные системы планирования воздушные движения в интересах обеспечения полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации России и международной гражданской авиации.

Автоматизация функций планирования осуществляется с учетом рекомендаций ИКАО, изложенных в Европейском аэронавигационном плане и Концепции построения Централизованной службы, организации планирования воздушного движения в Европейском регионе ИКАО.

В ходе реализации и внедрения указанных мероприятий должно быть, в частности, обеспечено: планирование и координирование использования воздушного пространства России и стран СНГ, создание централизованной системы сбора данных, осуществление процессов планирования воздушного движения с использованием сети авиационной фиксированной спутниковой связи.

В области внедрения средств автоматизации управления воздушным движением в наиболее загруженных районах и зонахпредусматривается использование отечественных автоматизированных систем новой архитектуры в части рабочих мест диспетчеров, программного обеспечения, автоматической передачи информации в смежные системы и обмена с главным центром управления потоками, подсистем планирования, наблюдения, связи, метеообеспечения и предупреждения столкновений в Хабаровске и Санкт-Петербурге, Минеральных Водах и Сочи.

Мероприятиями по совершенствованию оснащения аэродромов средствами обеспечения полетов<

Наши рекомендации