Июня 2017 Старт. Нежданчик у моста.
Ночью шел дождь. Дежурные кутались в дождевики и считали минуты до конца смены. Дождь то усиливался, то ослабевал, но полностью не прекращался. Трудности продолжались.
Подъем и завтрак сделали попозже, около 9-30. Дождь понял, что этих людей не сломить и прекратился. Постройка плотов продолжилась.
Работали энергично, всем хотелось стартовать, да и просто хотелось согреться. Цех по изготовлению трапов задание не осилил – трапы оказались хлипкие. После яркого монолога Сан Саныча авторы трапов, под ликующие взгляды цеха шнуровщиков плотов, отправились трапы переделывать.
Поляна, с которой осуществлялся старт, место популярное. Пока работа кипела, одна компания успела отчалить и одна причалить. Момент погрузки моторных лодок на прицепы прибывшей компанией практически полностью парализовал работу. Больно занятно получалось. Автомобиль, к которому прикреплен прицеп для транспортировки лодки, сдает задом и прицеп (и добрая половина самой машины) оказывается в воде. После этого лодка с разгона заплывает-заползает на этот прицеп (весьма виртуозная работа) имашина выезжает с уже пойманной лодкой.
Плоты доделали и дружной компанией спустили на воду. Это событие отметили обедом и стали собирать лагерь. Перед погрузкой Сан Саныч, помахивая тяжелыми предметами, провел интерактивный инструктаж по поведению на воде.
Стали делиться на команды. Первый плот захватили, в основном, взрослые и самые юные юнги. Оставшиеся два плота укомплектовали, выбирая по очереди, капитаны – Леша и Паша. Получилось 3 команды по 13 человек. Гребцов по 5 человек на борт и по 3 загорающих. Имена плотов по порядку – Акула, Перфекционист и Инвалид. Каждое имя со своей историей.
Начали грузить «общак», более-менее равномерно, на середины катамаранов. На первый плот торжественно установили «самовар» из трубы которого торчал флаг, прикрепленный к удочке. Выглядит лихо!
После общака закинули личные вещи – рюкзаки по краям, крепили к деревянному щиту ремнями или веревками – получились сиденья для гребцов. Последнее событие – дележка весел – прошло в свойственной нам конструктивной и вежливой манере.
В 14-30 отплыли – УРА!
Плоты шли ровно и спокойно. Вначале потренировали команды «ход» и «табань». Затем рулить надоело и какую-то часть пути плот плыл боком. Сан Саныч, то ли старательно, то ли и вправду не замечал огненный взгляд Гали, которая плавание боком не одобряла.
Светило солнце, дождя больше в этот день не было. Так мы и плыли боком, любовались сказочными видами и наблюдали за занимательными маневрами плотов номер два и номер три. Прошли пару шивер, в которых главными потерями оказались промокшие штаны сидевших сзади.
Через какое-то время дошли до главного приключения дня – моста через Ману.
Метров за двести до приключения нас приветствовали растяжки, прикрепленные к деревьям по обеим сторонам реки, с, в целом, позитивной новостью о строительстве нового моста через реку и призывавшие к осторожности.
Наполнившись позитивом и вняв призывам мы причалили метров за сто до моста. Инициативная команда отправилась на разведку по берегу. Оставшиеся на плотах маялись и гадали, что же их ждет. Минут через двадцать разведка вернулась. Лица их были мрачны.
Оказалось, что все проходы между опорами моста перегорожены, проскочить не удастся. Необходимо перетаскивать судна и груз по берегу. К счастью, прямо возле моста оказалось удобное местечко, в которое отлично входил один плот.
Началась переноска. Люди разделились натащивших по три здоровых сумки в одиночку и на переносчиков кочана капусты вдвоем. С шутками и прибаутками груз спустили и переместили на другую сторону моста. Взялись за плот.
Большинство тут же столпилось на одной стороне и поглядывало на тройку храбрецов сиротливо стоящих у другой. Первая пара метров была болезненной – с одной из сторон (угадайте какой) плот регулярно роняли. В конце-концов разобрались с расстановкой и дело пошло веселее. Плот донесли.
Спускать в воду пришлось с крутого берега, немного побегав вокруг, нашли оптимальную позицию, и плот смачно плюхнулся на воду. Остальные два плота перенесли по отработанной схеме. Во время обратной погрузки все старательно спихивали общак соседям и старались припрятать весла. Запасливый Сан Санычприхватил какую то балку на дрова. Эта балка так и плыла, переживала с нами невероятные приключения и была передана на дальнейшее содержание группе с Нижней Маны.
«Приключение с мостом» заняло около пары часов. Через 30 минут после старта от переправы добрались до места ночевки и обнаружили, что место занято. Было около 7 вечера.
Пришлось ставить лагерь на соседней поляне, параллельно уверяя соседей, что мы и правда перетащили плоты, а не были сброшены на парашютах. Через полчаса поляна превратилась в полноценный цыганский табор. Мы отлично дополнили соседей, которые что то праздновали. В общем, как показал следующий день, состояние праздника было для них делом обыденным.
Наконец-то послышался долгожданный призыв «Куууууушаааааать» и над поляной раздался протяжный вой и звон обнажаемых тарелок и ложек.
После еды все проживали события дня, долго гоготали и шумели. Когда, наконец-то, лагерь успокоился, стало слышно соседей, которые протяжно уговаривали ворона не виться над головой, потому что все равно ничего у него не выйдет…
Звезды, мерцая, смотрели на суету внизу…
Июня 2017 – дневка.
Лагерь просыпался медленно. Большинство запланировали подъем прямо к завтраку и с утра было тихо и благостно. На завтрак было фирменное блюдо «Манка на Мане».
Главным развлечением на день была переправа на другой берег за дровами. Решили сделать дело, пока не наступила жара. Потом было решено гулять смело.
Один плот разгрузили полностью (обычно во время стоянок с плотов снимают только личные вещи и необходимое). Группа ребят постарше пересекла Ману. Течение несколько снесло плот, так что для возвращения надо было подтянуть его немного выше по течению.
Оставшиеся в лагере занимались своими делами и периодически выходили на берег любоваться лесорубами на другой стороне. Кульминацией стало падение Фёдора в реку – стало ясно, что работают профессионалы.
Наиболее юные сплавщики пошли купаться в Ману. Купание заключается в захождении в реку на несколько метров от берега вверх по течению от плота, дальше всё делает река. Купальщика сносит вниз, поближе к плоту, где заплыв заканчивается и можно повторить. Попытки проникнуть в воду без спасательных жилетов пресекались наблюдающим с берега.
Озеро Хабайдак (в честь него названа стоянка) в 50 метрах от Маны и исторически бывший карьер для добычи гравия, хоть и было потеплее, но выглядело грязноватым и к купанию не располагало. К тому же там водятся страшные пиявки.
Экспедиция за дровами заняла пару часов. Гордые добытчики вернулись и немедленно стали назначать остававшихся на берегу на распил и колку дров. Забегая вперед – некоторые бревна плыли с нами всю дорогу и были переданы на дальнейшее бережное хранение группе на Нижней Мане. Возможно, их так и увезли в Новосибирск.
За хозяйственными хлопотами, купанием и обедом прошел день.
К вечеру жара спала и путешественники оживились. Девушки занялись приготовлением торта и винегрета – день был праздничный. Насте Казанцевой (человеку с добрейшим характером и кудрявыми волосами) стукнуло 12 лет.
Парни, представленные сами себе, играли в шахматы, карты, пилили дрова и просто бесились. Игрища закончились погнутым веслом, ещё одной энергичной речью от Сан Саныча и сотней отжиманий для особо активно сражавшихся.
Именинница бродила в отдалении от кухни и старательно делала вид, что не догадывается о готовящемся сюрпризе.
Наконец-то раздалось такое родное «Кууууушааааать», затем вой, звон и топот. Все взялись за винегрет, поглядывая на палатку, в которой, по непроверенным данным, ждал своего часа торт.
Закончив с основным блюдом, все встали в круг и стали поздравлять Настю. Вынесли торт и именинница, разрезав его, устроила праздничную раздачу. Всем досталось по кусочку. Родившимся под счастливой звездой по два. Расчувствовавшись, желающие подергали именинницу за уши и стали разбредаться.
Вечер заканчивался за играми в карты и шахматы, поисками шахматных фигурок под дровами и прочими обычными делами.
Ночью ребята долго перекрикивались. Особо переевшие торта на просьбы соседей успокоиться и дать соседям уснуть не реагировали. В ход пошла тяжелая артиллерия – Евгений, полковник в запасе и обладатель командирского голоса. Пара пинков по самой буйной палатке и строгая речь принесли в лагерь долгожданную тишину.
Птицы не могли поверить своему счастью и выдавали в ночи свои лучшие трели…
Июня 2017 Ходовой день.
Ходовой день. Всех разбудили пораньше, чтобы успеть собрать лагерь. Было сообщено, что завтрак не выдадут до тех пор, пока не погрузят основную часть на плоты. План сработал и лагерь собрался достаточно быстро и эффективно.
В 10 утра, как и планировалось, отплыли.
Ходовая часть была достаточно спокойна. Второй и третий плот периодически сближались и начинали радостно перекрикиваться, брызгаться и размахивать веслами. Были и попытки обогнать первый плот, но после обжигающего взгляда Сан Саныча раздавалась команда «оба табань» и нападающие отступали.
Одним из развлечений было размахивание веслами. Вдоль реки идет железнодорожная линия, поэтому в честь всех проходящих поездов мы дружно бросали греблю и поднимали весла вверх, стараясь обрызгать как можно больше соседей. Поезда в ответ гудели. Считали вагоны, пытались установить рекорд по количеству вагонов в одном составе.
Погода была отличная. Те, кому было лень мазаться кремом, потихоньку сгорали под солнцем.
Вместо обеда раздали печенье и конфеты. Попытки кидать фантики в реку немедленно пресекались и расследовались. Один фантик, плывущий по реке, так и не был идентифицирован. У всех было железное алиби с выворачиванием карманов и подсчетом конфет поштучно. Кто-то, жуя конфету, утверждал, что конфеты вообще не ест. Очевидно, тот фантик подбросили.
Около 17-00 прибыли на стоянку «Муравьиная горка», названную так в честь аборигенов – черных муравьев, обитающих там в невероятном количестве и ползающих везде где можно и нельзя.
Поставили лагерь и стали готовить ужин. Муравьи, возмущенные вторжением, кусали путешественников за голые пятки и заползали в штаны. Через пару часов сообщения (само собой на весь лагерь) о новых укусах муравьев стихли – или люди привыкли, или муравьи устали.
Настроение у всех было благостное. Расселись по склонам горки и лавочкам и любовались закатом.
После ужина спустились вниз, покричали на реку и, отпустив все, что было на душе, залезли обратно и продолжили разговаривать и смотреть на закат. Особо азартные игроки яростно рубились в покер до ночи.
Ничего не предвещало плохой погоды, кроме прогноза, сулившего дождь на выходные…