Каковы принципы регулирования тепловлажностных процессов в трюмах?
На протяжении всего перехода судна морем перевозчик обязан обеспечить оптимальное состояние микроклимата внутри грузовых помещений. Это необходимо для того, чтобы предотвратить конденсацию влаги на грузе или ограждениях грузового помещения.
Вентиляция трюмов наружным воздухом нецелесообразна, если точка росы вентиляционного воздуха равна или больше температуры груза; температура вентиляционного воздуха ниже точки росы, соответствующей влажности груза, и температурный запас вентиляционного воздуха меньше температурного запаса груза.
Вентиляция трюма сухим воздухом необходима, если: точка росы трюмного воздуха равна или выше температуры груза; точка росы трюмного воздуха равна или выше температуры ограждения; точка росы трюмного воздуха больше критической точки росы, соответствующей гигроскопической точке груза, содержащего водорастворимые вещества (соли).
Вентиляция грузовых помещений наружным воздухом возможна, если: точка росы вентиляционного воздуха ниже температуры груза, уменьшенной на величину минимального температурного запаса воздуха; температурный запас вентиляционного воздуха больше минимального и меньше максимального температурного запаса груза, вычисленных из условий максимально и минимально допустимой влажности груза.
Основные условия сохранности перевозимого груза можно сформулировать следующим образом:
— температура груза должна быть равномерной по всей массе штабеля груза и должна соответствовать температуре окружающей среды; влагосодержание воздуха в грузовых трюмах должно соответствовать равновесному влагосодержанию перевозимого груза;
— температура точки росы воздуха в грузовых помещениях должна быть ниже температуры груза и температуры ограждающих внутренних поверхностей конструкций судна.
7. Перечислите объемно-весовые характеристики грузов и способы их определения.
Объемно-массовые характеристики являются основными факторами, определяющими необходимую вместимость подвижного состава для перевозки груза. Плотность r, кг/м3, т/м3, – это масса однородного вещества в единице объема. На практике плотность используют для определения массы жидких грузов, перевозимых наливом в цистернах. Плотность жидких грузов зависит от температуры, поэтому нижний индекс при обозначении плотности указывает температуру, при которой плотность была определена. Например, стандартная плотность жидкого груза, т/м3, определяется при температуре 20 °С – r20. Для определения плотности жидких грузов применяют ареометры, гидростатические весы и пикнометры.
При изменении температуры жидкого груза его плотность, т/м3, может быть определена по следующей формуле:
,
где D – средняя температурная поправка [5], т/(м3×°С);
t – температура жидкости, при которой определяется плотность, °С.
Значения средней температурной поправки приведены в стандартах, например в ГОСТ 3900-85. Удельная масса , т/м3, характеризует массу единицы объема груза с учетом суммарного объема внутренних пор и капилляров:
где r – плотность груза, т/м3;
Еп – коэффициент пористости.
Удельную массу используют при расчетах массы лесоматериалов и железобетонных изделий. Объемная масса , т/м3, используется при определении массы насыпных и навалочных грузов. Указанные грузы представляют собой совокупность большого количества частиц различных размеров и формы, внутри которых и между ними имеются свободные пространства, возникающие из-за их неплотного прилегания и наличия большого количества пор и капилляров. Поэтому объем насыпных и навалочных грузов зависит не только от количества материала, но и от наличия и размера свободных пространств.
Объемная масса характеризует массу единицы объема груза с учетом скважистости и пористости вещества:
где Ес – коэффициент скважистости.
Изменения влажности, гранулометрического состава, содержания золы приводят к изменению объемной массы груза, которую следует рассчитывать по формуле:
где – средняя расчетная величина объемной массы груза, т/м3;
W1, А1, Т1 – содержание соответственно влаги, золы и мелких фракций для
условий первичного определения плотности продукта, %;
W2, А2, Т2 –фактическоесодержание соответственно влаги, золы и мелких
фракций в массе груза, %, а, b, с – коэффициенты, учитывающие изменение плотности
груза при изменении соответствующих характеристик продукта на 1 % .
Объемную массу насыпных и навалочных грузов при изменении влажности определяют следующим образом:
Значительное влияние на объемную массу оказывают сроки и условия хранения и транспортирования.
Плотность, удельную и объемную массу необходимо определять с точностью до сотых долей, поскольку ошибка даже на 0,1 при расчете массы продукта может привести к разнице в 5...7 т груза.
Удельным объемом Vyд, м3/т, называется объем единицы массы груза. Для насыпных и навалочных грузов удельный объем – это величина, обратная объемной массе, а для жидкостей – величина, обратная плотности продукта.
Для тарно-штучных грузов необходимо знать основные характеристики отдельных грузовых мест: длину, ширину, высоту, внешний объем и массу брутто.
Удельный объем для тарно-штучных грузов можно определить по формуле:
где – суммарный объем ГМ, м3;
– суммарная масса брутто грузовых мест, т.
Объем штабеля тарно-штучных грузов превышает сумму объемов отдельных грузовых мест из-за наличия зазоров. Приращение объема штабеля оценивается коэффициентом укладки:
где Vшт – внешний объем штабеля по обмеру, м3.
Удельный объем штабеля можно определить по формуле:
где kу – коэффициент укладки, величина которого зависит от размеров и формы отдельных грузовых мест, способа и плотности их укладки.
Удельный погрузочный объем показывает, какой объем кузова подвижного состава в среднем занимает 1 т груза:
где – объем кузова, занятого грузом, который учитывает пустоты между отдельными грузовыми местами и между грузом и внутренней обшивкой кузова, м3.
Качество размещения груза в кузове оценивается с помощью коэффициента заполнения:
Зная коэффициент заполнения конкретным грузом заданного типа подвижного состава и удельный объем груза, легко определить его удельный погрузочный объем:
.