Погрузо-разгрузочные машины и устройства для навалочных грузов
К навалочным грузам относятся грунт, песок, щебень, гравий, камень, руда, уголь, силос и др. Отличительной особенностью их является то, что их перевозят и хранят навалом. В общем объеме перевозок автомобильным транспортом навалочные грузы занимают наибольший удельный вес (до 70%).
Значительная часть навалочных грузов составляет продукция добывающих отраслей и строительства, которые перевозятся автосамосвалами с загрузкой их различными экскаваторами.
Важным условием бесперебойной работы этого погрузочно-транспортного комплекса является, прежде всего, правильный подбор соотношения емкости ковша экскаватора и кузова самосвала. Доказано, что рациональным является соотношение 1:3 - 1:5.
Существенное сокращение простоев автомобилей в ожидании погрузки и под погрузкой может быть достигнуто также организацией работы экскаватора таким образом, чтобы автомобили-самосвалы работали поточным методом.
На таких объектах как базовые склады, перевалочные пункты на железнодорожных станциях и причалах погрузку навалочных грузов выгоднее производить одно- и многоковшовыми погрузчиками, как более дешевыми и производительными в этих условиях по сравнению с экскаваторами.
Другим высокопроизводительным средством механизации погрузки навалочных грузов на открытых складах и площадках являются передвижные и стационарные бункера. Применение бункеров позволяет сделать работу ПМ и автомобилей независимыми друг от друга и сократить простои автомобилей под погрузкой до 2-3 мин.
В пунктах с небольшими объемами работ погрузку навалочных грузов можно механизировать при помощи автопогрузчиков, оборудованных ковшом, так как это не требует применения специальных погрузчиков.
Если на складе или пункте затруднено или невозможно использование погрузчиков, то следует применять передвижные или стационарные конвейеры, которые, в свою очередь, лучше применять в комплексе с бункерами.
При перевозке навалочных сыпучих грузов на большие расстояния целесообразно использовать не самосвалы, а бортовые автомобили и автопоезда в комплексе со стационарными или передвижными (в том числе самоходными) автомобилеразгрузчиками. Такой способ применяется в основном для сельскохозяйственных грузов; в промышленности и строительстве он используется редко.
Погрузо-разгрузочные машины и устройства для сыпучих и наливных грузов
Наливные (бензин, керосин, вода, молоко и т.д.) и вяжущиегрузы (раствор, бетон, битум и т.п.) обычно перевозятся СПС типа цистерна.
Порошкообразные грузы (пылевидные материалы) - это материалы с размером частиц 0,05-0,5 мм. К ним относятся цемент, мука известковая, доломитовая, из зерна и т.п. Порошкообразные грузы можно перевозить как в затаренном, так и в незатаренном виде. Для перевозки в незатаренном виде применяют СПС (автоцементовозы, муковозы), а для хранения - крытые склады и элеваторы.
Цемент и другие порошкообразные материалы. Наиболее прогрессивным способом доставки является бестарный с использованием специализированных транспортных средств - автоцементовозов со средствами механизированной самопогрузки цемента. Погрузка цемента в цементовозы на цементных заводах, а также на элеваторах, выполняется при помощи стационарных пневматических погрузочных установок, а на небольших складах - непосредственно из железнодорожных вагонов при помощи пневматических перегружателей. Применение цементовозов, оборудованных устройствами не только для саморазгрузки, но и для самопогрузки, позволяет комплексно механизировать погрузочно-разгрузочные операции без использования специальных средств механизации.
Для доставки цемента и других порошкообразных материалов в затаренном виде (в мешках) применяют бортовые автомобили, автофургоны. Наиболее прогрессивным является пакетирование на обычных поддонах. Для перевозки пакетов используются пакетовозы.
В качестве грузоподъемных машин, обеспечивающих комплексную механизацию ПРР с затаренными порошкообразными строительными материалами в пакетированном виде, применяют вилочные электро- и автопогрузчики, краны с подвесными вилочными захватами и самопогрузчики кранового типа.