Эксплуатационные свойства автотранспортных средств. Измерители и показатели.
Эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение АТС, характеризуют его приспособленность к эксплуатации, т.е. осуществлению транспортного процесса с наибольшей эффективностью (максимальной производительностью и минимальной стоимостью транспортной работы). Эта группа включает следующие свойства подвижности АТС:
- тягово-скоростные;
- тормозные;
- топливную экономичность;
- управляемость;
- устойчивость;
- проходимость;
- плавность хода.
Тягово-скоростными называют свойства АТС, определяющие возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона на тяговом режиме в различных дорожных и нагрузочных условиях.
Для сравнительной оценки тягово-скоростных свойств наиболее употребительными и достаточными являются следующие показатели:
- максимальная скорость;
- время разгона на пути 400 и 1000 м;
- время разгона до заданной скорости;
- скоростная характеристика разгона на высшей передаче;
- минимальная устойчивая скорость (определяется на высшей передаче);
- максимальный преодолеваемый подъем;
- ускорение при разгоне и др.
Тормозные свойства определяют в первую очередь активную безопасность АТС, то есть снижают вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, поэтому к их уровню предъявляют высокие требования.
Оценочными параметрами эффективности рабочей тормозной системы являются установившееся замедление и минимальный тормозной путь с заданной начальной скорости (для АТС всех категорий – 40 км/ч).
Топливной экономичностью называют совокупность свойств, которые определяют расход топлива при выполнении АТС транспортной работы в различных условиях эксплуатации. Эти свойства весьма важны для оценки эффективности транспортного процесса, поскольку стоимость топлива составляет около четверти всех затрат, определяющих себестоимость перевозок.
С целью оценки соответствия топливной экономичности устанавливаются следующие параметры :
- контрольный расход топлива;
- расход топлива в магистральном цикле на дороге;
- расход топлива в городском цикле на дороге;
- расход топлива в городском цикле на стенде;
топливная характеристика установившегося движения.
Управляемостью АТС называют его свойство сохранять в определенной дорожной обстановке заданное направление движения или изменять его в соответствии с воздействием водителя на рулевое управление.
Оценочными показателями устойчивости управления являются:
- устойчивость управления траекторией, балл;
- устойчивость курсового управления, балл;
- устойчивость управления траекторией при торможении, балл;
- устойчивость курсового управления при торможении, балл;
- предельная скорость выполнения маневра, км/ч;
- скорость начала снижения устойчивости управления траекторией, км/ч;
- скорость начала снижения устойчивости курсового управления, км/ч.
Под устойчивостью АТС понимают совокупность свойств противостоять действию возмущающих сил, вызванных взаимодействием колес с неровностями дороги, аэродинамическими силами, наклоном дороги и пр. Другими словами, устойчивость – способность АТС противостоять скольжению колес и опрокидыванию.
В зависимости от направления скольжения и опрокидывания различают продольную и поперечную устойчивость. Более вероятно и опасно нарушение поперечной устойчивости. Параметрами поперечной устойчивости являются:
- критические скорости кругового движения с заданным радиусом, соответствующие началу бокового скольжения колес или опрокидыванию АТС;
- критические углы косогора при прямолинейном движении, соответствующие началу бокового скольжения или опрокидыванию;
- коэффициент поперечной устойчивости.
Под проходимостью понимают свойство АТС перевозить грузы, пассажиров с наибольшей эффективностью в тяжелых дорожных условиях или условиях бездорожья. В соответствии с ГОСТом проходимость делится на профильную и опорную. Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности дороги, препятствия (канавы, рвы, броды), вписываться в полосу движения. Опорная проходимость определяет возможность движения в ухудшенных дорожных условиях и по деформируемым опорным поверхностям.
Подплавностью хода понимается свойство автомобиля двигаться без значительных колебаний корпуса и передачи на него динамических нагрузок, возникающих при перекатывании колес через неровности опорной поверхности.