Порядок проверки размещения и крепления негабаритных грузов.

Для проверки соответствия фактического размещения и крепления негабаритных (тяжеловесных) грузов согласованным чертежам (кроме грузов, погруженных на сочлененные транспортеры) при перевозке грузов в межгосударственном сообщении создается комиссия в составе:
- На станциях внеклассных, 1 и 11 классов - начальника станции или его заместителя (председатель) и представителей пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути.
- На всех остальных станциях: старшего коммерческого ревизора или назначаемого приказом начальника дороги (отделения дороги) коммерческого ревизора либо другого компетентного должностного лица (председатель), начальника станции и представителей пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути.

При систематической погрузке негабаритных и тяжеловесных грузов на станции III класса председателем комиссии по проверке правильности их погрузки приказом начальника дороги (отделения дороги) может быть назначен начальник станции.

Проверка размещения и крепления грузов на транспортерах сочлененного типа производится:

- на транспортерах, постоянно обслуживаемых бригадами специалистов-вагонников, - комиссией под председательством начальника транспортера с участием начальника станции и представителей пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути;

- на транспортерах, не обслуживаемых постоянно бригадами, - комиссией, назначаемой приказом начальника дороги (отделения дороги) из работников служб перевозок (движения), грузовой и коммерческой работы, вагонного хозяйства, пути, а в необходимых случаях и других причастных служб и подразделений.

Конкретный состав комиссии для проверки размещения и крепления негабаритных (тяжеловесных) грузов может устанавливать железнодорожная администрация самостоятельно.

При комиссионной проверке размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза определяются:

- техническое состояние подвижного состава;

- фактическая высота погрузочной площадки транспортера (пола вагона) в груженом состоянии;

- соответствие размещения и крепления груза, а также положения центра тяжести груза согласованному чертежу;

- фактические координаты (высота от уровня головок рельсов, ширина от оси пути) критических точек*, определяющих негабаритность груза в каждой зоне, а для грузов, имеющих расчетную негабаритность (сверхнегабаритность) также расстояния точек от направляющих сечений вагона;

- наличие контрольных полос и надписей на грузе о его негабаритности (индекс негабаритности с учетом расчетной), а также о запрещении роспуска с горок или пропуска через горки (если такие условия в согласованной документации предусмотрены);

- правильность изготовления и установки на вагоне грузоотправителем контрольной рамы.

Данные комиссионной проверки заносятся в Акт проверки размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза составляемый в двух экземплярах, один из которых прикладывается к накладной, а второй хранится в делах станции в течение 6 месяцев.

Станция отправления должна сделать в накладной СМГС в графе "Наименование груза" отметку "Негабаритный груз" и указать

точек груза, имеющих расчетную негабаритность, сообщаются телеграммой или по факсу за подписью председателя комиссии по форме в нижеследующие адреса:

- В адрес Департамента управления перевозками ОАО "РЖД" (Отдела специальных перевозок), железнодорожной администрации и железной дороги для грузов, имеющих негабаритность нижнюю 4-6-й, боковую 5-6-й степеней и сверхнегабаритных, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных на транспортерах, имеющих 16 и более осей, включая транспортеры сцепного типа грузоподъемностью 120 т (типы 3960, 3961) с двумя промежуточными платформами (тип 3981).

- В адрес железнодорожной администрации и железной дороги - для негабаритных грузов на платформах, в полувагонах, на 4-8-осных транспортерах и транспортерах сцепного типа грузоподъемностью 120 т с одной промежуточной платформой, негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степеней, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных на транспортерах, имеющих 12 осей (кроме транспортеров сцепного типа грузоподъемностью 120 т с одной промежуточной платформой).

- О погрузке транспортеров, не указанных в п.п.2.9.3.1, 2.9.3.2, при перевозке грузов в межгосударственном сообщении начальник станции информирует (после комиссионной проверки) Департамент управления перевозками ОАО "РЖД" (Отдел специальных перевозок) и железнодорожную администрацию (железную дорогу) телеграммой или факсом по форме(Прилодение 12)

53.Основное значение и содержание договоров, регламентирующих подачу и уборку вагонов на пути необщего пользования.

Взаимоотношения перевозчика с предприятием, которому принадлежат железнодорожные пути необщего пользования, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Взаимоотноше­ния перевозчика с предприятием, имеющим прирельсовые склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, регулируются договором на подачу и уборку ва­гонов.

Взаимоотношения перевозчика и предприятий, осуществляющих погруз­ку и выгрузку грузов на железнодорожных путях необщего пользования, регу­лируются указанными выше документами. Все они носят характер нор­мативных актов. И только договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и на подачу и уборку вагонов являются соглашением сторон. Именно они и порождают правовые отношения между перевозчиком и предприятиями. Рассматриваемые договоры по содержанию являются особым видом хозяйственного договора об условиях рационального использования ва­гонов при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожных путях необ­щего пользования предприятий, связанных с отправлением или прибытием гру­зов железнодорожным транспортом.

При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локо­мотивом перевозчика (по договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов) перевозчик принимает на себя оказание услуг предприятию, поскольку его обязанности по подаче ва­гонов непосредственно к фронтам погрузки и выгрузки, расположенным на же­лезнодорожном пути необщего пользования, и уборке вагонов не вытекают из заявки и договора перевозки груза. В этом случае договор содержит в себе эле­менты договора подряда (услуг). Однако его основным содержанием про­должают оставаться условия рационального использования вагонов.

В зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, его обслуживающего, существуют разновидности договоров, в соответствии с которыми разработаны шесть типов договоров:

Формы договора (по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов) определяются в зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, обслуживающего данный железнодорожный путь.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользова­ния заключаются:

1. между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования;

2. между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика;

3. между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика.

В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодо­рожного пути необщего пользования.

Договоры на подачу и уборку вагонов заключаются:

1. между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании его локомотивом перевозчика;

2. между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом пользователя;

3. между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика.

Указанные договоры являются самостоятельными видами договоров, за­ключенных на железнодорожном транспорте, и не являются разновидностью договоров об организации перевозок грузов.

Сторонами в этих договорах являются владельцы путей необщего пользо­вания и перевозчик (железная дорога), а также грузоотправители и грузополу­чатели (в тех случаях, когда железнодорожный подъездной путь принадлежит перевозчику). Договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования и договор на подачу, и уборку вагонов являются догово­рами возмездными.

Возмездностъ этих договоров заключается в том, что подача и уборка ва­гонов осуществляется за плату, при этом стороны, заключая эти договоры, имеют права и обязанности, соблюдение которых обязательно (взаимность).

Указанные договоры являются консенсуальными, т.к. они признаются за­ключенными в момент достижения соглашения между перевозчиком и вла­дельцами железнодорожных путей небщего пользования, а действия по подаче и уборке вагонов и расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства.

При обслуживании железнодорожного пути необщего поль­зования локомотивом предприятия вагоны подаются локомотивом перевозчика только на выставочные пути данного железнодорожного пути необщего поль­зования. Если же железнодорожный путь необщего пользования обслуживается локомотивом перевозчика, вагоны подаются перевозчиком под погрузку или выгрузку непосредственно на железнодорожный путь необщего пользования и расставляются по фронтам погрузки и выгрузки. Такова же технология работы при подаче (уборке) вагонов локомотивом перевозчика на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий перевозчику, или при подаче (уборке) на железнодорожный путь необщего пользования контрагента основ­ного ветвевладельца.

В тех случаях, когда подача и уборка вагонов производятся на железно­дорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику все предприятия, расположенные на железнодорожных путях необщего пользования, находятся в равном положении, и каждое из них связано с перевозчиком отдельным договором на подачу и уборку вагонов.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользова­ния и на подачу и уборку вагонов заключаются сроком на пять лет, что обу­словлено длительностью отношений между перевозчиком и предприятиями, а также стабильностью условий этих договоров. От рассмотренных договоров отличаются по сроку действия временные соглашения о подаче (уборке) вагонов на строящиеся железнодорожные пути необщего пользования. Они заключа­ются сроком на один год, а не на пять лет.

Помимо условий, обычных для договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользова­ния, соглашения предусматривают порядок сменно-суточного планирования совместной работы станции и Предприятия Промышленного Железнодорожного Транспорта, порядок получения и передачи информа­ции о подходе поездов и грузов, о прибытии грузов в адрес предприятий, об­служиваемых ППЖТ, об отправляемых ими грузах и ряд других условий. По­ложение о взаимоотношениях ППЖТ и перевозчика предусматривает ответст­венность ППЖТ за простой вагонов общесетевого парка, их повреждение, ис­пользование без разрешения перевозчика и ответственность перевозчика за по­вреждение вагонов, принадлежащих ППЖТ, а также другие вопросы взаимной ответственности.

Наши рекомендации