Порядок проверки размещения и крепления негабаритных грузов.
Для проверки соответствия фактического размещения и крепления негабаритных (тяжеловесных) грузов согласованным чертежам (кроме грузов, погруженных на сочлененные транспортеры) при перевозке грузов в межгосударственном сообщении создается комиссия в составе:
- На станциях внеклассных, 1 и 11 классов - начальника станции или его заместителя (председатель) и представителей пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути.
- На всех остальных станциях: старшего коммерческого ревизора или назначаемого приказом начальника дороги (отделения дороги) коммерческого ревизора либо другого компетентного должностного лица (председатель), начальника станции и представителей пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути.
При систематической погрузке негабаритных и тяжеловесных грузов на станции III класса председателем комиссии по проверке правильности их погрузки приказом начальника дороги (отделения дороги) может быть назначен начальник станции.
Проверка размещения и крепления грузов на транспортерах сочлененного типа производится:
- на транспортерах, постоянно обслуживаемых бригадами специалистов-вагонников, - комиссией под председательством начальника транспортера с участием начальника станции и представителей пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути;
- на транспортерах, не обслуживаемых постоянно бригадами, - комиссией, назначаемой приказом начальника дороги (отделения дороги) из работников служб перевозок (движения), грузовой и коммерческой работы, вагонного хозяйства, пути, а в необходимых случаях и других причастных служб и подразделений.
Конкретный состав комиссии для проверки размещения и крепления негабаритных (тяжеловесных) грузов может устанавливать железнодорожная администрация самостоятельно.
При комиссионной проверке размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза определяются:
- техническое состояние подвижного состава;
- фактическая высота погрузочной площадки транспортера (пола вагона) в груженом состоянии;
- соответствие размещения и крепления груза, а также положения центра тяжести груза согласованному чертежу;
- фактические координаты (высота от уровня головок рельсов, ширина от оси пути) критических точек*, определяющих негабаритность груза в каждой зоне, а для грузов, имеющих расчетную негабаритность (сверхнегабаритность) также расстояния точек от направляющих сечений вагона;
- наличие контрольных полос и надписей на грузе о его негабаритности (индекс негабаритности с учетом расчетной), а также о запрещении роспуска с горок или пропуска через горки (если такие условия в согласованной документации предусмотрены);
- правильность изготовления и установки на вагоне грузоотправителем контрольной рамы.
Данные комиссионной проверки заносятся в Акт проверки размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза составляемый в двух экземплярах, один из которых прикладывается к накладной, а второй хранится в делах станции в течение 6 месяцев.
Станция отправления должна сделать в накладной СМГС в графе "Наименование груза" отметку "Негабаритный груз" и указать
точек груза, имеющих расчетную негабаритность, сообщаются телеграммой или по факсу за подписью председателя комиссии по форме в нижеследующие адреса:
- В адрес Департамента управления перевозками ОАО "РЖД" (Отдела специальных перевозок), железнодорожной администрации и железной дороги для грузов, имеющих негабаритность нижнюю 4-6-й, боковую 5-6-й степеней и сверхнегабаритных, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных на транспортерах, имеющих 16 и более осей, включая транспортеры сцепного типа грузоподъемностью 120 т (типы 3960, 3961) с двумя промежуточными платформами (тип 3981).
- В адрес железнодорожной администрации и железной дороги - для негабаритных грузов на платформах, в полувагонах, на 4-8-осных транспортерах и транспортерах сцепного типа грузоподъемностью 120 т с одной промежуточной платформой, негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степеней, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных на транспортерах, имеющих 12 осей (кроме транспортеров сцепного типа грузоподъемностью 120 т с одной промежуточной платформой).
- О погрузке транспортеров, не указанных в п.п.2.9.3.1, 2.9.3.2, при перевозке грузов в межгосударственном сообщении начальник станции информирует (после комиссионной проверки) Департамент управления перевозками ОАО "РЖД" (Отдел специальных перевозок) и железнодорожную администрацию (железную дорогу) телеграммой или факсом по форме(Прилодение 12)
53.Основное значение и содержание договоров, регламентирующих подачу и уборку вагонов на пути необщего пользования.
Взаимоотношения перевозчика с предприятием, которому принадлежат железнодорожные пути необщего пользования, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Взаимоотношения перевозчика с предприятием, имеющим прирельсовые склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, регулируются договором на подачу и уборку вагонов.
Взаимоотношения перевозчика и предприятий, осуществляющих погрузку и выгрузку грузов на железнодорожных путях необщего пользования, регулируются указанными выше документами. Все они носят характер нормативных актов. И только договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и на подачу и уборку вагонов являются соглашением сторон. Именно они и порождают правовые отношения между перевозчиком и предприятиями. Рассматриваемые договоры по содержанию являются особым видом хозяйственного договора об условиях рационального использования вагонов при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожных путях необщего пользования предприятий, связанных с отправлением или прибытием грузов железнодорожным транспортом.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика (по договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов) перевозчик принимает на себя оказание услуг предприятию, поскольку его обязанности по подаче вагонов непосредственно к фронтам погрузки и выгрузки, расположенным на железнодорожном пути необщего пользования, и уборке вагонов не вытекают из заявки и договора перевозки груза. В этом случае договор содержит в себе элементы договора подряда (услуг). Однако его основным содержанием продолжают оставаться условия рационального использования вагонов.
В зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, его обслуживающего, существуют разновидности договоров, в соответствии с которыми разработаны шесть типов договоров:
Формы договора (по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов) определяются в зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, обслуживающего данный железнодорожный путь.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются:
1. между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования;
2. между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика;
3. между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика.
В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Договоры на подачу и уборку вагонов заключаются:
1. между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании его локомотивом перевозчика;
2. между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом пользователя;
3. между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика.
Указанные договоры являются самостоятельными видами договоров, заключенных на железнодорожном транспорте, и не являются разновидностью договоров об организации перевозок грузов.
Сторонами в этих договорах являются владельцы путей необщего пользования и перевозчик (железная дорога), а также грузоотправители и грузополучатели (в тех случаях, когда железнодорожный подъездной путь принадлежит перевозчику). Договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования и договор на подачу, и уборку вагонов являются договорами возмездными.
Возмездностъ этих договоров заключается в том, что подача и уборка вагонов осуществляется за плату, при этом стороны, заключая эти договоры, имеют права и обязанности, соблюдение которых обязательно (взаимность).
Указанные договоры являются консенсуальными, т.к. они признаются заключенными в момент достижения соглашения между перевозчиком и владельцами железнодорожных путей небщего пользования, а действия по подаче и уборке вагонов и расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом предприятия вагоны подаются локомотивом перевозчика только на выставочные пути данного железнодорожного пути необщего пользования. Если же железнодорожный путь необщего пользования обслуживается локомотивом перевозчика, вагоны подаются перевозчиком под погрузку или выгрузку непосредственно на железнодорожный путь необщего пользования и расставляются по фронтам погрузки и выгрузки. Такова же технология работы при подаче (уборке) вагонов локомотивом перевозчика на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий перевозчику, или при подаче (уборке) на железнодорожный путь необщего пользования контрагента основного ветвевладельца.
В тех случаях, когда подача и уборка вагонов производятся на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику все предприятия, расположенные на железнодорожных путях необщего пользования, находятся в равном положении, и каждое из них связано с перевозчиком отдельным договором на подачу и уборку вагонов.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и на подачу и уборку вагонов заключаются сроком на пять лет, что обусловлено длительностью отношений между перевозчиком и предприятиями, а также стабильностью условий этих договоров. От рассмотренных договоров отличаются по сроку действия временные соглашения о подаче (уборке) вагонов на строящиеся железнодорожные пути необщего пользования. Они заключаются сроком на один год, а не на пять лет.
Помимо условий, обычных для договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, соглашения предусматривают порядок сменно-суточного планирования совместной работы станции и Предприятия Промышленного Железнодорожного Транспорта, порядок получения и передачи информации о подходе поездов и грузов, о прибытии грузов в адрес предприятий, обслуживаемых ППЖТ, об отправляемых ими грузах и ряд других условий. Положение о взаимоотношениях ППЖТ и перевозчика предусматривает ответственность ППЖТ за простой вагонов общесетевого парка, их повреждение, использование без разрешения перевозчика и ответственность перевозчика за повреждение вагонов, принадлежащих ППЖТ, а также другие вопросы взаимной ответственности.