Размещение и крепление технических средств на колесном и гусеничном ходу.
1. Единицы техники размещают как на одиночных вагонах, так и на сцепах из них .
В зависимости от массы, размеров и других конструктивных особенностей единиц техники их размещают горизонтально в один - два ряда по ширине вагона и в один-два яруса по высоте шасси грузовых автомобилей могут размещать наклонным способом .
Если ширина единицы техники превышает ширину пола платформы, боковые борта платформы опускают и каждую опущенную секцию закрепляют в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ.
В полувагонах единицы техники размещают при условии, что ширина каждой единицы менее ширины дверного проема полувагонов при открытых дверях. В отдельных случаях по согласованию с грузополучателем допускается погрузка в полувагоны единиц техники, имеющих ширину до 2700 мм.
При установке нескольких единиц техники в наклонном или горизонтальном положении между ними должны быть оставлены зазоры не менее 270 мм со стороны единицы техники, находящейся над сцеплением и не закрепленной на вагоне от продольного перемещения, и не менее 50 мм - во всех остальных случаях (рисунок 5). Минимальный зазор между нижними частями единицы техники, установленной с опорой на другую единицу техники в наклонном положении, и ее рамой (полом кузова) должен быть не менее 50 мм .
Не допускается размещение автокранов, экскаваторов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей, укомплектованных специальным ценным оборудованием, над местом сцепления вагонов.
Единицу техники с металлическими колесами без гребней или с обрезиненными колесами при размещении на платформы устанавливают непосредственно на пол, если передаваемая ими нагрузка не превышает величин, приведенных в таблице 1 настоящей главы. Для колес с обрезиненными ободами или с пневматическими шинами учитывают ширину обода. Ширину обода двойного (спаренного) колеса определяют как удвоенную ширину одной из его единиц. Центром опоры такого колеса считается его середина.
Если нагрузки, передаваемые отдельными колесами единицы техники на пол вагона, превышают величины, приведенные в таблице 1 настоящей главы, то под эти колеса должны быть установлены продольные деревянные подкладки (доски). Концы всех подкладок затесывают под углом 25-35 град., для облегчения наезда на них колес единиц техники.
Единицу техники с имеющими гребни колесами при размещении на платформе устанавливается во всех случаях на продольные подкладки. Размеры подкладок в зависимости от нагрузки и расположения колес по ширине платформы приведены в таблице 2 настоящей главы.
Машины на гусеничном ходу (далее "машины"), например: тракторы; бульдозеры; кусторезы; трубоукладчики; экскаваторы роторные и цепные траншейные, одноковшовые; грузоподъемные краны размещают и крепят при соблюдения следующих условий главы 7 ТУ ЦМ – 943.
Размещение и крепление машин, не отвечающих указанным в настоящем пункте условиям, осуществляются в соответствии МТУ или НТУ. При разработке МТУ и НТУ должны учитываться требования настоящей главы.
Подготовка машин к перевозке осуществляется в соответствии с правилами перевозок автотракторной и сельскохозяйственной техники на железнодорожном транспорте и ГОСТ 26653-90 "Подготовка генеральных грузов к транспортированию".
При предъявлении к перевозке предусмотренных настоящей главой машин, способы размещения и крепления которых в соответствующих пунктах отмечены звездочкой (*), грузоотправитель обязан представить эскиз их размещения и крепления в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ.
Перед погрузкой, в процессе размещения машины на платформе грузоотправитель обязан выполнить работы, исключающие возможность смещения и разворота навесного оборудования, вращающихся и смещающихся узлов, деталей машины в процессе перевозки путем застопоривания их фиксаторами и крепления их растяжками или упорами.
Крепление навесного оборудования может выполняться, например, винтами-фиксаторами, проволочными растяжками, установкой соответствующих рукояток и выключателей в положение, обеспечивающее неподвижное состояние оборудования; либо закреплением отдельных деталей и узлов навесного оборудования с помощью прокладок, упоров, проволочных увязок и т.п.
2. Погрузка и выгрузка машин на гусеничном ходу производится грузоподъемными устройствами или своим ходом с торцовой или боковой погрузочной эстакады, оборудованной пандусом. Не допускается осуществлять заезд на платформу и съезд с нее машин при не полностью открытых вниз бортах платформы. Машины на платформах закрепляют проволочными растяжками и обвязками, упорными и распорными брусками. Бруски изготовляют из древесины хвойных и лиственных пород.
Запрещается использование березы, осины, ольхи, липы и сухостойной древесины всех пород.
При передаче продольной нагрузки на торцевой борт платформы, его необходимо подкреплять двумя короткими деревянными стойками. Для крепления машин используются растяжки и обвязки в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ. Длина растяжек не должна превышать 2,5 м.
Растяжки закрепляют одним концом за стоечные скобы и опорные кронштейны (при наличии в них отверстий) с торцовой стороны платформы, а другим - с надежной фиксацией за буксировочные крюки, серьги (проушины), отверстия в раме машины, звездочки или траки гусениц, диски ротора и другие детали машин и их рабочего оборудования, прочность которых должна быть не ниже прочности растяжек, а конструкция - не повреждать нити растяжек.