Транспортных средств категории «В»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Главный государственный инспектор Председатель по Оренбургской области Местного отделения ДОСААФ России полковник полиции г.Новотроицка Оренбургской области ______________ В.В.Коваленко ___________________ П.А.Свечников «____» ______________ 201__г. «11» августа 2014г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
профессиональной подготовки водителей
Транспортных средств категории «В»
В МО ДОСААФ России г.Новотроицка
Г.Новотроицк
Г.
Образовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» в МО ДОСААФ России г.Новотроицка
Организация – разработчик: МО ДОСААФ России г.Новотроицка
Разработчики: Преподаватели: Шапоров Виктор Валентинович ______________
Якименко Юрий Александрович ______________
Согласовано: заместитель председателя О.Н.Ефремов _______________ ____________г.
Принята на заседании педсоветапротокол № 2 от «11»августа 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка................................................................................................... 4-6
II. Учебный план …............................................................................................................... 6-7
III. Рабочие программы учебных предметов ….................................................... 7
3.1. Базовый цикл Образовательной программы …............................................................. 7-8
3.1.1. Основы законодательства в сфере дорожного движения …............................................ 8-14
3.1.2. Психофизические основы деятельности водителя …....................................................... 15-17
3.1.3. Основы управления транспортными средствами …......................................................... 17-21
3.1.4. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии …...................................... 21-25
3.2. Специальный цикл Образовательной программы …................................................... 25
3.2.1. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления ….................................................................. 25-31
3.2.2. Основы управления транспортными средствами категории «В» ….............................. 31-34
3.2.3. Вождение транспортных средств категории «B» (для транспортных средств с механической трансмиссией) …............................................... 34-37
3.2.4. Вождение транспортных средств категории «В» (для транспортных средств с автоматической трансмиссией) ................................................ 37-40
3.3. Профессиональный цикл Образовательной программы …....................................... 40
3.3.1. Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом …................................................................................................. 40-42
3.3.2. Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом...................................................................................................... 42-44
IV. Планируемые результаты освоения Образовательной программы …................................................................................. 44-46
V. Условия реализации Образовательной программы …........................................... 46-50
Перечень учебного оборудования …....................................................................................... 50-53
Перечень материалов по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» ….................................... 53-54
Закрытая площадка или автодром ….................................................................................... 54-56
VI. Система оценки результатов освоения Образовательной программы …................................................................................. 56-57
VII. Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Образовательной программы …....................................................................................................................................... 57-58
Календарный учебный график …......................................................................................... 59-63
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
профессиональной подготовки водителей транспортных средств
Категории «В»
В МО ДОСААФ России города Новотроицка
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» (далее – Образовательная программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21; № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000; № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4283; № 30, ст. 4590; № 30, ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032; № 19, ст. 2319; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4029; № 48, ст. 6165) (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165), на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 45,
ст. 5816), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г.
№ 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
15 мая 2013 г., регистрационный № 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г.
№ 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
17 сентября 2013 г., регистрационный № 29969).
Содержание Образовательной программы представлено пояснительной запиской, учебным планом, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Образовательной программы, условиями реализации Образовательной программы, системой оценки результатов освоения Образовательной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Образовательной программы.
Учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Базовый цикл включает учебные предметы:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Психофизиологические основы деятельности водителя»;
«Основы управления транспортными средствами»;
«Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».
Специальный цикл включает учебные предметы:
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории «В»;
«Вождение транспортных средств категории «В» (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)».
Профессиональный цикл включает учебные предметы:
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Успешное освоение учебных предметов базового цикла даёт возможность продолжить обучение по учебным предметам специального и профессионального циклов.
Учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося).
Условия реализации Образовательной программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Образовательной программы.
Образовательная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
Образовательная программа может быть использована для профессиональной подготовки лиц, не достигших 18 лет.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Таблица 1
Учебные предметы | Количество часов | ||
Всего | В том числе | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Учебные предметы базового цикла | |||
Основы законодательства в сфере дорожного движения | |||
Психофизиологические основы деятельности водителя | |||
Основы управления транспортными средствами | |||
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии | |||
Учебные предметы специального цикла | |||
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» как объектов управления | |||
Основы управления транспортными средствами категории «B» | |||
Вождение транспортных средств категории «B» (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией) [1] | 56 /54 | - | 56/54 |
Учебные предметы профессионального цикла | |||
Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом | |||
Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом | |||
Квалификационный экзамен | |||
Квалификационный экзамен | |||
Итого | 194/192 | 94/92 |
Примечание 1:
Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средств с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.
Базовый цикл Образовательной программы.
Таблица 2
№ темы | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||||
Всего | В том числе | |||||||
Теоретические Занятия | Практические занятия | |||||||
I. Законодательство в сфере дорожного движения | ||||||||
Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы | - | |||||||
Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения | 3 | 3 | - | |||||
Итого по разделу | 4 | - | ||||||
II. Правила дорожного движения | ||||||||
Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения | - | |||||||
Обязанности участников дорожного движения | - | |||||||
Дорожные знаки | - | |||||||
Дорожная разметка | - | |||||||
Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части | ||||||||
Остановка и стоянка транспортных средств | ||||||||
Регулирование дорожного движения | - | |||||||
Проезд перекрестков | ||||||||
Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов | ||||||||
Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов | - | |||||||
Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов | - | |||||||
Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств | - | |||||||
Итого по разделу | ||||||||
Зачёт | - | |||||||
Итого | ||||||||
Таблица 3
№ темы | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки | - | |||
Этические основы деятельности водителя | - | |||
Основы эффективного общения | - | |||
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов | - | |||
Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум) | - | |||
Итого |
Тема 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки.
Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных
ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.
Тема 2. Этические основы деятельности водителя.
Этические основы деятельности водителя: цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.
Тема 3. Основы эффективного общения.
Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика; характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные «эффекты» в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.
Тема 4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов.
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов: эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.
Тема 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум).
Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. Психологический практикум.
Таблица 4
№ темы | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
Дорожное движение | - | |||
Профессиональная надежность водителя | - | |||
Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления | - | |||
Дорожные условия и безопасность движения | ||||
Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством | - | |||
Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения | ||||
Зачёт | - | |||
Итого |
Тема 1. Дорожное движение.
Дорожное движение: дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели качества функционирования системы ВАД; понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России; система водитель-автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях, и при участии в дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества управления транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством; классификация автомобильных дорог; транспортный поток; средняя скорость; интенсивность движения и плотность транспортного потока; пропускная способность дороги; средняя скорость и плотность транспортного потока; соответствующие пропускной способности дороги; причины возникновения заторов.
Тема 2. Профессиональная надежность водителя.
Профессиональная надежность водителя: понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с безопасными значениями; сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания; влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя; зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.
Тема 3. Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления.
Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления: силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; уравнение тягового баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шини дорожного покрытия; условие движения без буксования колес; свойства эластичного колеса; круг силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию; деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода; гидроскольжение и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средств; устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства; условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости транспортного средства; управляемость продольным и боковым движением транспортного средства; влияние технического состояния систем управления подвески и шин на управляемость. Решение ситуационных задач.
Тема 4. Дорожные условия и безопасность движения.
Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре «ведущий – ведомый»; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. Решение ситуационных задач.
Тема 5. Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством.
Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством: влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного управления транспортным средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока; показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности; снижение эксплуатационного расхода топлива – действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.
Тема 6. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения.
Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы их типы и эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.
Таблица 5
№ темы | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи | - | |||
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения | ||||
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах | ||||
Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии | ||||
Итого |
Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи.
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи: понятие о видах ДТП, структуре и особенностях дорожно-транспортного травматизма; организация и виды помощи пострадавшим в ДТП; нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи; особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно; понятие «первая помощь»; перечень состояний, при которых оказывается первая помощь; перечень мероприятий по ее оказанию; основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека; современные наборы средств и устройств для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам); основные компоненты, их назначение; общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших; основные факторы, угрожающие жизни и здоровью при оказании первой помощи, пути их устранения; извлечение и перемещение пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии.
Тема 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения.
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения: основные признаки жизни у пострадавшего; причины нарушения дыхания и кровообращения при дорожно-транспортном происшествии; способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; особенности сердечно-легочной реанимации (СЛР) у пострадавших в дорожно-транспортном происшествии; современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР); техника проведения искусственного дыхания и закрытого массажа сердца; ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий; прекращение СЛР; мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР; особенности СЛР у детей; порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания; особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребёнку.
Практическое занятие: оценка обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; отработка навыков определения сознания у пострадавшего; отработка приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей; оценка признаков жизни у пострадавшего; отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания; отработка приёмов закрытого массажа сердца; выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации; отработка приёма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение; отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего; экстренное извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места, отработка основных приёмов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания); оказание первой помощи без извлечения пострадавшего; отработка приема снятия мотоциклетного (велосипедного) шлема и других защитных приспособлений с пострадавшего.
Тема 3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах.
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах: цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; наиболее часто встречающиеся повреждения при дорожно-транспортном происшествии; особенности состояний пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, признаки кровотечения; понятия «кровотечение», «острая кровопотеря»; признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного); способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; оказание первой помощи при носовом кровотечении; понятие о травматическом шоке; причины и признаки, особенности травматического шока у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока; цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего; основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи; травмы головы; оказание первой помощи; особенности ранений волосистой части головы; особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа; травмы шеи, оказание первой помощи; остановка наружного кровотечения при травмах шеи; фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); травмы груди, оказание первой помощи; основные проявления травмы груди; особенности наложения повязок при травме груди; наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки; особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом; травмы живота и таза, основные проявления; оказание первой помощи; закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения; оказание первой помощи; особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране; травмы конечностей, оказание первой помощи; понятие «иммобилизация»; способы иммобилизации при травме конечностей; травмы позвоночника, оказание первой помощи.
Практическое занятие: отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии с травматическими повреждениями; проведение подробного осмотра пострадавшего; остановка наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня); максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки; наложение повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей; отработка приёмов первой помощи при переломах; иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий); отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника.
Тема 4. Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии.
Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии: цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела; оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери; приёмы переноски пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи; приемы переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника; способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания; влияние экстремальной ситуации на психоэмоциональное состояние пострадавшего и участника оказания первой помощи; про