Нижнее строение пути. Поперечные профили земляного полотна
К нижнему строению пути относятся:
1.земляное полотно(выемка и насыпь)
2.искусственные сооружения(мосты, трубы, путепроводы, виадуки).
Земляное полотно – это инженерная конструкция, выполненная из грунта, на которой размещается верхнее строение пути. Земляное полотно должно обеспечивать устойчивость пути и защиту его от воздействия атмосферных осадков и грунтовых вод.
Поперечным профилем земляного полотна называется разрез плоскостью, перпендикулярной его продольной оси.
Основная площадка – поверхность земляного полотна, но которую укладывают верхнее строение пути.
Бровка земляного полотна – линия, пересечения основной площадки с откосом.
Основание бровки – полоса земли, на которую опирается насыпь.
Высота насыпи (h) – расстояние от уровня бровок до ее основания.
Заложение (l) – горизонтальная проекция линии откоса.
Крутизна откоса (h:l) – отношение высоты откоса (h) к заложению (l).
Подошва насыпи – линия, пересечения откоса насыпи с основанием.
Берма – полоса земли, от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва.
Резерв – углубления, для отвода воды от полотна, устаивается если грунт подходит для насыпи.
Выемка с каждой стороны основной площадки устраивают продольные канавы для отводы воды, называемыми кюветами. Они имеют глубину не менее 0,6 м, ширину по дну не менее 0,4 м и продольный уклон дна не менее 0,002.
Вынутый при сооружении выемки грунт, не используемый для сооружения насыпи в другом месте , укладывается за откосом выемки с нагорной стороны в правильные призмы, называемыми кавальерами. Для перехвата и отвода притекающих к выемки поверхностных вод за кавальерами сооружаются нагорные канавы, а на полосе между кавальером и бровкой откоса выемки отсыпается банкет с поперечным уклоном в сторону откоса для отвода воды в забанкетную канаву. В неустойчивых грунтах, а также в стесненных условиях вместо водоотводных канав и кюветов устраивают лотки, которые могут быть железобетонные, бетонные, каменные, а по форме - трапецеидальные, прямоугольные и треугольные.
Земляное полотно. Назначение. Требования
Земляное полотно — это инженерное сооружение из грунта, на котором размещается верхнее строение железнодорожного пути. Земляное полотно воспринимает нагрузки от подвижного состава и верхнего строения пути и передает их на основание. Земляное полотно выравнивает земную поверхность в пределах железнодорожной трассы для придания пути необходимого плана и профиля. От надежности земляного полотна зависят и скорости движения поездов, и масса поездов, и пропускная и провозная способность линий.
Земляное полотно работает в сложных условиях, так как подвергается значительной поездной нагрузке и влиянию природных факторов. От целостности и состояния земляного полотна зависит исправность всего железнодорожного пути. Чтобы земляное полотно исправно служило, к нему предъявляются следующие основные требования:
- прочность — способность выдерживать нагрузку от подвижного состава (передаваемую через верхнее строение) без разрушений;
- устойчивость — неизменность своей формы и положения, как от пере
даваемой нагрузки, так и от влияния природно-климатических воздействий;
- надежность и долговечность.
Для защиты земляного полотна от неблагоприятных природных воздействий предусматривается комплекс различных защитных, водоотводных и укрепительных сооружений.
Земляное полотно должно удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:
- обеспечивать длительную эксплуатацию с минимальными отказами при
пропуске современных (и перспективных) типов подвижного состава при
максимальных скоростях движения поездов и расчетной грузонапряженно
сти железной дороги;
- быть ремонтопригодным;
- быть равнонадежным независимо от применяемых грунтов.
Кроме того, при проектировании земляного полотна должны учитываться вопросы максимальной сохранности ценных земель и нанесения минимального ущерба природной среде.