Внешние средства технического диагностирования автомобилей
Средства технического диагностирования (СТД) представляют собой технические устройства, предназначенные для измерения количественных значений диагностических параметров.
По исполнению СТД подразделяют на: внешние и встроенные.
Внешние СТД, т. е. не входящие в конструкцию автомобиля, в зависимости от их устройства и технологического назначения могут быть стационарными или переносными. Стационарные стенды устанавливаются на фундаменты, как правило, в специальных помещениях, оборудованных отсосом отработавших газов, вентиляцией, шумоизоляцией. Переносные приборы используются как в комплексе со стационарными стендами, так и отдельно для локализации и уточнения неисправностей на специализированных участках и постах ТО и ремонта.
Применительно к автотранспортным средствам внешние СТД можно подразделить на следующие виды:
- тяговые стенды, которые классифицируют по способу нагружения (инерционные, силовые, инерционно-силовые); типу диагностируемых автомобилей (для легковых, грузовых автомобилей и автобусов); типу одновременно диагностируемых мостов (с одним, двумя и более ведущими мостами);
- средства диагностирования двигателей, классифицируемые по области применимости (для бензиновых и дизельных двигателей); типу (стационарные, переносные и передвижные); виду источника питания (от внешней сети и аккумуляторной батареи); типу индикации (с аналоговой, цифровой, параллельной индикацией, с индикацией на экране осциллографа и дисплея); назначению (для электрооборудования, системы питания, газоанализаторы и т.д.); исполнению (механические, электрические, пневматические, электронные);
- тормозные стенды, которые делятся по типу опорновоспринимаемых устройств (роликовые (барабанные) и платформенные (площадочные)); типу диагностируемых автомобилей (для легковых, грузовых автомобилей и автобусов); типу диагностирования привода (полно- и неполноприводные);
- средства диагностирования ходовой части автомобилей, среди которых статические стенды (механические, оптические, электрические (электронные); динамические стенды, классифицируемые: по виду измеряемых параметров (силовые и не силовые), по типу опорно-воспринимающих устройств (роликовые и площадные), по конструкции опорных устройств (одно-и двухроликовые, одно- и двухплощадочные); средства диагностирования агрегатов трансмиссии; стенды для проверки амортизаторов; стенды для балансировки колес;
- средства диагностирования светотехнических приборов автомобилей (приборы для определения направления и силы света фар);
- средства диагностирования электронных систем автомобилей, которые включают стационарные (стендовые) диагностические системы.
Дифференциальный метод диагностирования
Дифференциальный метод заключается в том, что во время работы двигателя на максимальном скоростном режиме выключают столько цилиндров, чтобы работающий цилиндр (группа цилиндров) был перегружен. При этом перегрузка должна быть по возможности минимальной. В качестве средств для реализации этого метода используют электростенды, стенды с беговыми барабанами и др.
При дифференциальном методе диагностирования оценивается отклонение мощности от номинальной по отдельным цилиндрам или минимальной группе цилиндров.
Двигатель проверятся под нагрузкой и за счет выключения цилиндров двигателя до такой степени, при которой для вывода его на номинальный скоростной режим необходимо подключение внешнего источника энергии. Для этого использован стенд в режиме двигателя.
Погрешность парциального и дифференциального методов определения мощностных и экономических показателей работы двигателей близится к погрешности тормозного метода. Вместе с тем эти методы увеличивают объем информации по отдельным цилиндрам, что приводит к увеличению трудоемкости диагностирования.
Требования, предъявляемые к диагностическим параметрам
Для обеспечения надлежащей достоверности и экономичности диагностирования диагностические параметры должны обладать чувствительностью, однозначностью, стабильностью, информативностью.
Под чувствительностью диагностического параметра понимают отношение приращения параметра к соответствующему изменению структурного параметра.
Чем больше значение этой величины, тем чувствительнее диагностический параметр к изменению структурного параметра.
Однозначность диагностического параметра определяется его монотонно возвращающей или убывающей зависимостью от структурного параметра в диапазоне от начального до предельного изменения структурного параметра.
Стабильность диагностического параметра определяется дисперсией его начения при многократных измерениях в неизменных условиях на объектах, имеющих одно и то же значение структурного параметра.
Информативность диагностического параметра является главным критерием, положенным в основу определения возможности применения параметра для целей диагностирования, и характеризует достоверность диагноза, получаемого в результате измерения значений параметра.
Кроме указанных требований, предъявляемых к диагностическим параметрам их качество оценивается также по затратам на диагностирование и по технологичности диагностирования , основанного на применении данного параметра. Перечисленные требования обуславливают выбор диагностических параметров при разработке методов, средств и процессов технического диагностирования.
БИЛЕТ № 15