Пути развития диагностирования автомобилей
Перспективное направление— разработка и внедрение автоматизированных и автоматических систем получения и обработки диагностической информации с выходом в виде фиксированных на носителе (бумажная или магнитная лента, перфокарта и др.) решений о проведении необходимых работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту продиагностированного автомобиля.
Автоматизированная диагностическая система (АДС) представляет собой комплекс средств для автоматической оценки технического состояния объекта (автомобиля) в процессе его технического обслуживания. Принцип работы АДС в простейшем варианте заключается в следующем. Сигналы от объекта диагностирования и диагностических датчиков через преобразователя, усилители или формирователи поступают в анализатор, который формирует диагностическое заключение и выдает его ввида печатного или иного рода документа.
Перспективные диагностические датчики. Большинство применяемых в настоящее время диагностических датчиков относится к типу съемных, закрепляемых на объекте на время его диагностирования. Такого рода датчики — это приборы для проверки рулевого управления автомобиля, закрепляемые на рулевом колесе, расходомеры топлива, требующие разъединения и последующего соединения топливопроводов, импульсные тахометры, приборы для замера углов установки колес и др. Подключение таких датчиков к проверяемому объекту и их отключение довольно трудоемко и значительно увеличивает общее время диагностирования. Поэтому в последнее время все шире внедряются кратковременно» контактные и бесконтактные, а также встроенные диагностические датчики.
Перспективно применение для целей диагностики и стробоскопов. Как показали исследования, проведенные в Ленинградском филиале НИИАТа, стробоскопический эффект может быть использован для проверки не менее чем 30 элементов автомобиля, совершающих вращательное или возвратно-поступательное движение.
Применение ЭВМ при диагностике автомобилей. Быстрое развитие средств вычислительной техники и ее миниатюризации привело к тому, что в качестве анализаторов в АДС все шире применяется ЭВМ. Создание АДС характерно тем, что наряду со съемными применяются встроенные датчики диагностической информации, подключаемые к одному общему многоштыревому штекерному разъему, а ЭВМ и все остальное оборудование устанавливается стационарно.
Структурные параметры технического состояния ТТ
Параметры технического состояния (структурными параметрами) — это физические величины (выраженные в миллиметрах, градусах и т.п.), определяющие связь и взаимодействие элементов автомобиля и его функционирование в целом. Например, параметрами технического состояния сопряжения поршень—цилиндр двигателя могут быть размеры сопряженных деталей поршней и цилиндров, которые определяют зазор между ними, овальность и т.п. В процессе эксплуатации параметры технического состояния изменяются от номинального до предельного значения под влиянием различных конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов. Предельные значения структурных параметров обусловлены вероятностью отказов и неисправностей автомобиля и являются в основном значениями технико-экономического характера.
Возможность непосредственного измерения в процессе эксплуатации структурных параметров (износов, зазоров) сопряжений механизмов автомобиля без их разборки весьма ограничена. Поэтому при диагностировании пользуются косвенными признаками, отражающими техническое состояние автомобиля. Эти признаки называются диагностическими параметрами и представляют собой пригодные для измерения физические величины, связанные с параметрами технического состояния автомобиля и несущие информацию о его состоянии.
БИЛЕТ № 13
1. Специфические особенности горной местности, влияющие на надежность автомобилей. Эксплуатация автомобилей в горной и особенно в высокогорной местности имеет особенности и определяется рядом специфических трудностей. Основными из них являются сложные дорожные условия, резкое изменение температуры и атмосферных явлений, а также понижение плотности окружающего воздуха по мере подъема над уровнем моря. При среднем уклоне дороги 2 – 4° на отдельных участках уклоны достигают 9 – 12°. Длина затяжных подъемов доходит до 10 – 20 км. Подъемы и спуски на дорогах в горной местности составляют в среднем 9 – 18% от протяженности маршрута. Горная местность характеризуется наличием резко пересеченного рельефа с крутыми и обрывистыми склонами, извилистыми и глубокими ущельями с большим количеством оврагов и водотоков (рис. 35), ограниченной шириной проезжей части дороги, большим количеством крутых поворотов малого радиуса (8 – 10 м) и мостов (рис. 36), а также наличием размытых участков дороги и завалов. Дороги, проходящие через горные хребты и перевалы, изобилуют петлями и серпантинами, наиболее тяжелыми для движения машин. ороги, проходящие через перевалы, большую часть года покрыты снегом, на них часто бывают опасные обвалы, осыпи и снежные лавины.
В ущельях и долинах ветер разрушает гравийные и щебеночные покрытия, выдувая из них мелкие составляющие частицы.
Резкое изменение температуры окружающего воздуха в течение суток, а также изменение ее по мере подъема вызывает выпадение осадков, что приводит к обледенению дороги, появлению густых туманов. В летнее время в течение суток температура в горах может колебаться днем до плюс 35 – 40°С, ночью до минус 2 – 7°С. Температура воздуха в горах понижается до 0,5 – 0,7 ° на каждые 100 м подъема. На северных и северо-восточных склонах гор температура воздуха ниже и дороги покрыты снежным покровом более продолжительное время.
Количество осадков в горах возрастает по мере подъема. Приращение количества осадков на каждые 100 м высоты в среднем составляет 40 – 60 мм. Максимальное количество осадков выпадает на высоте 1500 – 2500 м.
Общее количество осадков зависит от географического положения горного района. На склонах хребтов, обращенных к ветрам, дующим с моря, выпадает больше осадков, чем на обратных склонах хребта. В долине количество осадков значительно больше, чем на плоскогорьях и водоразделах.
В летние месяцы в горах часто бывают ливни, вызывающие большой поток воды и размыв дорог.