Размещение и установка светофоров.
Светофоры устанавливают на колонках, существующих опорах, кронштейнах, на консольных опорах, тросах растяжках и т.д. Располагают над проезжей частью или вне проезжей части.
Светофоры (кроме пешеходных и повторителей) располагают над проезжей частью на высоте 5-6 м или сбоку от нее на высоте 2-3 м. Расстояние от края проезжей части до светофора составляет 0,5-2 м. В плане светофор располагают за стоп-линией, минимальное расстояние от него до стоп-линий составляет 1-3 м (при установке его над проезжей частью - 3-10 м). Светофор типа 1 или 2, если не регулирует движение
левоповоротных потоков, устанавливают справа перед перекрестком. Дублирующий светофор устанавливают перед перекрестком на разделительной полосе или островке безопасности. При отсутствии такой возможности - за перекрестком на разделительной полосе или на левой стороне улицы.
При одностороннем движении т.е. дублирующий светофор устанавливают перед перекрестком на левой стороне проезжей части. Светофор тип 1 с секцией для левого поворота располагают перед перекрестком на разделительной полосе или островке безопасности, а при отсутствии такой невозможности устанавливают справа. Дублирующий светофор устанавливают - за перекрестком на разделительной полосе или слева от дороги.
При широкой проезжей части дублирующие светофоры типа 2 устанавливают над проезжей части, когда основной светофор размещается справа или слева от проезжей части, а движение, регулируемое этим светофором, осуществляется по двум и более полосам движения.
Светофор типа 2, регулирующий левый поворот, устанавливают слева от соответствующей полосы движения на разделительной полосе или островке безопасности. При отсутствии такой возможности можно установить светофор слева дороги, если встречный поток движется только по одной полосе. В противном случае светофор устанавливают над проезжей частью.
При регулировании движения по полосам светофоры типа 2 размещают над каждой полосой соответствии разрешенному направлению движения из данной полосы. В этом случае дублирующий светофор не ставят. Дальность видимости светофоров определяется из условий своевременной остановки т.е. на запрещающий сигнал. При этом остановочный путь рассчитывается не из аварийного, а служебного торможения (величина замедления не превышает 2-3 м/с2 и учитывает время, необходимое для - водителя на поиск сигнала и его восприятия. В настоящее время принято минимальное расстояние видимости сигнала - 100 м.
Расстояние видимости определяет светотехнические параметры светофора. Сила света оптического устройства и расстояние видимости связаны зависимостью
(14)
где: - расстояние видимости сигнала, м;
- сила света оптической системы под углом к ее оси; кд;
- коэффициент прозрачности атмосферы;
- поправочный коэффициент зависящий от углового размера светового сигнала;
- пороговая освещенность на зрачке глаза. При которой он уверено опознает сигнал, и (в зависимости от цвета сигнала в дневное время; в сумерки - ).
При расчете силы света, необходимой для обеспечения нормативной дальности видимости можно принять и
Для наиболее типичных условий коэффициент существенно возрастает лишь при больших угловых размерах сигнала (близком расстоянии от светофора).
Итак можно формулу упростить:
(15)
Величина , представляет собой силу света под заданным углом к оптической оси. Осевая сила света должна быть несколько больше и в зависимости от высоты установки светофора, ширины проезжей части и особенности бокового зрения водителя считается достаточным иметь ширину светового пучка сигнала ± 10° в горизонтальной плоскости и 8° в вертикальной (вниз от нулевого значения). Осевая сила современных светофоров в среднем составляет 200 кд.
Светофорное регулирование
Введение светофорного регулирования поможет ликвидировать наиболее опасные конфликтные точки, что позволит повысить безопасность движения. Однако появление светофоров на перекрестках может увеличить число задержек, даже на главной дороге, так как в настоящее время в основном на перекрестках применяется программа жесткого регулирования. В связи с этим ГОСТом предусмотрены возможность и условия, при которых следует вводить светофорное регулирование на перекрестках. Для этого разработаны условия и критерии, при которых возможно вводить на перекрестках светофорную сигнализацию.
1. Условия. Задано в виде критических значений интенсивности транспортного потока конфликтующих направлений движения (табл. 1). Если на перекрестках наблюдается интенсивность потока в конфликтующих направлениях движения в течение каждого из любых 8 ч обычного рабочего дня не менее заданных (табл 1), то следует вводить светофорное регулирование.
2. Условие.Введение светофорного регулирования считается оправданным, если в течение каждого из любых 8 ч обычного рабочего дня по дороге в двух направлениях движется не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой 1000 ед/ч т.е.) и эту улицу переходят в одном наиболее загруженном направлении не менее 150 чел/ч. Для населенных пунктов с населением менее 10 тыс.чел. снижаются на 30% значения критических интенсивностей движения т.е. оговоренные условиями 1 и 2.
Таблица 4
Число полос движения в одном направлении | Интенсивность движения по главной дороге в двух направлениях, ед/ч | Интенсивность движения по второстепенной дороге в одном направлении более загруженных направлениях, ед/ч | |
главная(более загруженная) дорога | второстепенная (менее загруженная дорога) | ||
2 или более | |||
2 или более | 2 или более | ||
3. Условие. Светофорное регулирование вводится, когда условия 1 и 2 не выполняются, но оба условия выполняются не менее чем на 80%.
4. Условие.Введение светофорного регулирования оправданно, если за последние 12 месяцев на перекрестке произошло не менее 3 ДТП (которые могли бы быть предотвращены при светофорной сигнализации) и хотя бы одно из условий 1 и 2 выполняется не менее чем на 80%.
Применение светофоров с режимом желтого мигания (светофор типа 7) осуществляют при снижении интенсивности движения до 50% от норм, приведенных условиями 1 и 2. Однако светофор типа 7 могут быть применены и при более низкой интенсивности на опасных участках дороги с плохой видимости, где невозможно обеспечить видимость на большое расстояние, которое позволило бы беспрепятственно двигаться транспортному средству. Необходимо помнить, что установка светофоров возможна при невыполнении условий 1-4. Для этого, необходимо провести технико-экономический анализ.
Режим работы светофоров.
Поочередное предоставление права на движение через перекресток в определенных направлениях определяет периодичность и цикличность работы светофорного объекта. Период, в течение которого действует определенная комбинация светофорных сигналов, называется тактом регулирования. Такты бывают основные и промежуточные. При основном такте может быть разрешено (запрещено) движение т.е. определенной группы. Промежуточный такт передает право на проезд другой группе т.е. и при этом такте выезд на перекресток запрещается, за исключением тех водителей, которые не смогли остановится у стоп-линий. По действующим нормативам длительность промежуточного такта не рекомендуют принимать больше 4 с.
Фазой регулирования называется - совокупность основного и последующим за ним промежуточного такта. Минимальное число фаз бывает 2, если одна фаза, то отсутствует конфликтующих направлений движений и отпадает необходимость светофорного регулирования.
Обычно число фаз соответствует количеству наиболее загруженных конфликтных направлений движения на перекрестке. Периодически повторяющаяся совокупность всех фаз называется циклом регулирования. Под режимом светофорного регулирования понимается длительность цикла, а также число, порядок чередования и длительность составляющих цикл тактов и фаз.
Режим светофорного регулирования в аналитическом виде представляет:
(16)
где: - длительность цикла регулирования, с;
- длительность основных тактов, с;
- длительность промежуточного такта, с;
- число фаз.
Обычно длительность промежуточного такта составляет с. Но бывают случаи, когда транспортное средство, проехавшему стоп-линию в момент выключения разрешающего сигнала, потребуется времени более 4с для проезда перекрестка из-за широкой проезжей части дороги или низкой скорости движения т.е. В таких случаях после основного такта включается последовательно два промежуточных: по истечению 4с желтый сигнал в данном направлении сменяется на красный. В конфликтующем направлении продолжает действовать красный, который заменяется на красный с желтым перед включением зеленого сигнала (за 3-4 с). Итак на перекрестке в течение определенного времени по всем направлении действует красный сигнал. Вот такие промежуточные такты, т.е. образованный вышеупомянутым способом, называют переходным интервалом. В целях снижения транспортной задержки длительность переходного интервала не назначают более 8с.