Одним из технических и организационных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения относится управление дорожным движением, которая является составной частью организации движения и решает более узкие задачи.
Под управлением понимается воздействие на тот или объект с целью улучшения его функционирования. Объектом управления при дорожном движении являются транспортные и пешеходные потоки. Частным видом управления движением является регулирование, т.е. поддержание параметров движения в заданных пределах. Применение технических средств является реализацией схемы регулирования.
Слово регулирование получило широкое распространение. Так, в Правилах дорожного движения перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, иногда перекресток, снабженный светофором, называется светофорным объектом.
Сущность управления движением заключается в том, что обязывать водителей и пешеходов, запрещать или рекомендовать те или иные действия с целью обеспечения безопасности движения.
Автоматическое управление осуществляются без участия человека по заранее заданной программе, автоматизированное управление с участием человека-оператора. Оператор, используя ряд технических средств для сбора информации и поиска оптимального решения, может корректировать программу работы автоматических устройств.
Как в первом, так и во втором случае в процессе управления могут быть использование ЭВМ. Ручное управление, когда оператор, оценивая визуально внешнюю ситуацию, оказывает воздействие на основе имеющегося опыта и интуиции.
Контур автоматического управления может быть как замкнутым, так и разомкнутым. При замкнутом контуре существует обратная связь между средствами и объемом управления (транспортный поток). Автоматически она может осуществляться специальными устройствами сбора информации - детекторами транспорта. Информация вводится в устройства автоматики и по результатам ее обработки эти устройства определяют режим работы светофорной сигнализации, способной менять по команде свое значение. Такой процесс называется гибким или адаптивным управлением.
Локальное управление чаще всего применяется на отдельном перекрестке (изолированном), который не имеет связей с соседними перекрестками по управлению, по потоку. Смена сигналов светофора осуществляется по программе независимо от транспортного потока и работы соседних перекрестков.
Организация согласованной смены сигналов на группе перекрестков, чтобы уменьшить времени движения транспорта в данном районе, называется координированным управлением («зеленая волна»). В таких случаях используется системное управление. Любая автоматическая система управления действует на основании алгоритма, который представляет перечень описания переработки информации и выработки необходимого управляющего воздействия. При управлении дорожным движением перерабатывается информация о параметрах движения и определяется характер управления светофорами, действующими на транспортный поток.
Алгоритм управления технически реализуется контроллерами, которые переключают сигналы светофоров по заданной программе. При замкнутом контуре, когда обратная связь отсутствует, управляющие светофорами устройства - дорожные контроллеры (ДК) переключают сигналы по заданной программе.
Сбор информации об объекте управления | |
Технические средства управления | |
Рисунок 1 – Структурная схема контура управления
Если учитывать степень централизации, то можно рассматривать два вида управления: локальное и системное.
При локальном управлении переключение светофоров обеспечивается контроллером, непосредственно установленным на перекрестке. При системном управлении контроллеры перекрестков выполняют команды, поступающих по специальным каналам связи из управляющего пункта.
Локальные и системные контроллеры локальные контроллеры не имеют связи с УП и работают самостоятельно. Второе, т.е. системные контроллеры, имеют связь с УП и могут реализовать локальное и системное управление.