Расчет молниезащиты резервуарного парка хранения авиатоплива
Резервуарный парк хранения дизельного топлива состоит из шести вертикальных резервуаров с жесткой крышей и номинальным объемом 20 тыс. м3. Резервуары расположены на площадке, имеющей в плане форму прямоугольника. Расстояние между осями резервуаров 70м, высота резервуаров 18м, радиус резервуаров 20м.
В соответствии с требованиями к молниезащиты группы резервуаров хранения, необходимо обеспечить защиту, как резервуаров, так и территории площадки в пределах обвалования на которой они расположены. Принимаем, что защита данного резервуарного парка обеспечена с помощью многократного стержневого молниеотвода, состоящего из 6 стержневых молниеотводов, расположенных симметрично по внешнему периметру резервуарного парка за пределами обвалованной территории.
В соответствии с "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ) наружные технологические установки и открытые сооружения складов нефтебаз относятся к взрывопожароопасному классу В-1г. Для этих установок предусмотрено выполнение молниезащиты по типу зоны молниезащиты Б. При этом для резервуаров хранения дизельного топлива подлежат защите следующие зоны: до 5 м по горизонтали и вертикали от дыхательных и предохранительных клапанов технологического оборудования, содержащего легковоспламеняющиеся жидкости или горючие газы. [ 37]
Наружные металлические установки, содержащие легковоспламеняющиеся жидкости, защищаются от прямых ударов молнии следующим образом:
а) корпуса резервуаров и емкостей хранения нефтепродуктов при толщине металла крыши менее 4 мм защищаются молниеотводами, установленными отдельно или на самом сооружении;
б) корпуса резервуаров или отдельных емкостей при толщине металла крыши 4 мм и более, а также отдельные емкости объемом менее 200 м3 независимо от толщины металла крыши достаточно присоединить к заземлителям.
Принимаем высоту стержневого молниеотвода h = 55м.
Торцевые области зоны защиты определяются:
Вершина конуса молниеотвода ho < h
ho = 0,92*h ho = 0,92 * 55 = 50,6м
Граница зоны защиты на уровне земли
ro = 1,5 * h ro = 1,5 * 55 = 82м
Граница зоны защиты на высоте защищаемого сооружения
rx = 1,5 (h-hx/0,92) hx = 18+5 = 23м
rx = 1,5 (55-23/0,92)=45м
Высота пересечения зон защиты 2-х молниеотводов
hc = ho – 0,14 (l-h) = 39,54м
rcx = ro (hc – hx)/hc = 34,40м
Таким образом, молниеотводы высотой h = 54м обеспечивают защиту обвалованной площадки резервуарного парка хранения дизельного топлива на уровне земли и защиту резервуаров на отметках 23 м. [19]
На графическом листе № представлена схема молниезащиты резервуарного парка дизельных топлив.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА
Графическая часть выполняется на двух листах формата А 1.
Лист № 1 предусматривает выполнение Генерального плана склада авиатопливообеспечения, нефтебазы с учётом «розы» ветров на листе формата А 1. Размеры: А1 = 594 * 841 мм. (А0 = 841 * 1189 мм)
Формат А 1 определяется размером внешней рамки. На лист чётко наносится рабочая рамка формата, слева оставляют поле для подшивки чертежа - 20 мм, с остальных трёх сторон – 5 мм. В нижнем углу располагается штамп размером 185 X 55 (основная надпись для чертежей и схем ) по ГОСТу 2.104 – 68
( рисунок 5).
Графа 1 - наименование детали или сборочной единицы. В наименовании состоящем из нескольких слов, на первом месте помещают имя существительное (ГОСТ 2. 109 - 73).
Графа 2 - обозначение документа. В учебных условиях № позиции по сертификации
Графа 3 - обозначение материала детали (заполняют только на чертежах деталей ).
Графа б - масштаб (см. ГОСТ 2.302 - 68). Графа не заполняется .
Графа 9 - наименование предприятия (учебного заведения и № группы).
Графа 10 - характер работы, выполняемой лицом, подписывающим документ
Графа 11 - фамилии лиц , подписавших документ .
Графа 12 - подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 11 -
Графа 13 - дата подписания документа.
Лист № 2 предусматривает выполнение принципиальной схемы трубопроводных коммуникаций склада авиатопливообеспечения, нефтебазы.
Схема трубопроводных коммуникаций склада авиатопливообеспечения, нефтебазы выполняется согласно ГОСТу 2.701 - 68.
Схемы выполняют без соблюдения масштаба, действительное пространственное расположение составных частей изделий (установок ) либо не учитывается вообще, либо учитывается приближённо. Схема должна быть выполнена компактно, вместе с тем, ясно. На схеме должно быть наименьшее количество изломов и пересечений линий связи.
Элементы и устройства изображают в виде условных графических обозначений (см. ГОСТ 2.780 - 68 , 2.781 - 68 , 2-782 - 68).
Если в Госстандарте нет соответствующих обозначении, то применяют условные обозначения, установленные в отраслевых стандартах.
Допускается применять условные обозначения , не предусмотренные в государственных и отраслевых стандартах . Размеры условных знаков определяют с учетом наглядности и ясности чертежа и выдерживают одинаковыми при многократном повторении (см. Прил. 2). На линиях связи допускается указывать направление потоков рабочей среды
Для отличия трубопроводов различного назначения допускается применять их цифровые обозначения
Элементы и устройства нумеруют по порядку, начиная с единицы, как правило направлению потока рабочей среды :
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Спецификация к принципиальным схемам и сборочному чертежу выполняется на отдельных листах формата А 1 . Спецификацию допускается размещать на том же листе, на котором выполнено основное изображение, располагая её на свободном поле формата над основной надписью или рядом с ней . На лист наносится обычная рамка с полями :
слева - 20 мм , с остальных сторон - 5 мм .
Внизу по малой ширине форматки располагается штамп размером 185 / 40 . Он одинаков со штампом на первом листе расчётно-пояснительной записки . Заполнение граф аналогично заполнению штампа к листу № 1 (схеме) (прил. 3. рис. 1 ).
Остальная часть форматки разбита на строчки высотой 8 - мм . где согласно обозначению выносится текст по графам .
Если спецификация не умещается на одной форматке, то последующие спецификации выполняются также на форматке А 1. но штамп применяют размером 185 х 15 ,
При заполнении граф спецификации следует располагать не по порядку нумерации агрегатов или деталей на общем листе, а с учётом следующего порядка:
1). Документация. Само слово "документация" записывается в графе "наименование" и подчёркивается , как заголовок. В учебных проектах в этот раздел спецификации вносится сборочный чертёж (указание его формата), схема, пояснительная записка указание количества страниц).
2). Сборочные единицы (записать в виде заголовка). В этот раздел спецификации вносят узлы и агрегаты .
Детали (заполняется только в спецификации для сборочного чертежа). Указывается материал детали в графе "примечание". Стандартные изделия перечисляются с указанием резьбы и ГОСТа (гайки , пинты , шайбы и т.д.).
3). Материалы . Если в сборочном чертеже есть детали , выполняемые на месте из материала, то в этом разделе спецификации указывается материал . Если это проволока , то должны быть указаны диаметр и длина . После каждого раздела обязательно оставляются 1-2 чистые строки для дополнений.
Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда (ГОСТ 2.302-68):
- уменьшения: 1:2:1:2,5,1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75: 1:100: 1:200; 1:400; 1:500:
-увеличения: 2:1; 2,5:1;4:1 ; 5:1 ; 10:1 : 20:1 ;40:1 ;50:1 ; 100:1 ;
- натуральная величина: 1:1.
Лист № 3 предусматривает выполнение схемы объектов зоны, указанного в задании дипломного проекта.
Формат листа № 4 предусматривает выполнение чертежа узла перекачивающего средства (насос), трубопроводной арматуры, оборудования резервуаров или деталировочных чертежей 2-4 деталей (нестандартных), выбранных автором из деталей узла (по согласованию с преподавателем).
- Лист № 4 может быть разделён на А2(594 х 420); А3(297 х 420); А4(297 х 210
Сборочный чертёж даёт представление о конструкции узла или агрегата, характере сопряжения его деталей и служит руководством для его сборки. Он снабжается следующим:
- габаритные размеры - наибольшая длина, ширина, высота;
- рабочие размеры (например , наибольший ход штока , максимальное обжатие пружины , угол поворота заслонки и т.д.);
- монтажные размеры (например, расстояние между отверстиями для крепления aгpeгaтa, диаметр отверстий и т.д.);
- размеры , которые необходимо выдержать при сборке (зазоры и др.).
Список использованных источников
1. Список использованных источников помещают в конце текстового документа после элемента «Заключение».
Словосочетание «Список использованных источников» печатают в виде заголовка прописными буквами симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку.
2. Документы в списке располагают в следующей последовательности:
- законодательные документы (нормативно-правовые акты);
- стандарты и другие нормативные документы;
- патентные документы;
- учебная литература, справочные материалы;
- типовые проекты;
- статьи из журналов, сборников научных трудов и т.д.;
- каталоги на оборудование и др.
3. Внесенные в список документы нумеруют арабскими цифрами по порядку.
4. При ссылке в тексте на документ из списка указывают его порядковый номер согласно списку. Номер указывают в квадратных скобках.
5. Сведения о каждом документе в списке использованных источников оформляют в виде библиографического описания.
Требования к составлению библиографического описания документа устанавливаются методическими документами, разрабатываемыми в подразделениях университета.
6. Основные источники:В список вносят все литературные источники, правовые и нормативные документы, на которые сделаны ссылки в тексте работы или положения которых цитировались.
1. Выбор технических средств для сокращения потерь нефтепродуктов от испарения Н.С. Бронштейн, В.Д. Вахмин, В.Е. Губин и др. М., 1969 (Серия Транспорт и хранение нефти и углеводородного сырья)
2. Дыхательная арматура резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов А.М. Александров, Л.Г. Колпаков, М.П. Курчанский и др. М., 1971 (Серия Транспорт и хранение нефти и углеводородного сырья)
3. Приём, хранение и отпуск нефти на морских нефтебазах В.П. Ефремов, А.В. Сидоренко, Г.Э. Лерке М., 1973 (Серия Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов).
4. Защита стальных резервуаров от внутренней коррозии Глазов Н.П., Уткин В.К. М.,1973 (Серия Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов).
5. Едигаров C.Г. и др. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и газохранилищ. М. «Недра». 1973.
6. Мацкин Л.Л. и др. Эксплуатация нефтебаз М.: «Недра», 1975.
7. Рыбаков К.В., Алпатов А.С., Рожков А.Ф. Заправка самолетов ГСМ. – М.: Транспорт. 1975.- 208с.
8. Морские и речные нефтебазы Е.Л. Ржавский М., 1976 Недра.
9. Никитин Г.А. и др. Специальное оборудование аэропортов. М.: «Транспорт», 1977.
10. Шишкин Г.В. Справочник по проектированию нефтебаз, изд-во «Недра» 1978.
11. Ипатов Л.М. Эксплуатация резервуаров склада ГСМ. М.: «Транспорт», 1985.
12. Пособие по проектированию объектов авиатопливообеспечения аэропортов к ВНТП 6-85 / МГА.
13. Руководство по технической эксплуатации складов и объектов ГСМ в предприятиях ГА (,№9/И от 27.07.1991 г.) с изменениями от 2001 г.
14. Руководство но приему, храпению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации (приказ № ДВ - 126 or 17.10.1992 г.) с изменениями от 2001 г.
15. Инструкция о порядке ведения учета, отчетности и расходования горюче-смазочных материалов в гражданской авиации, 1991г. с изменениями от 2001 г.
16. Наставления по службе горюче - смазочиьх материалов на воздушном транспорте Российской Федерации (НГСМ-РФ-94) с изменениями от 2001 г.
17. Федеральные авиационные правила № 89 от 18 апреля 2000 года "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок" с изменениями от 2011 г.
18. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 2011 г.
19. Технические средства нефтепродуктообеспечения как объекты взрывопожароопасности. Вестник нефтяных компаний «Мир нефтепродуктов» № 4, 2013 стр. 32-34
20. Сборник стандартов
21. Оборудование авиатопливообеспечения ГОСТ Р 52906-2008 с изменениями от 2011 г.
Дополнительные источники:
1. Давельяров Ф.А., Зоря Е.И., Цагарели Д.В. «Нефтепродуктообеспечение» - М., 1998.
2. Бунчук В.А- Транспорт и хранение нефти, нефтепродуктов и газа. М.: Недра, 1977.
3.Некрасов Б.Б.. Гидравлика и ее применение на летательных аппаратах . М.: Машиностроение, 1967.
Библиографический список
1. Приказ № 391 от 22 апреля 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 25.02.02 Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами;
2. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 №29444);
3. Закон об образовании № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Руководство по организации учебного процесса в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт – Петербургский государственный университет гражданской авиации». СПб., 2006 с. 58-66;
5. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы по специальности «техническая эксплуатация транспортного оборудования (по видам транспорта)» - Красноярск: Красноярский филиал ФГБОУ ВО СПб ГУ ГА, 2012. – 52 с.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Красноярский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт – Петербургский государственный университет гражданской авиации» «Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочных материалов» кафедра Курсовой (дипломный) проект (работа) ________________________________________________ тема проекта (работы) ________________________________________________ ________________________________________________ ______________Пояснительная записка______________ Руководитель ___________________ _________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Студент ____________________ __________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Работа допущена к защите «___» ___________ 2016г. Зав. кафедрой Кислухина Е.Н. _________ Красноярск 2016 г. |
Приложения
Условные обозначения на гидравлических схемах (ГОСТ 2.780 - 68. 2784 - 70, 2.785 - 70)
1 Резервуар вертикальный
2. Резервуар горизонтальный
3. Фильтр грубой очистки
4. Фильтр тонкой очистки
5. Фильтр - сепаратор
6- Счётчик жидкости
7. Дозатор жидкости ТГФ - М
8. Гидроамортизатор /ГА/
9. Индукционный нейтрализатор статического электричества /ИНСЭТ/
10. Обратный клапан
11-Заправочный штуцер
12. Присоединительное устройство к другим системам
13. Установка счетно-дозирующая
14. Задвижка
15- Задвижка с электроприводом
16.Вентиль
17. Клапан предохранительный
18. Манометр, вакуумметр
19. Электроконтактный манометр
20. Насос
21. Гибкий рукав
22. Соединение трубопроводов
23. Перекрещивание трубопроводов
24.УСН-7Б.ДСН-8Б
25. Сливной стояк
Рисунок 5-Основная надпись для схем
Таблица 8.1-Нормы расхода авиакеросина и авиамасла на эксплуатацию ЛА с ГТД
Тип ЛА | Тип двигателя | Расход авиакеросина для тренировочных и учебных полетов, кг/час | Расход авиамасла, кг/час | |
в воздухе | на земле | |||
Б-737, А-310, А-330 | ||||
Ил-86, Ил -96 | НК-26 | 12000/12 т/ч | 4000/4 т/ч | 6/0,006 т/ч |
Ил-62М | Д-30КУ | |||
Ил-62 | НК-8-4 | |||
Ил-76 | Д-30КП | |||
Ил-18 | АИ-20К,М | 3,8 | ||
Ту-214 | ||||
Ту-154Б | НК-8-2У | |||
Ту-134А | Д-30 | 1,5 | ||
Як-42 | Д-36 | 2,4 | ||
Як-40 | АИ-25 | |||
Ан-12 | АИ-20К,М | |||
Ан-24 | Аи-24 | 1,5 | ||
Ан-24 | Аи-24Т | 1,5 | ||
Ан-24В | Аи-24, РУ-19-300 | 1,5 | ||
Ан-26 | И-24ВТ, РУ-19А-300 | 1.5 | ||
Ан-30 | АИ-24ВТ и РУ-19А-300 | 1,5 | ||
Л-410 | М-601, М-601Б, М-601Д | 0,2 | ||
Ми-2 | ГТД-350 | 0,6 | ||
Ми-6 | Д-25В | |||
Ми-8 | ТВ-2117А |
Таблица 8.2 -Нормы расхода авиабензина для полетов по выполнению авиационных работ на ЛА с ПД
Тип ЛА | Расход авиабензина, кг/час | Расход масла в % от расхода авиабензина | ||
для транспортных полетов | для учебных и тренировочных полетов | на земле | ||
Ил-14 | ||||
Ан-2 | ||||
Ан-2М | - | |||
Як-18Т | - | 3,5 | ||
Ми-4 | 3,5 | |||
Ка-26 |
Таблица 8.3 -Нормы аварийного запаса топлива
Тип ВС | Средняя скорость км/час | Средний расход топлива т/ч | Аварийный запас топлива т. | Расход топлива на земле т | |
Б-737 | 1,5 | ||||
А-310 | 4,77 | 4,77 | 2,35 | ||
А-330 | 5,6 | 5,6 | 2,8 | ||
Ил-86 | 10,0 | 10,5 | 1,4 | ||
Ил -62 | 8,0 | 8,5 | 1,25 | ||
Ил-76 Т | 8,4 | 10,0 | 1,15 | ||
Ил-76 ТД | 8,4 | 10,0 | 1,15 | ||
Ту-214 | 3,7 | 3,7 | 1,23 | ||
Ту-154 Б | 6,0 | 6,0 | 0,72 | ||
Ту-154 М | 5,0 | 5,0 | 0,5 | ||
Ан-24 | 0,76 | 0,8 | 0,12(з);0,07(л) | ||
Ан-26 | 0,9 | 1,0 | 0,15(з)+ 0,1(л)/2=0,125 | ||
Як-40 | 1,2 | 1,2 | 0,1 | ||
Ан-12 | 2,2 | 2,2 | 0,45(з);0,5(л) | ||
Л-410 | 0,3 | 0,225 | 0,05 | ||
Ан-2 | 0,125 | 0,1 | 0,02 | ||
Ми-8 | 0,6 | 0,3 | 0,03 | ||
Ми-2 | 0,22 | 0,15 |
Советские самолёты
ОКБ Туполева
Ту-134А 3500 кг/ч
Ту-154А/Б/Б-2 6200 кг/ч
Ту-154М 5500 кг/ч. за первый час взлёта и набора высоты, следующие часы по 4200-4700 кг/ч.
Ту-204 3200 кг/ч.
Ту-204-120 -3300 кг/ч.
Ту-214 -3200 кг/ч.
Ту-334 -1й час 2200 кг, следующие часы по 1600 кг/ч.
ОКБ Ильюшина
Ил-62 -1й час — 8000 кг, следующие — 7000-6000 кг/ч, последний — 5000 кг
Ил-76 -8000 кг/ ч
Ил-86- 10800-11500 кг/ч
Ил-96-300 1й час — 8300 кг, следующие — 7500 кг/ч, два последних — 5000 кг
Ил-96-400 1й час — 8600 кг, следующие — 7900 кг/ч, два последних — 5500 кг
Ил-114 -1й час 650 кг, следующие 550 кг
ОКБ Яковлева
Як-40 -1150 кг/ч
Як-42- 2350-3150 кг/ч
ОКБ Антонова
Ан-3- 250 кг/ч
Ан-12 - 2500 кг/ч
Ан-22 ~ 9500кг/ч на взлете, двигатель НК-12МА
Ан-24: 1-й час 1200 кг/ч, потом 800 кг/ч
Ан-26 -1000кг/ч
Ан-32 -1000 кг/ч
Ан-38-100 360 кг/ч
Ан-38-200 350 кг/ч
Ан-74ТК-200 1714 кг/ч
Ан-74ТК-300 1565 кг/ч
Ан-124-100 примерно 17000 кг/ч первый час полета, каждый последующий 12600 кг/ч
Ан-140- 560 кг/ч
Ан-148-100 1500 кг/ч
Зарубежные самолёты
США
Боинг
Boeing 757—200 — 4200 л/ч Двигатель — Rolls Royce RB211-535R4
Boeing 737—500 — 3000 л/ч Двигатель — CFM56-3
Boeing 767-300- 4500 кг/ч
Boeing 727-200 - 5,018 кг/ч
Boeing C-17 Globemaster III Двигатель F117-PW-100 0,33 (кг/ч)/кгс ~ 4700 кг/ч Pratt & Whitney F117-PW-100
C-5 Galaxy Двигатель TF39-GE-1C 0,715 (кг/ч)/кгс ~ 10000 кг/ч Модификация C-5M Двигатель CF6-80C2 0.307 - 0.344(кг/ч)/кгс Model CF6-80C2
Макдонелл Дуглас
MD-83 — 3400 л/ч Двигатель — Pratt & Whitney JT8D-219
Евросоюз
Fokker 50 Расход топлива — 800 л/ч Двигатель — P&W 125 B
Аэробус
A310 — 4000-5008 кг/час
A320 — 2200 кг/час
Локхид Мартин
C130K ~ 2300 кг/час Двигатель Allison T56-A-15
C130-E на рулении ~ 1370 первый час ~ 3250 кг/час далее ~ 2230 кг/час
ATR-42-450 кг/ч.
Пассажирские
- Ан-2: расход топлива — 42 г/пасс.-км,[1] среднечасовой расход топлива — 125 - 131 кг[2]
- Ан-2П: часовой расход топлива — 140 кг[3]
- Ил-18: среднечасовой расход топлива — 2247 кг[4]
- Ил-62: часовой расход топлива — 7300 кг[5]
- Ил-62М: удельный расход топлива — 46,6 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 6600 кг[6]
- Ту-134А: удельный расход топлива — 45,0 г/пасс.-км[7][8]
- Ту-134Б: удельный расход топлива — 45,2 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2500 кг[9]
- Ан-38-100: удельный расход топлива — 43,7 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 380 кг[10]
- Ан-24РВ: удельный расход топлива — 36,0 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 800 кг[11][12]
- Як-40: среднечасовой расход топлива — 1241 кг[13]
- Як-42Д: удельный расход топлива — 35,0 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 3100 кг[14][15]
- Ту-154Б-2: часовой расход топлива — 6200 кг[16]
- Ту-154М: удельный расход топлива — 27,5 г/пасс. км[17] или 31,0 г/пасс. км[18] или 76,4 г/пасс.км[19]; часовой расход топлива — 5300 кг[20]
- Embraer EMB-120ER: удельный расход топлива — 27,6 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 390 кг[21]
- Ан-140-100: удельный расход топлива — 24,4 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 550 кг[22]
- АTR 42: средний расход топлива — 600 кг в час[23]
- ATR 42-320: удельный расход топлива — 21,7 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 450 кг[24]
- Boeing 737-200: удельный расход топлива — 23,2 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2800 кг[25]
- Boeing 737-300: удельный расход топлива — 22,5 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2600 кг[26]
- Boeing 737-400: удельный расход топлива — 20,9 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2600 кг[27]
- Boeing 737-500: удельный расход топлива — 25,5 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2400 кг[28]
- Boeing 737-800: топливная эффективность — 38,6 г/пасс.км[29]
- Boeing 737-900: топливная эффективность — 22,4 г/пасс.км[30]
- Ту-334: удельный расход топлива — 23,4 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 1700 кг[31]
- Ту-334-100: топливная экономичность — 22,85 г/пасс*км, удельный расход топлива — 0,64 кг/кгс час (режим макс.кр. Н=11, М=0,75)[32]
- Ту-334-100Д: топливная экономичность — 24,05 г/пасс*км, удельный расход топлива — 0,64 кг/кгс час (режим макс.кр. Н=11, М=0,75)[33]
- Ту-334-120Д: топливная экономичность — 22,1 г/пасс*км, удельный расход топлива — 0,61 кг/кгс час (режим макс.кр. Н=11, М=0,75)[34]
- Ту-334-200: топливная экономичность — 22,3 г/пасс*км, удельный расход топлива — 0,64 кг/кгс час (режим макс.кр. Н=11, М=0,75)[35]
- Ту-334-220: топливная экономичность — 20,1 г/пасс*км, удельный расход топлива — 0,64 кг/кгс час (режим макс.кр. Н=11, М=0,75)[36]
- Ил-114-100: удельный расход топлива — 20,8 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 590 кг[37]
- Airbus A310: среднечасовой расход топлива — 4772 кг[38]
- Airbus A319-100: удельный расход топлива — 20,5 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2600 кг[39]
- Airbus A320: топливная эффективность — 38,6 г/пасс.км[40]
- Airbus A320-200: удельный расход топлива — 19,1 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2600 кг[41]
- Airbus A321-100: топливная эффективность — 23,2 г/пасс.-км[42]
- Airbus A321-100/200: удельный расход топлива — 18,2 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 3200 кг[43]
- Airbus A330-200: среднечасовой расход топлива — 5593 кг[44]
- Airbus A330-300: среднечасовой расход топлива — 5700 кг[45]
- Boeing 757-200: удельный расход топлива — 19,3 г/пасс.-км[46] или 24,3 г/пасс.-км[47]; часовой расход топлива — 3600 кг[48]
- Ту-204-100: удельный расход топлива — 19,6 г/пасс.-км[49] или 24,7 г/пасс.-км[50]; часовой расход топлива — 3460 кг[51]
- Ту-204-120: удельный расход топлива — 19,1 кг/пасс.-км, часовой расход топлива — 3420 кг[52]
- Ту-204-300: удельный расход топлива — 27,0 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 3250 кг, количество кресел (эконом) — 166[53]
- Ту-214: удельный расход топлива — 19,0 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 3700 кг[54]
- Ан-148-100А: среднечасовой расход топлива — 1550 кг/ч[55]
- Ан-148-100В: среднечасовой расход топлива — 1600 кг/ч, число пассажирских мест — 85[56]
- Ан-148-100Е: среднечасовой расход топлива — 1650 кг/ч[57]
- Sukhoi Superjet 100: расчётный расход топлива на крейсерском режиме с 95 пассажирскими местами — 1700 кг/ч[58]
- МС-21-300: топливная эффективность — 30,8 г/пасс.км[59]
- Ил-86: удельный расход топлива — 34,5 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 10,6 тонн, максимальное число пассажиров — 350[60][61]
- Ил-96-300: удельный расход топлива — 26,4 г/пасс.-км;[62] часовой расход топлива — 7,3 тонн[63] или 6,7 тонн;[64] число пассажирских мест — от 235 до 300[65]
- Ил-96-400М: расход топлива — 7,5 тонн/час, число пассажирских мест — от 315 до 436[66]
- Ан-218: расход топлива — 18 г/пас.-км[67][68]
- Boeing 747-300: удельный расход топлива — 22,4 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 14500 кг[69]
- Boeing 767-300: удельный расход топлива — 17,7 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 4500 кг[70]
- Airbus A380: расход топлива — менее трёх литров на одного пассажира на 100 км пути[71]
Грузовые
- Ан‑124‑100: расход топлива — 12600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке)[72]
- Ту-204-100С: расход топлива — 3200 кг/ч, максимальная коммерческая нагрузка — 30 т[73]
- Ил-76Т: среднечасовой расход топлива — 8262 кг[74]
Прочие
- Ан-3Т: часовой расход топлива — 250 кг[75]
- Ан-12: среднечасовой расход топлива — 1983 кг[76]
- Ан-26: среднечасовой расход топлива — 1087 кг[77]
- Ан-28: часовой расход топлива — 300 кг[78]
- Ан-30: среднечасовой расход топлива — 900 кг[79]
- Ан-32: среднечасовой расход топлива — 1229 кг[80]
- Ан-74: среднечасовой расход топлива — 1800 кг[81]
- Ан-140-100: среднечасовой расход топлива — 600 кг[82]
- Л-410: среднечасовой расход топлива — 314 кг[83]
Практическое задание для выполнения курсового проекта:Определить годовой суммарный расход авиатоплива, авиамасла, маслосмеси для самолетов и вертолетов с ПД при выполнении транспортных, учебных, тренировочных полетов /……авиабензина, авиамасла, маслосмеси для самолетов и вертолетов с ГТД./
Таблица8.4- Исходные данные для выполнения практической работы
№ варианта | Тип ЛА | Кол-во вылетов за год | Средняя дальность полета, км | Техническая скорость полета, км/час | Марка топлива | Марка масла |
Ил-62М Ан-24 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П СМ-4,5 | ||||
Ил-62 Як-40 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П МС-8П | ||||
Ил-86 Як-42 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П ИПМ-10 | ||||
Ту-154 Ту-134 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П МС-8П | ||||
Ми-8 Ан-2 | ТС-1 Б-91/115 | Б-3В, Кастрол-98 МС-20 | ||||
Ми-6 Ми-2 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П МС-8П | ||||
Ми-10 Ан-2 | ТС-1 Б-91/115 | МС-8П МС-20 | ||||
Ил-62М Ту-154 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П МС-8П | ||||
Ту-134 Як-42 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П ИПМ-10 | ||||
Як-42 Ан-24 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П СМ-4,5 | ||||
Ил-76 Ту-154 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П МС-8П | ||||
Як-42 Ил-62 | ТС-1 ТС-1 | ИПМ-10 МС-8П | ||||
Ил-62М Ту-134 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П МС-8П | ||||
Ан-24 Ту-154 | ТС-1 ТС-1 | СМ-4,5 МС-8П | ||||
Ил-96 Ан-2 | ТС-1 Б-91/115 | МС-8П МС-20 | ||||
Ту-144 Як-40 | Т-8 ТС-1 | МС-8П МС-8П | ||||
Ту-114 Ми-2 | ТС-1 ТС-1 | МС-8П МС-8П | ||||
Ан-26 | ТС-1 | СМ-4,5 |
Таблица 9 - Параметры резервуаров вертикальных стальных /РВС/
РВС, м3 | D, м | H, м |
4,7 | ||
6,6 | ||
7,6 | 7,5 | |
8,5 | 7,5 | |
10,4 | ||
1 000 | 10,4 | |
2 000 | 15,2 | |
3 000 | ||
5 000 | ||
10 000 | 28,5 | |
20 000 | ||
30 000 | ||
40 000 | 56,9 | |
50 000 | 60,7 | |
100 000 | 85,3 | |
120 000 | 92,3 | |
240 000 |
Таблица 10- Параметры резервуаров горизонтальных стальных /РГС/
РГС, м3 | D, м | l, м |
1.390 | ||
1,810 | ||
2,2 | 2,8 | |
2,2 | ||
2,760 | 4,3 | |
2,760 | ||
2,760 | 9,2 | |
3,240 | ||
3,240 | 11,10 | |
3,42 | 21,65 | |
1 000 | ||
1 200 |
Таблица 11-Техническая характеристика насосов
Насос | Диаметр рабочего колеса, мм | Подача, м3/час | Напор, м | КПД, % | Число оборотов об/мин | Потребл. мощность, кВт | Мощность электр. двигат. | Марка электр. двигателя |
ЧНК-5х1 | 13.2 14.5 | К022-2 | ||||||
5.5 7.7 8.5 | КО 12-2 | |||||||
5HK-5xl | 24.2 28.6 31.6 | К041-2 | ||||||
5HK-9xl | 13,4 17.1 | К022-2 | ||||||
65 85 | 38 32 | 8.7 10.2 10.9 | К021-2 | |||||
6HK-6xl | 90 120 | 128 125 115 | 43.5 50.5 | К051-2 | ||||
28О | 90 110 | 103 103 93 | 57 59 | 35.3 46.5 | К051-2 | |||
50 75 95 | 87 83 79 | 44 58 58 | 24.7 27.4 32.6 | К041-2 | ||||
бНК-9х1 | 70 120 140 | 60 69 | 23.6 29.1 30.7 | К041-2 | ||||
95 120 | 14.5 17.1 21.7 | КОЗ 1-2 | ||||||
4НКЭ-5х1 | 50 60 | 8.5 11.5 12.6 | КОФ21-2 | |||||
45 55 | 57 57 | 6.5 9.3 10.4 | КОФ12 -2 | |||||
5НКЭ-5х1 | 275. | 70 100 | 112 108 98 | 52 58 | 27.8 36.8 43.5 | КОФ42 -2 | ||
16.5 20 23.7 | КОФ32 -2 | |||||||
ЦН 160/112 | - | 2В200 : М2 | ||||||
цн 160/112А | - | 2B250S 2 | ||||||
цн 160/112 Б | АИМ22 5М2 | |||||||
ЦН 90/100 | АИМ22 5М2 | |||||||
ЦН 90/100А | АИМ22 5М2 | |||||||
5НКЭ-9х1 | 61 54 | 13.7 15.2 | КОФ22 -2мн | |||||
6.9 8.6 | КОФ12 -2мн | |||||||
6НКЭ-6х1 | 108 103 | 35.3 46.5 | КОФ51 -2мн | |||||
24.7 27.4 32.6 | КОФ41 -2мн | |||||||
6НКЭ-9х1 | 75 105 130 | 68 68 | 19.7 23.9 25.4 | КОФ32 -2мн | ||||
60 90 110 | 61 68 | 12.1 15.2 15.7 | КОФ22 -2мп | |||||
4НДВ-60 | 180-150 180-126 108-90 | 97-104 84-94 22-24 | 70 70 70 | 68.5-63.5 59-49.3 10.3-8.4 | 75-55 13 | |||
5НДв-60 | 180-126 Наши рекомендации
|