Расчет молниезащиты резервуарного парка хранения авиатоплива

Резервуарный парк хранения дизельного топлива состоит из шести вертикальных резервуаров с жесткой крышей и номинальным объемом 20 тыс. м3. Резервуары расположены на площадке, имеющей в плане форму прямоугольника. Расстояние между осями резервуаров 70м, высота резервуаров 18м, радиус резервуаров 20м.

В соответствии с требованиями к молниезащиты группы резервуаров хранения, необходимо обеспечить защиту, как резервуаров, так и территории площадки в пределах обвалования на которой они расположены. Принимаем, что защита данного резервуарного парка обеспечена с помощью многократного стержневого молниеотвода, состоящего из 6 стержневых молниеотводов, расположенных симметрично по внешнему периметру резервуарного парка за пределами обвалованной территории.

В соответствии с "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ) наружные технологические установки и открытые сооружения складов нефтебаз относятся к взрывопожароопасному классу В-1г. Для этих установок предусмотрено выполнение молниезащиты по типу зоны молниезащиты Б. При этом для резервуаров хранения дизельного топлива подлежат защите следующие зоны: до 5 м по горизонтали и вертикали от дыхательных и предохранительных клапанов технологического оборудования, содержащего легковоспламеняющиеся жидкости или горючие газы. [ 37]

Наружные металлические установки, содержащие легковоспламеняющиеся жидкости, защищаются от прямых ударов молнии следующим образом:

а) корпуса резервуаров и емкостей хранения нефтепродуктов при толщине металла крыши менее 4 мм защищаются молниеотводами, установленными отдельно или на самом сооружении;

б) корпуса резервуаров или отдельных емкостей при толщине металла крыши 4 мм и более, а также отдельные емкости объемом менее 200 м3 независимо от толщины металла крыши достаточно присоединить к заземлителям.

Принимаем высоту стержневого молниеотвода h = 55м.

Торцевые области зоны защиты определяются:

Вершина конуса молниеотвода ho < h

ho = 0,92*h ho = 0,92 * 55 = 50,6м

Граница зоны защиты на уровне земли

ro = 1,5 * h ro = 1,5 * 55 = 82м

Граница зоны защиты на высоте защищаемого сооружения

rx = 1,5 (h-hx/0,92) hx = 18+5 = 23м

rx = 1,5 (55-23/0,92)=45м

Высота пересечения зон защиты 2-х молниеотводов

hc = ho – 0,14 (l-h) = 39,54м

rcx = ro (hc – hx)/hc = 34,40м

Таким образом, молниеотводы высотой h = 54м обеспечивают защиту обвалованной площадки резервуарного парка хранения дизельного топлива на уровне земли и защиту резервуаров на отметках 23 м. [19]

На графическом листе № представлена схема молниезащиты резервуарного парка дизельных топлив.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА

Графическая часть выполняется на двух листах формата А 1.

Лист № 1 предусматривает выполнение Генерального плана склада авиатопливообеспечения, нефтебазы с учётом «розы» ветров на листе формата А 1. Размеры: А1 = 594 * 841 мм. (А0 = 841 * 1189 мм)

Формат А 1 определяется размером внешней рамки. На лист чётко наносится рабочая рамка формата, слева оставляют поле для подшивки чертежа - 20 мм, с остальных трёх сторон – 5 мм. В нижнем углу располагается штамп размером 185 X 55 (основная надпись для чертежей и схем ) по ГОСТу 2.104 – 68

( рисунок 5).

Графа 1 - наименование детали или сборочной единицы. В наименовании состоящем из нескольких слов, на первом месте помещают имя существительное (ГОСТ 2. 109 - 73).

Графа 2 - обозначение документа. В учебных условиях № позиции по сертификации

Графа 3 - обозначение материала детали (заполняют только на чертежах деталей ).

Графа б - масштаб (см. ГОСТ 2.302 - 68). Графа не заполняется .

Графа 9 - наименование предприятия (учебного заведения и № группы).

Графа 10 - характер работы, выполняемой лицом, подписывающим документ

Графа 11 - фамилии лиц , подписавших документ .

Графа 12 - подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 11 -

Графа 13 - дата подписания документа.

Лист № 2 предусматривает выполнение принципиальной схемы трубопроводных коммуникаций склада авиатопливообеспечения, нефтебазы.

Схема трубопроводных коммуникаций склада авиатопливообеспечения, нефтебазы выполняется согласно ГОСТу 2.701 - 68.

Схемы выполняют без соблюдения масштаба, действительное пространственное расположение составных частей изделий (установок ) либо не учитывается вообще, либо учитывается приближённо. Схема должна быть выполнена компактно, вместе с тем, ясно. На схеме должно быть наименьшее количество изломов и пересечений линий связи.

Элементы и устройства изображают в виде условных графических обозначений (см. ГОСТ 2.780 - 68 , 2.781 - 68 , 2-782 - 68).

Если в Госстандарте нет соответствующих обозначении, то применяют условные обозначения, установленные в отраслевых стандартах.

Допускается применять условные обозначения , не предусмотренные в государственных и отраслевых стандартах . Размеры условных знаков определяют с учетом наглядности и ясности чертежа и выдерживают одинаковыми при многократном повторении (см. Прил. 2). На линиях связи допускается указывать направление потоков рабочей среды

Для отличия трубопроводов различного назначения допускается применять их цифровые обозначения

Элементы и устройства нумеруют по порядку, начиная с единицы, как правило направлению потока рабочей среды :

Расчет молниезащиты резервуарного парка хранения авиатоплива - student2.ru

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Спецификация к принципиальным схемам и сборочному чертежу выполняется на отдельных листах формата А 1 . Спецификацию допускается размещать на том же листе, на котором выполнено основное изображение, располагая её на свободном поле формата над основной надписью или рядом с ней . На лист наносится обычная рамка с полями :

слева - 20 мм , с остальных сторон - 5 мм .

Внизу по малой ширине форматки располагается штамп размером 185 / 40 . Он одинаков со штампом на первом листе расчётно-пояснительной записки . Заполнение граф аналогично заполнению штампа к листу № 1 (схеме) (прил. 3. рис. 1 ).

Остальная часть форматки разбита на строчки высотой 8 - мм . где согласно обозначению выносится текст по графам .

Если спецификация не умещается на одной форматке, то последующие спецификации выполняются также на форматке А 1. но штамп применяют размером 185 х 15 ,

При заполнении граф спецификации следует располагать не по порядку нумерации агрегатов или деталей на общем листе, а с учётом следующего порядка:

1). Документация. Само слово "документация" записывается в графе "наименование" и подчёркивается , как заголовок. В учебных проектах в этот раздел спецификации вносится сборочный чертёж (указание его формата), схема, пояснительная записка указание количества страниц).

2). Сборочные единицы (записать в виде заголовка). В этот раздел спецификации вносят узлы и агрегаты .

Детали (заполняется только в спецификации для сборочного чертежа). Указывается материал детали в графе "примечание". Стандартные изделия перечисляются с указанием резьбы и ГОСТа (гайки , пинты , шайбы и т.д.).

3). Материалы . Если в сборочном чертеже есть детали , выполняемые на месте из материала, то в этом разделе спецификации указывается материал . Если это проволока , то должны быть указаны диаметр и длина . После каждого раздела обязательно оставляются 1-2 чистые строки для дополнений.

Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда (ГОСТ 2.302-68):

- уменьшения: 1:2:1:2,5,1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75: 1:100: 1:200; 1:400; 1:500:

-увеличения: 2:1; 2,5:1;4:1 ; 5:1 ; 10:1 : 20:1 ;40:1 ;50:1 ; 100:1 ;

- натуральная величина: 1:1.

Лист № 3 предусматривает выполнение схемы объектов зоны, указанного в задании дипломного проекта.

Формат листа № 4 предусматривает выполнение чертежа узла перекачивающего средства (насос), трубопроводной арматуры, оборудования резервуаров или деталировочных чертежей 2-4 деталей (нестандартных), выбранных автором из деталей узла (по согласованию с преподавателем).

- Лист № 4 может быть разделён на А2(594 х 420); А3(297 х 420); А4(297 х 210

Сборочный чертёж даёт представление о конструкции узла или агрегата, характере сопряжения его деталей и служит руководством для его сборки. Он снабжается следующим:

- габаритные размеры - наибольшая длина, ширина, высота;

- рабочие размеры (например , наибольший ход штока , максимальное обжатие пружины , угол поворота заслонки и т.д.);

- монтажные размеры (например, расстояние между отверстиями для крепления aгpeгaтa, диаметр отверстий и т.д.);

- размеры , которые необходимо выдержать при сборке (зазоры и др.).

Список использованных источников

1. Список использованных источников помещают в конце текстового документа после элемента «Заключение».

Словосочетание «Список использованных источников» печатают в виде заголовка прописными буквами симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку.

2. Документы в списке располагают в следующей последовательности:

- законодательные документы (нормативно-правовые акты);

- стандарты и другие нормативные документы;

- патентные документы;

- учебная литература, справочные материалы;

- типовые проекты;

- статьи из журналов, сборников научных трудов и т.д.;

- каталоги на оборудование и др.

3. Внесенные в список документы нумеруют арабскими цифрами по порядку.

4. При ссылке в тексте на документ из списка указывают его порядковый номер согласно списку. Номер указывают в квадратных скобках.

5. Сведения о каждом документе в списке использованных источников оформляют в виде библиографического описания.

Требования к составлению библиографического описания документа устанавливаются методическими документами, разрабатываемыми в подразделениях университета.

6. Основные источники:В список вносят все литературные источники, правовые и нормативные документы, на которые сделаны ссылки в тексте работы или положения которых цитировались.

1. Выбор технических средств для сокращения потерь нефтепродуктов от испарения Н.С. Бронштейн, В.Д. Вахмин, В.Е. Губин и др. М., 1969 (Серия Транспорт и хранение нефти и углеводородного сырья)

2. Дыхательная арматура резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов А.М. Александров, Л.Г. Колпаков, М.П. Курчанский и др. М., 1971 (Серия Транспорт и хранение нефти и углеводородного сырья)

3. Приём, хранение и отпуск нефти на морских нефтебазах В.П. Ефремов, А.В. Сидоренко, Г.Э. Лерке М., 1973 (Серия Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов).

4. Защита стальных резервуаров от внутренней коррозии Глазов Н.П., Уткин В.К. М.,1973 (Серия Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов).

5. Едигаров C.Г. и др. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и газохранилищ. М. «Недра». 1973.

6. Мацкин Л.Л. и др. Эксплуатация нефтебаз М.: «Недра», 1975.

7. Рыбаков К.В., Алпатов А.С., Рожков А.Ф. Заправка самолетов ГСМ. – М.: Транспорт. 1975.- 208с.

8. Морские и речные нефтебазы Е.Л. Ржавский М., 1976 Недра.

9. Никитин Г.А. и др. Специальное оборудование аэропортов. М.: «Транспорт», 1977.

10. Шишкин Г.В. Справочник по проектированию нефтебаз, изд-во «Недра» 1978.

11. Ипатов Л.М. Эксплуатация резервуаров склада ГСМ. М.: «Транспорт», 1985.

12. Пособие по проектированию объектов авиатопливообеспечения аэропортов к ВНТП 6-85 / МГА.

13. Руководство по технической эксплуатации складов и объектов ГСМ в предприятиях ГА (,№9/И от 27.07.1991 г.) с изменениями от 2001 г.

14. Руководство но приему, храпению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации (приказ № ДВ - 126 or 17.10.1992 г.) с изменениями от 2001 г.

15. Инструкция о порядке ведения учета, отчетности и расходования горюче-смазочных материалов в гражданской авиации, 1991г. с изменениями от 2001 г.

16. Наставления по службе горюче - смазочиьх материалов на воздушном транспорте Российской Федерации (НГСМ-РФ-94) с изменениями от 2001 г.

17. Федеральные авиационные правила № 89 от 18 апреля 2000 года "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок" с изменениями от 2011 г.

18. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 2011 г.

19. Технические средства нефтепродуктообеспечения как объекты взрывопожароопасности. Вестник нефтяных компаний «Мир нефтепродуктов» № 4, 2013 стр. 32-34

20. Сборник стандартов

21. Оборудование авиатопливообеспечения ГОСТ Р 52906-2008 с изменениями от 2011 г.

Дополнительные источники:

1. Давельяров Ф.А., Зоря Е.И., Цагарели Д.В. «Нефтепродуктообеспечение» - М., 1998.

2. Бунчук В.А- Транспорт и хранение нефти, нефтепродуктов и газа. М.: Недра, 1977.

3.Некрасов Б.Б.. Гидравлика и ее применение на летательных аппаратах . М.: Машиностроение, 1967.

Библиографический список

1. Приказ № 391 от 22 апреля 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 25.02.02 Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами;

2. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 №29444);

3. Закон об образовании № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

4. Руководство по организации учебного процесса в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт – Петербургский государственный университет гражданской авиации». СПб., 2006 с. 58-66;

5. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы по специальности «техническая эксплуатация транспортного оборудования (по видам транспорта)» - Красноярск: Красноярский филиал ФГБОУ ВО СПб ГУ ГА, 2012. – 52 с.

  МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Красноярский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт – Петербургский государственный университет гражданской авиации» «Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочных материалов» кафедра     Курсовой (дипломный) проект (работа)   ________________________________________________ тема проекта (работы) ________________________________________________ ________________________________________________ ______________Пояснительная записка______________       Руководитель ___________________ _________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Студент ____________________ __________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия)   Работа допущена к защите «___» ___________ 2016г. Зав. кафедрой Кислухина Е.Н. _________   Красноярск 2016 г.

Приложения

Условные обозначения на гидравлических схемах (ГОСТ 2.780 - 68. 2784 - 70, 2.785 - 70)

1 Резервуар вертикальный

2. Резервуар горизонтальный

3. Фильтр грубой очистки

4. Фильтр тонкой очистки

5. Фильтр - сепаратор

6- Счётчик жидкости

7. Дозатор жидкости ТГФ - М

8. Гидроамортизатор /ГА/

9. Индукционный нейтрализатор статического электричества /ИНСЭТ/

10. Обратный клапан

11-Заправочный штуцер

12. Присоединительное устройство к другим системам

13. Установка счетно-дозирующая

14. Задвижка

15- Задвижка с электроприводом

16.Вентиль

17. Клапан предохранительный

18. Манометр, вакуумметр

19. Электроконтактный манометр

20. Насос

21. Гибкий рукав

22. Соединение трубопроводов

23. Перекрещивание трубопроводов

24.УСН-7Б.ДСН-8Б

25. Сливной стояк

Рисунок 5-Основная надпись для схем

Таблица 8.1-Нормы расхода авиакеросина и авиамасла на эксплуатацию ЛА с ГТД

Тип ЛА Тип двигателя Расход авиакеросина для тренировочных и учебных полетов, кг/час Расход авиамасла, кг/час
в воздухе на земле
Б-737, А-310, А-330  
Ил-86, Ил -96 НК-26 12000/12 т/ч 4000/4 т/ч 6/0,006 т/ч
Ил-62М Д-30КУ
Ил-62 НК-8-4
Ил-76 Д-30КП
Ил-18 АИ-20К,М 3,8
Ту-214  
Ту-154Б НК-8-2У
Ту-134А Д-30 1,5
Як-42 Д-36 2,4
Як-40 АИ-25
Ан-12 АИ-20К,М
Ан-24 Аи-24 1,5
Ан-24 Аи-24Т 1,5
Ан-24В Аи-24, РУ-19-300 1,5
Ан-26 И-24ВТ, РУ-19А-300 1.5
Ан-30 АИ-24ВТ и РУ-19А-300 1,5
Л-410 М-601, М-601Б, М-601Д             0,2
Ми-2 ГТД-350 0,6
Ми-6 Д-25В
Ми-8 ТВ-2117А

Таблица 8.2 -Нормы расхода авиабензина для полетов по выполнению авиационных работ на ЛА с ПД

Тип ЛА Расход авиабензина, кг/час Расход масла в % от расхода авиабензина
для транспортных полетов для учебных и тренировочных полетов на земле
Ил-14
Ан-2
Ан-2М -
Як-18Т - 3,5
Ми-4 3,5
Ка-26

Таблица 8.3 -Нормы аварийного запаса топлива

  Тип ВС Средняя скорость км/час Средний расход топлива т/ч Аварийный запас топлива т. Расход топлива на земле т
Б-737 1,5
А-310 4,77 4,77 2,35
А-330 5,6 5,6 2,8
Ил-86 10,0 10,5 1,4
Ил -62 8,0 8,5 1,25
Ил-76 Т 8,4 10,0 1,15
Ил-76 ТД 8,4 10,0 1,15
Ту-214 3,7 3,7 1,23
Ту-154 Б 6,0 6,0 0,72
Ту-154 М 5,0 5,0 0,5
Ан-24 0,76 0,8 0,12(з);0,07(л)
Ан-26 0,9 1,0 0,15(з)+ 0,1(л)/2=0,125
Як-40 1,2 1,2 0,1
Ан-12 2,2 2,2 0,45(з);0,5(л)
Л-410 0,3 0,225 0,05
Ан-2 0,125 0,1 0,02
Ми-8 0,6 0,3 0,03
Ми-2 0,22 0,15  

Советские самолёты

ОКБ Туполева

Ту-134А 3500 кг/ч

Ту-154А/Б/Б-2 6200 кг/ч

Ту-154М 5500 кг/ч. за первый час взлёта и набора высоты, следующие часы по 4200-4700 кг/ч.

Ту-204 3200 кг/ч.

Ту-204-120 -3300 кг/ч.

Ту-214 -3200 кг/ч.

Ту-334 -1й час 2200 кг, следующие часы по 1600 кг/ч.

ОКБ Ильюшина

Ил-62 -1й час — 8000 кг, следующие — 7000-6000 кг/ч, последний — 5000 кг

Ил-76 -8000 кг/ ч

Ил-86- 10800-11500 кг/ч

Ил-96-300 1й час — 8300 кг, следующие — 7500 кг/ч, два последних — 5000 кг

Ил-96-400 1й час — 8600 кг, следующие — 7900 кг/ч, два последних — 5500 кг

Ил-114 -1й час 650 кг, следующие 550 кг

ОКБ Яковлева

Як-40 -1150 кг/ч

Як-42- 2350-3150 кг/ч

ОКБ Антонова

Ан-3- 250 кг/ч

Ан-12 - 2500 кг/ч

Ан-22 ~ 9500кг/ч на взлете, двигатель НК-12МА

Ан-24: 1-й час 1200 кг/ч, потом 800 кг/ч

Ан-26 -1000кг/ч

Ан-32 -1000 кг/ч

Ан-38-100 360 кг/ч

Ан-38-200 350 кг/ч

Ан-74ТК-200 1714 кг/ч

Ан-74ТК-300 1565 кг/ч

Ан-124-100 примерно 17000 кг/ч первый час полета, каждый последующий 12600 кг/ч

Ан-140- 560 кг/ч

Ан-148-100 1500 кг/ч

Зарубежные самолёты

США

Боинг

Boeing 757—200 — 4200 л/ч Двигатель — Rolls Royce RB211-535R4

Boeing 737—500 — 3000 л/ч Двигатель — CFM56-3

Boeing 767-300- 4500 кг/ч

Boeing 727-200 - 5,018 кг/ч

Boeing C-17 Globemaster III Двигатель F117-PW-100 0,33 (кг/ч)/кгс ~ 4700 кг/ч Pratt & Whitney F117-PW-100

C-5 Galaxy Двигатель TF39-GE-1C 0,715 (кг/ч)/кгс ~ 10000 кг/ч Модификация C-5M Двигатель CF6-80C2 0.307 - 0.344(кг/ч)/кгс Model CF6-80C2

Макдонелл Дуглас

MD-83 — 3400 л/ч Двигатель — Pratt & Whitney JT8D-219

Евросоюз

Fokker 50 Расход топлива — 800 л/ч Двигатель — P&W 125 B

Аэробус

A310 — 4000-5008 кг/час

A320 — 2200 кг/час

Локхид Мартин

C130K ~ 2300 кг/час Двигатель Allison T56-A-15

C130-E на рулении ~ 1370 первый час ~ 3250 кг/час далее ~ 2230 кг/час

ATR-42-450 кг/ч.

Пассажирские

  • Ан-2: расход топлива — 42 г/пасс.-км,[1] среднечасовой расход топлива — 125 - 131 кг[2]
  • Ан-2П: часовой расход топлива — 140 кг[3]
  • Ил-18: среднечасовой расход топлива — 2247 кг[4]
  • Ил-62: часовой расход топлива — 7300 кг[5]
  • Ил-62М: удельный расход топлива — 46,6 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 6600 кг[6]
  • Ту-134А: удельный расход топлива — 45,0 г/пасс.-км[7][8]
  • Ту-134Б: удельный расход топлива — 45,2 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2500 кг[9]
  • Ан-38-100: удельный расход топлива — 43,7 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 380 кг[10]
  • Ан-24РВ: удельный расход топлива — 36,0 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 800 кг[11][12]
  • Як-40: среднечасовой расход топлива — 1241 кг[13]
  • Як-42Д: удельный расход топлива — 35,0 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 3100 кг[14][15]
  • Ту-154Б-2: часовой расход топлива — 6200 кг[16]
  • Ту-154М: удельный расход топлива — 27,5 г/пасс. км[17] или 31,0 г/пасс. км[18] или 76,4 г/пасс.­км[19]; часовой расход топлива — 5300 кг[20]
  • Embraer EMB-120ER: удельный расход топлива — 27,6 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 390 кг[21]
  • Ан-140-100: удельный расход топлива — 24,4 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 550 кг[22]
  • АTR 42: средний расход топлива — 600 кг в час[23]
  • ATR 42-320: удельный расход топлива — 21,7 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 450 кг[24]
  • Boeing 737-200: удельный расход топлива — 23,2 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2800 кг[25]
  • Boeing 737-300: удельный расход топлива — 22,5 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2600 кг[26]
  • Boeing 737-400: удельный расход топлива — 20,9 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2600 кг[27]
  • Boeing 737-500: удельный расход топлива — 25,5 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2400 кг[28]
  • Boeing 737-800: топливная эффективность — 38,6 г/пасс.км[29]
  • Boeing 737-900: топливная эффективность — 22,4 г/пасс.км[30]
  • Ту-334: удельный расход топлива — 23,4 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 1700 кг[31]
  • Ту-334-100: топливная экономичность — 22,85 г/пасс*км, удельный расход топлива — 0,64 кг/кгс час (режим макс.кр. Н=11, М=0,75)[32]
  • Ту-334-100Д: топливная экономичность — 24,05 г/пасс*км, удельный расход топлива — 0,64 кг/кгс час (режим макс.кр. Н=11, М=0,75)[33]
  • Ту-334-120Д: топливная экономичность — 22,1 г/пасс*км, удельный расход топлива — 0,61 кг/кгс час (режим макс.кр. Н=11, М=0,75)[34]
  • Ту-334-200: топливная экономичность — 22,3 г/пасс*км, удельный расход топлива — 0,64 кг/кгс час (режим макс.кр. Н=11, М=0,75)[35]
  • Ту-334-220: топливная экономичность — 20,1 г/пасс*км, удельный расход топлива — 0,64 кг/кгс час (режим макс.кр. Н=11, М=0,75)[36]
  • Ил-114-100: удельный расход топлива — 20,8 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 590 кг[37]
  • Airbus A310: среднечасовой расход топлива — 4772 кг[38]
  • Airbus A319-100: удельный расход топлива — 20,5 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2600 кг[39]
  • Airbus A320: топливная эффективность — 38,6 г/пасс.­км[40]
  • Airbus A320-200: удельный расход топлива — 19,1 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 2600 кг[41]
  • Airbus A321-100: топливная эффективность — 23,2 г/пасс.-км[42]
  • Airbus A321-100/200: удельный расход топлива — 18,2 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 3200 кг[43]
  • Airbus A330-200: среднечасовой расход топлива — 5593 кг[44]
  • Airbus A330-300: среднечасовой расход топлива — 5700 кг[45]
  • Boeing 757-200: удельный расход топлива — 19,3 г/пасс.-км[46] или 24,3 г/пасс.-км[47]; часовой расход топлива — 3600 кг[48]
  • Ту-204-100: удельный расход топлива — 19,6 г/пасс.-км[49] или 24,7 г/пасс.-км[50]; часовой расход топлива — 3460 кг[51]
  • Ту-204-120: удельный расход топлива — 19,1 кг/пасс.-км, часовой расход топлива — 3420 кг[52]
  • Ту-204-300: удельный расход топлива — 27,0 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 3250 кг, количество кресел (эконом) — 166[53]
  • Ту-214: удельный расход топлива — 19,0 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 3700 кг[54]
  • Ан-148-100А: среднечасовой расход топлива — 1550 кг/ч[55]
  • Ан-148-100В: среднечасовой расход топлива — 1600 кг/ч, число пассажирских мест — 85[56]
  • Ан-148-100Е: среднечасовой расход топлива — 1650 кг/ч[57]
  • Sukhoi Superjet 100: расчётный расход топлива на крейсерском режиме с 95 пассажирскими местами — 1700 кг/ч[58]
  • МС-21-300: топливная эффективность — 30,8 г/пасс.­км[59]
  • Ил-86: удельный расход топлива — 34,5 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 10,6 тонн, максимальное число пассажиров — 350[60][61]
  • Ил-96-300: удельный расход топлива — 26,4 г/пасс.-км;[62] часовой расход топлива — 7,3 тонн[63] или 6,7 тонн;[64] число пассажирских мест — от 235 до 300[65]
  • Ил-96-400М: расход топлива — 7,5 тонн/час, число пассажирских мест — от 315 до 436[66]
  • Ан-218: расход топлива — 18 г/пас.-км[67][68]
  • Boeing 747-300: удельный расход топлива — 22,4 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 14500 кг[69]
  • Boeing 767-300: удельный расход топлива — 17,7 г/пасс.-км, часовой расход топлива — 4500 кг[70]
  • Airbus A380: расход топлива — менее трёх литров на одного пассажира на 100 км пути[71]

Грузовые

  • Ан‑124‑100: расход топлива — 12600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке)[72]
  • Ту-204-100С: расход топлива — 3200 кг/ч, максимальная коммерческая нагрузка — 30 т[73]
  • Ил-76Т: среднечасовой расход топлива — 8262 кг[74]

Прочие

  • Ан-3Т: часовой расход топлива — 250 кг[75]
  • Ан-12: среднечасовой расход топлива — 1983 кг[76]
  • Ан-26: среднечасовой расход топлива — 1087 кг[77]
  • Ан-28: часовой расход топлива — 300 кг[78]
  • Ан-30: среднечасовой расход топлива — 900 кг[79]
  • Ан-32: среднечасовой расход топлива — 1229 кг[80]
  • Ан-74: среднечасовой расход топлива — 1800 кг[81]
  • Ан-140-100: среднечасовой расход топлива — 600 кг[82]
  • Л-410: среднечасовой расход топлива — 314 кг[83]

Практическое задание для выполнения курсового проекта:Определить годовой суммарный расход авиатоплива, авиамасла, маслосмеси для самолетов и вертолетов с ПД при выполнении транспортных, учебных, тренировочных полетов /……авиабензина, авиамасла, маслосмеси для самолетов и вертолетов с ГТД./

Таблица8.4- Исходные данные для выполнения практической работы

№ варианта Тип ЛА Кол-во вылетов за год Средняя дальность полета, км Техническая скорость полета, км/час Марка топлива Марка масла
Ил-62М Ан-24 ТС-1 ТС-1 МС-8П СМ-4,5
Ил-62 Як-40 ТС-1 ТС-1 МС-8П МС-8П
Ил-86 Як-42 ТС-1 ТС-1 МС-8П ИПМ-10
Ту-154 Ту-134 ТС-1 ТС-1 МС-8П МС-8П
Ми-8 Ан-2 ТС-1 Б-91/115 Б-3В, Кастрол-98 МС-20
Ми-6 Ми-2 ТС-1 ТС-1 МС-8П МС-8П
Ми-10 Ан-2 ТС-1 Б-91/115 МС-8П МС-20
Ил-62М Ту-154 ТС-1 ТС-1 МС-8П МС-8П
Ту-134 Як-42 ТС-1 ТС-1 МС-8П ИПМ-10
Як-42 Ан-24 ТС-1 ТС-1 МС-8П СМ-4,5
Ил-76 Ту-154 ТС-1 ТС-1 МС-8П МС-8П
Як-42 Ил-62 ТС-1 ТС-1 ИПМ-10 МС-8П
Ил-62М Ту-134 ТС-1 ТС-1 МС-8П МС-8П
Ан-24 Ту-154 ТС-1 ТС-1 СМ-4,5 МС-8П
Ил-96 Ан-2 ТС-1 Б-91/115 МС-8П МС-20
Ту-144 Як-40 Т-8 ТС-1 МС-8П МС-8П
Ту-114 Ми-2 ТС-1 ТС-1 МС-8П МС-8П
  Ан-26       ТС-1 СМ-4,5

Таблица 9 - Параметры резервуаров вертикальных стальных /РВС/

РВС, м3 D, м H, м
4,7
6,6
7,6 7,5
8,5 7,5
10,4
1 000 10,4
2 000 15,2
3 000
5 000
10 000 28,5
20 000
30 000
40 000 56,9
50 000 60,7
100 000 85,3
120 000 92,3
240 000

Таблица 10- Параметры резервуаров горизонтальных стальных /РГС/

РГС, м3 D, м l, м
1.390
1,810
2,2 2,8
2,2  
2,760 4,3
2,760
2,760 9,2  
3,240
3,240 11,10
3,42 21,65
   
   
1 000  
1 200    

Таблица 11-Техническая характеристика насосов

Насос     Диаметр рабочего колеса, мм Подача, м3/час     Напор, м     КПД, %     Число оборотов об/мин Потребл. мощность, кВт Мощность электр. двигат. Марка электр. двига­теля
ЧНК-5х1   13.2 14.5 К022-2
    5.5 7.7 8.5 КО 12-2
5HK-5xl 24.2 28.6 31.6 К041-2
5HK-9xl   13,4 17.1 К022-2
    65 85 38 32     8.7 10.2 10.9   К021-2
  6HK-6xl     90 120 128 125 115     43.5 50.5 К051-2
28О 90 110 103 103 93 57 59     35.3 46.5 К051-2
50 75 95 87 83 79 44 58 58     24.7 27.4 32.6   К041-2
  бНК-9х1 70 120 140 60 69     23.6 29.1 30.7 К041-2
  95 120     14.5 17.1 21.7 КОЗ 1-2
  4НКЭ-5х1 50 60     8.5 11.5 12.6 КОФ21-2
  45 55 57 57     6.5 9.3 10.4 КОФ12 -2
5НКЭ-5х1   275. 70 100 112 108 98 52 58     27.8 36.8 43.5 КОФ42 -2
      16.5 20 23.7 КОФ32 -2
ЦН 160/112 -             2В200 : М2
цн 160/112А -             2B250S 2
цн 160/112 Б                 АИМ22 5М2
ЦН 90/100                 АИМ22 5М2
ЦН 90/100А               АИМ22 5М2
5НКЭ-9х1 61 54     13.7 15.2 КОФ22 -2мн
        6.9 8.6 КОФ12 -2мн
6НКЭ-6х1 108 103     35.3 46.5 КОФ51 -2мн  
        24.7 27.4 32.6 КОФ41 -2мн
6НКЭ-9х1 75 105 130 68 68     19.7 23.9 25.4 КОФ32 -2мн
    60 90 110 61 68     12.1 15.2 15.7 КОФ22 -2мп
4НДВ-60 180-150 180-126 108-90 97-104 84-94 22-24 70 70 70 68.5-63.5 59-49.3 10.3-8.4 75-55 13    
5НДв-60 180-126

Наши рекомендации