В. Машины и оборудование наклонно-направленного бурения

Бестраншейная прокладка трубо­проводов под водоемами методом направленного бурения явля­ется наиболее перспективной в технико-экономическом и экономи­ческом аспектах. Суть ее,например, при сооружении перехода под рекой, заключается в том, что на одном из ее берегов на расстоя­нии 40—60 м от линии берега начинают бурение наклонной сква­жины с одновременной подачей в нее трубопровода. Бурение ве­дут по кривой на 8—20 м ниже дна реки и заканчивают его на противоположном берегу выходом забойной буровой головки на поверхность на таком же примерно расстоянии от линии берега. Глубину бурения выбирают из такого расчета, чтобы трубопровод оказался расположенным вне зоны возможных русловых изменений.

Проходческий комплекс состоит из наклонной буровой вышки, забойной буровой головки, системы определения места положения и пространственной ориентации забойной буровой головки под землей, системы управления направлением ее движения, системы энергообеспечения буровой головки и других механизмов ком­плекса, комплекта быстросборных инвентарных трубопроводов, располагающихся при бурении внутри прокладываемого трубопро­вода и служащих для связи забойной буровой головки с системами энергообеспечения и другими системами, системы приготовления и циркуляции глинистого раствора, системы гидроэвакуации грунта и других вспомогательных систем.

Наклонная буровая вышка предназначена для последователь­ного монтажа трубопровода и подачи его в разрабатываемую скважину под определенным углом. Она состоит из якорной рамы, зарываемой в грунт и наклонной эстакады, на которой монтируют трубопровод из отдельных труб, сваривают и изоли­руют их стыки, а затем усилием гидравлического домкратного ме­ханизма подают в скважину/

Забойная буровая головка в общем случае выполнена в виде цилиндрического корпуса, несколько превышающего в диаметре прокладываемый трубопровод

Метод бестраншейной проходки направленным бурением мо­жет быть применен при прокладке трубопроводов и коллекторов под реками, озерами, болотами, различными инженерными соору­жениями, в том числе, под другими трубопроводами при обустрой­стве нефтегазопромыслов, при прокладке трубопровода с берега в открытое море под полосой прибоя, при соединении шельфового трубопровода с береговым.

28в. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВНА ДНО ВОДОЕМОВ. СУДНА-ТРУБОУКЛАДЧИКИ

Укладка трубопроводов на дно водоемов — наиболее ответст­венный вид работ при строительстве переходов магистральных трубопроводов через водные преграды. Различают следующие ос­новные способы укладки подводных трубопроводов: опускание с опорных устройств; свободное погружение с заливом воды в тру­бопровод; укладка секций трубопровода с их буксировкой; прота­скивание по дну водоема; укладка с плавучих средств последова­тельным наращиванием.

Укладка изолированного и футерованного трубопровода в под­водную траншею протаскиванием его по дну водоема произво­дится при помощи специальных лебедок, установленных и на­дежно заякоренных на берегу. Для удобства перевозки лебедок с одного перехода на дру­гой по шоссейным и проселочным дорогам они монтируются на тяжелых автомобильных прицепах. Автомобильный прицеп слу­жит основанием лебедки. На его раме размещено все оборудование, включающее тяговый ба­рабан с канатоукладчиком, трансмиссию, двигатель и якорную лебедку с динамометром. Лебедка комплектуется якор­ной системой, служащей для удержания ее от перемещения под действием сил сопротивления протаскиванию. Основным элементом лебедки является тяговый барабан. Он изготовляется из трех частей: собственно барабана, зубчатого ко­леса и реборды — литой конструкции, соединенных между собой сваркой. Тяговый канат наматывается на барабан, в несколько слоев. Правильная намотка на барабан обеспечивается канатоукладчиком, приводимым в действие дополнительной передачей от трансмиссии привода барабана. Канатоукладчик состоит из ре­верс-редуктора, ходового винта, двух направляющих, роликовых опор, каретки, системы рычагов и храпового механизма.

Судна-трубоукладчикиУкладка трубопроводов с плавучих средств, способом последо­вательного наращивания в единую нить применяется для про­кладки подводных трубопроводов через водоемы большой протя­женности и осуществляется при помощи специально оборудован­ного судна-трубоукладчика. Оно представляет собой плавучую строительно-монтажную площадку, на которой осуществляется монтаж звеньев труб в непрерывную нитку укладываемого тру­бопровода. Судно-трубоукладчик оборудуется специальными уст­ройствами для подъема и перемещения секций труб, а также сварки, контроля и изоляции стыков и может быть как самоход­ным, так и несамоходным. Судно имеет две палубы: верхняя. пред­ставляет собой монтажную площадку, а на нижней расположены все жилые и вспомогательные помещения, а также помещения якорных лебедок. Рабочие перемещения судна осуществляются при помощи лебедок, якорей и якорных канатов. Судно оборудовано восемью лебедками с якорными кана­тами. По пра­вому борту от носа к корме проходит рабочий участок палубы, выполненный с наклоном 10°. Этот участок предназначен для мон­тажа секций труб в единую нить, сварки, изоляции и обетонирования стыков и постепенного опуска нити в воду с притормаживанием. Укладка подводного трубопровода: готовая к прокладке секция трубопровода определенной длины подается на рабочий участок, стыкуется и сваривается. После сварки, контроля, изоляции и обетонирования стыка секция осво­бождается и продвижением судна-трубоукладчика плавно погру­жается в воду. По окончании укладки трубопровода конечная его ветвь опускается за борт с помощью шести кран-балок, расположенных вдоль правого борта.



Наши рекомендации