В. Машины и оборудование наклонно-направленного бурения
Бестраншейная прокладка трубопроводов под водоемами методом направленного бурения является наиболее перспективной в технико-экономическом и экономическом аспектах. Суть ее,например, при сооружении перехода под рекой, заключается в том, что на одном из ее берегов на расстоянии 40—60 м от линии берега начинают бурение наклонной скважины с одновременной подачей в нее трубопровода. Бурение ведут по кривой на 8—20 м ниже дна реки и заканчивают его на противоположном берегу выходом забойной буровой головки на поверхность на таком же примерно расстоянии от линии берега. Глубину бурения выбирают из такого расчета, чтобы трубопровод оказался расположенным вне зоны возможных русловых изменений.
Проходческий комплекс состоит из наклонной буровой вышки, забойной буровой головки, системы определения места положения и пространственной ориентации забойной буровой головки под землей, системы управления направлением ее движения, системы энергообеспечения буровой головки и других механизмов комплекса, комплекта быстросборных инвентарных трубопроводов, располагающихся при бурении внутри прокладываемого трубопровода и служащих для связи забойной буровой головки с системами энергообеспечения и другими системами, системы приготовления и циркуляции глинистого раствора, системы гидроэвакуации грунта и других вспомогательных систем.
Наклонная буровая вышка предназначена для последовательного монтажа трубопровода и подачи его в разрабатываемую скважину под определенным углом. Она состоит из якорной рамы, зарываемой в грунт и наклонной эстакады, на которой монтируют трубопровод из отдельных труб, сваривают и изолируют их стыки, а затем усилием гидравлического домкратного механизма подают в скважину/
Забойная буровая головка в общем случае выполнена в виде цилиндрического корпуса, несколько превышающего в диаметре прокладываемый трубопровод
Метод бестраншейной проходки направленным бурением может быть применен при прокладке трубопроводов и коллекторов под реками, озерами, болотами, различными инженерными сооружениями, в том числе, под другими трубопроводами при обустройстве нефтегазопромыслов, при прокладке трубопровода с берега в открытое море под полосой прибоя, при соединении шельфового трубопровода с береговым.
28в. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВНА ДНО ВОДОЕМОВ. СУДНА-ТРУБОУКЛАДЧИКИ
Укладка трубопроводов на дно водоемов — наиболее ответственный вид работ при строительстве переходов магистральных трубопроводов через водные преграды. Различают следующие основные способы укладки подводных трубопроводов: опускание с опорных устройств; свободное погружение с заливом воды в трубопровод; укладка секций трубопровода с их буксировкой; протаскивание по дну водоема; укладка с плавучих средств последовательным наращиванием.
Укладка изолированного и футерованного трубопровода в подводную траншею протаскиванием его по дну водоема производится при помощи специальных лебедок, установленных и надежно заякоренных на берегу. Для удобства перевозки лебедок с одного перехода на другой по шоссейным и проселочным дорогам они монтируются на тяжелых автомобильных прицепах. Автомобильный прицеп служит основанием лебедки. На его раме размещено все оборудование, включающее тяговый барабан с канатоукладчиком, трансмиссию, двигатель и якорную лебедку с динамометром. Лебедка комплектуется якорной системой, служащей для удержания ее от перемещения под действием сил сопротивления протаскиванию. Основным элементом лебедки является тяговый барабан. Он изготовляется из трех частей: собственно барабана, зубчатого колеса и реборды — литой конструкции, соединенных между собой сваркой. Тяговый канат наматывается на барабан, в несколько слоев. Правильная намотка на барабан обеспечивается канатоукладчиком, приводимым в действие дополнительной передачей от трансмиссии привода барабана. Канатоукладчик состоит из реверс-редуктора, ходового винта, двух направляющих, роликовых опор, каретки, системы рычагов и храпового механизма.
Судна-трубоукладчикиУкладка трубопроводов с плавучих средств, способом последовательного наращивания в единую нить применяется для прокладки подводных трубопроводов через водоемы большой протяженности и осуществляется при помощи специально оборудованного судна-трубоукладчика. Оно представляет собой плавучую строительно-монтажную площадку, на которой осуществляется монтаж звеньев труб в непрерывную нитку укладываемого трубопровода. Судно-трубоукладчик оборудуется специальными устройствами для подъема и перемещения секций труб, а также сварки, контроля и изоляции стыков и может быть как самоходным, так и несамоходным. Судно имеет две палубы: верхняя. представляет собой монтажную площадку, а на нижней расположены все жилые и вспомогательные помещения, а также помещения якорных лебедок. Рабочие перемещения судна осуществляются при помощи лебедок, якорей и якорных канатов. Судно оборудовано восемью лебедками с якорными канатами. По правому борту от носа к корме проходит рабочий участок палубы, выполненный с наклоном 10°. Этот участок предназначен для монтажа секций труб в единую нить, сварки, изоляции и обетонирования стыков и постепенного опуска нити в воду с притормаживанием. Укладка подводного трубопровода: готовая к прокладке секция трубопровода определенной длины подается на рабочий участок, стыкуется и сваривается. После сварки, контроля, изоляции и обетонирования стыка секция освобождается и продвижением судна-трубоукладчика плавно погружается в воду. По окончании укладки трубопровода конечная его ветвь опускается за борт с помощью шести кран-балок, расположенных вдоль правого борта.