В. Машины для подготовительных работ (бульдозеры, рыхлители, кусторезы, корчеватели, скреперы)
Бульдозер является навесным оборудованием, состоящим из плоского отвала 3 с ножами, толкающих брусьев -(или рамы) 4 и системы управления отвалом 2, смонтированным на гусеничном тракторе / или двухосном пневмоколесном тягаче.
Бульдозеры предназначены для послойной, разработки и перемещения (на расстояние до 100 м) легких, средних и тяжелых грунтов. Их применяют при возведении насыпей, дамб обвалования, рытье водоподйодящих каналов и широких траншей, засыпке рвов, ям, траншей, оврагов и котлованов, планировке строительных площадок и -трасс строительства трубопроводов с предварительной расчисткой их от камней, кустарника, пней, мелких деревьев и снега (в зимнее время).
Рабочий процесс бульдозера: при движении тягача вперед отвал механизмом управления опускается в рабочее положение, ножами срезает слой грунта и перемещает его волоком. Бульдозер с неповоротным поверхности земли к месту отвалом отсыпки; после выгрузки грунта отвал поднимается в транспортное положение и машина возвращается задним ходом к месту набора грунта.
Бульдозеры классифицируют: по способу установки рабочего органа в плане — на неповоротные (простые) с постоянным расположением отвала перпендикулярно продольной оси базовой машины и поворотные (универсальные) с переменным расположением отвала, по типу ходового устройства базовой машины — на гусеничные и пневмоколесные.
Рыхлители применяют для послойного разрушения плотных каменистых, скальных и мерзлых грунтов перед разработкой их (или погрузкой) землеройными машинами, при отрывке котлованов и широких траншей, а также для взламывания покрытий дорог и улиц при прокладке через них трубопроводов и коммуникаций открытым способом. Рыхлитель представляет собой навесное оборудование с гидроприводом на мощный гусеничный трактор.
Рабочий орган рыхлителя имеет один или три сменных зуба 18 с литыми наконечниками 19. Зубья однозубых рыхлителей выполняют обычно неповоротными и жестко закрепляют в кармане несущей рамы. Зубья трехзубых рыхлителей закрепляют в специальных кронштейнах-флюгерах 17, поворачивающихся в плане на угол 10±15°. Рама 20, тяга 13 и балка 15 навесного устройства рыхлителя составляют четырехшарнирную параллелограммную систему, обеспечивающую постоянный угол резания зуба при различной глубине рыхления. На средний зуб устанавливается буферное устройство 16 при работе рыхлителя с трактором-толкачом.
Разрушение грунтов и пород происходит при поступательном движений машины и одновременном принудительном заглублении зубьев до заданной отметки. Опускание, принудительное заглубление и фиксирование рыхлителя в определенном рабочем положении, а также подъем его при переводе в транспортное положение производится двумя гидроцилиндрами 14 двустороннего действия, работающими от гидросистемы трактора.
Рыхление грунта на каком-либо участке может осуществляться за один или несколько проходов. Послойное рыхление может производиться параллельными резами в двух взаимно перпендикулярных направлениях или под углом к первоначальным проходам. Для перемещения разрыхленного грунта, засыпки траншей и выполнения различных планировочных работ спереди трактора навешивается бульдозерный отвал 11, управляемый двумя гидроцилиндрами 12, работающими отгидросистемы базового тягача. Скреперявляется самоходной или прицепной (к гусеничному трактору или колесному тягачу) землеройно-транспортной машиной, рабочим органом которой служит ковш на колесах, снабженный в нижней части ножами для срезания слоя грунта.
Скреперы предназначаются для послойного срезания, перемещения, послойной отсыпки, разравнивания и частичного уплотнения грунтов, при возведении насыпей, планировании строительных площадок, полей орошения или фильтрации, разработке траншей, выемок под резервуары, аэротенки и другие сооружения. Рабочий цикл скрепера включает ряд последовательно повторяющихся операций: резание грунта и наполнение ковша, при движении вперед ножи опущенного на грунт ковша 2 срезают слой грунта, который поступает в ковш при поднятой заслонке 3; транспортирование грунта к месту укладки — наполненный грунтом ковш 2 на ходу поднимается в транспортное положение, опущенная заслонка 3 препятствует высыпанию грунта из ковша; выгрузку и укладку грунта — при поднятой заслонке 2 задняя стенка 5 ковша принудительно выдвигается вперед и вытесняет грунт из приспущенного ковша, холостой (обратный) ход в забой — порожний, ковш 2 поднят в транспортное положение, заслонка 3 опущена.
Скреперы классифицируют: по способу загрузки ковша — с пассивной загрузкой движущим усилием срезаемого слоя грунта и с принудительной загрузкой элеватором; по количеству осей — на одноосные и двухосные; по способу тяги— на прицепные (одноосные и двухосные) и полуприцепные (одноосные) к гусеничным тракторам и двухосным пневмоколесным тягачам, самоходные (одноосные), агрегатируемые с одноосными пневмоколесными тягачами; по способу разгрузки ковша — с принудительной разгрузкой с полупринудительной разгрузкой со свободной разгрузкой. Кусторез – навесное оборудование к гусеничному трактору или мощному колесному тягачу. По конструкции рабочего органа разделяют кусторезы с активным или пассивным рабочим органом. Наибольшее распространение получили машины с пассивным рабочим органом, что объясняется простотой их конструкции и надежностью в работе. Кусторез с пассивным рабочим органом представляет собой клинообразный отвал, вдоль нижних кромок, которого укреплены горизонтальные режущие ножи. Кусторез с пассивным рабочим органом состоит из следующих основных узлов: рабочего органа, толкающей рамы, передней стойки, ограждения и системы управления. Кусторезы могут иметь канатную или гидравлическую систему управления. Корчеватель является навесным оборудованием к гусеничному трактору или мощному колесному тягачу. В зависимости от расположения рабочего органа на базовом тракторе или тягаче различают корчеватели переднего и заднего расположения. В зависимости от назначения рабочего органа выделяют корчеватели, корчеватели-собиратели и корчеватели-погрузчики. Последние способны выполнять операции по загрузке выкорчеванных пней и камней в транспортные средства. По типу системы управления разделяют корчеватели, имеющие канатно-блочную и гидравлический приводы.