Проведение спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которые изменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность в качественно иное состояние — состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях высокой травмоопасности или гибели. Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих непревышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановления повседневной жизнедеятельности.

В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения ЧС и их последствий.

Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления осуществляется тщательный контроль эксплуатационных показателей всех технологических процессов объекта, позволяющий заранее выявить возможный аварийный участок, технические системы снабжают защитными устройствами — средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д. Объектом анализа в рамках первого направления Деятельности является первая типовая фаза развития ЧС. Эффективность решения задач первого направления оценивают повышением устойчивости промышленного объекта.

Второе направление базируется на анализе возможного развития аварии во второй, третьей и четвертой фазах и заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС. Основой второго направления является формирование планов действий в ЧС, для создания которых нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах, а также необходимо располагать экспериментальными и статистическими данным о физически и химических явлениях, составляющих возможную аварию, прогнозировать размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов различных видов.

Устойчивость объекта в ЧС может оцениваться в общей и частных постановках задачи. В общей постановке оценивается функционирование объекта в целом в соответствии с его целевым предназначением. В частных постановках может оцениваться устойчивость конструктивных элементов, участков, цехов или даже отдельных функций объекта относительно отдельных или всех в совокупности поражающих факторов ЧС.

В общей постановке под устойчивостью работы промышленного объекта понимают способность объекта выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами в условиях ЧС, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения. Для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорта, связи, линий электропередач и т. п.), устойчивость определяется его способностью выполнять свои функции.

Правовые основы БЖД

Правовые вопросы безопасности труда обеспечивает Конституция страны, которая гарантирует права граждан на труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости в случае болезни, при полной или частичной нетрудоспособности. В 1970 г. были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о труде», которые пересматривались в 1990 г. В 1993 г. в нашей стране введены «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», которые устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности. Этот документ направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. В «Основах законодательства РФ об охране труда» также перечислены права и обязанности работников и работодателей по обеспечению охраны труда на предприятиях, рассмотрены вопросы обучения и инструктирования работников в области охраны труда. Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом федеральных законов, среди которых, прежде всего, следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы РФ, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др., соответствующие нормативные акты Президента и Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Кроме перечисленных выше законодательными документами в области безопасности жизнедеятельности являются государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, правила и нормы, в которых содержатся различные требования к безопасности труда, экологической безопасности и др.

Государственные стандарты охватывают обширные вопросы деятельности человека и являются основными нормативными документами в указанных областях. Государственные стандарты разбиты по классам систем и имеют свои коды. Стандарты безопасности труда начинаются с шифра-кода 12 (например 12.1.018-85 и др.), стандарты по охране окружающей среды с шифра-кода 17 (например 17.2.6.02-85 и др.).

Едиными правилами, которые содержат требования к обеспечению безопасности труда при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, являются «Строительные нормы и правила» (СНиП), а также различные санитарные нормы и правила (СН, СанПиН).

На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные условия, а также конкретные условия и технологии производства. Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.

Заключение

В дипломном проекте были рассмотрены международние перевозки запасных частей по маршруту Набережные Челны (Россия) - Кокшетау (Казахстан). Объем перевозок – 25200 т. В ходе работы были рассмотрены различные способы перевозки груза, в том числе смешанные железнодорожно-автомобильные перевозки. Сравнение различных способов доставки в зависимости от объема поставки показало, что увеличение объемов перевозки железнодорожным транспортом, например до двадцати или сорока контейнеров за одну отправку, приведет к существенному снижению затрат на перевозку, однако в данном случае на складах грузоотправителя и грузополучателя скапливается огромное количество запаса, что ведет к увеличению затрат на хранение. В экономической части проекта рассмотрен расчет затрат на транспортировку и хранение при различных способах перевозки. Оптимальный объем поставки, как видно из расчетов, составляет 21 т при перевозке автомобильным транспортом. Исследование экономических и качественных показателей перевозки запасных частей различными способами перевозок (контейнерная, контрейлерная и автомобильным транспортом) показало, что выгоднее осуществить данную перевозку автомобильным транспортом.

Интервал поставок автомобильным транспортом составляет всего 7,3 часов. При организации бесперебойной работы и осуществлении доставок точно во время (возможное отклонение от срока доставки в 40 минут) можно сократить страховой запас до 2,1 часов, то есть до примерно пяти тонн.

При организации данной перевозки автомобильным транспортом была предложена дальнейшая оптимизация путем нахождения груза в обратном направлении. Анализирую имеющиеся заявки на перевозку, было предложено перевозить седельно-сцепные устройства с города Кургана (ОАО «Русич» Курганский завод колесных тягачей) в г. Набережные Челны (ОАО «КамАЗ»).

Сравнивая показатели надежности, а также проводя расчет экономической эффективности использования седельных тягачей МАЗ, МАЗ-МАN, Iveco, Volvo, для осуществления перевозок по исследуемому маршруту был выбран тягач Volvo FH 12.380 и полуприцеп Schmitz Cargobull SCS 24/L - 13.62 E В.

Для повышения конкурентных преимуществ предприятия «СТС-КАМАЗ-Логистика» было предложено использование современных средств мониторинга.

Наши рекомендации