Выбор и обоснование схемы вскрытия карьера и его горизонтов
Исходя из горно-геологических и горнотехнических условий проектируемого карьера выбирается способ вскрытия месторождения.
При изложении этого раздела курсового проекта необходимо перечислить существующие способы и схемы вскрытия карьерного поля; привести типы фронта горных работ уступов, обосновать применяемый в курсовой работе фронт горных работ уступов. Дать определения открытых горных выработок. Перечислить и рассчитать параметры капитальной траншеи (глубина, длина, угол откоса, ширина по основанию). Дать определения системы капитальных траншей и привести расчет объема капитальной траншеи. Определить системы капитальной траншеи внешнего и внутреннего заложения исходя из исходных данных и рассчитанных параметра карьера.
Трасса капитальных траншей. Дать определение, описать типы капитальных траншей, перечислить основные параметры капитальных траншей. Определить конструкцию пункта примыкания капитальной траншеи к рабочим горизонтам. Рассчитать параметры трассы капитальной траншеи (фактическая и теоретическая длина), согласно полученному заданию. Обосновать вид капитальной траншеи (простая или сложная) и какой транспорт при этом используется.
Полученные результаты расчетов необходимо занести в таблицу 4.4 и изобразить на схемах в масштабе 1:2000 с обязательным указанием размеров.
Таблица 4.4
Основные параметры капитальной траншеи
№п.п. | Основные элементы капитальной траншеи | Обозначение | Единица измерения | Значение |
1. | Ширина основания капитальной траншеи | |||
2. | Глубина капитальной траншеи | |||
3. | Продольный уклон капитальной траншеи | |||
4. | Угол откоса бортов капитальной траншеи | |||
5. | Длина в плане капитальной траншеи | |||
6. | Строительный объем капитальной траншеи | |||
7. | Длина трассы капитальной траншеи в плане |
Вскрытие рабочих горизонтов. Формирование схемы вскрытия на момент погашения горных работ.
Конечная схема вскрытия формируется на основании построенного конечного контура карьера, вида транспорта, рельефа поверхности и расположения приемных сооружений.
Сначала решается вопрос о числе трасс, выходящих на поверхность. При автотранспорте при одном или нескольких близко расположенных направлениях перевозок вскрышных пород и полезного ископаемого принимается одно устье трассы; при значительно отличающихся направлениях (90° и более) обычно ориентируются на два автотранспортных выхода.
Далее рассматривается вопрос о числе вскрывающих трасс в группах верхних, средних и нижних горизонтов. При глубине карьера 250 м и более верхние горизонты в основном отработаны, здесь отстроены нерабочие уступы и две трассы остаются только при транспортных выходах в разных направлениях. В группе средних горизонтов две трассы могут остаться на момент погашения карьера при позднем окончании в этой зоне горных работ. В группе нижних горизонтов по условиям размещения формируется обычно одна автотрасса.
Глубина ввода в карьер железнодорожной трассы определяется возможностью ее размещения при использовании двух-трех тупиковых примыканий, что зависит в первую очередь от высоты нерабочего или временно нерабочего борта.
Внешняя траншея на один-два уступа может применяться для вскрытия верхних уступов с целью упрощения конструкции трассы или сокращения расстояния автоперевозок по поверхности.
Далее выбирается форма трассы. При автотранспорте на карьере с ограниченными размерами в плане, особенно округлой формы, естественным является использование спиральной формы основной трассы, вскрывающей все горизонты карьера; при наличии второй трассы хотя бы одно ее примыкание будет петлевым. При железнодорожном транспорте обычным является применение поступательно-тупиковых трасс с размещением тупиковых пунктов примыкания в торцах карьера.
Устанавливаются конструкции прямых (поступательных), петлевых и тупиковых пунктов примыкания трасс к горизонтам и их размеры (на основании применяемого транспортного оборудования, числа сторон примыкания и т.д.). При этом рекомендуется использовать типовые элементы, разработанные проектными институтами.
Выбирается руководящий уклон постоянной трассы (в соответствии с применяемым видом транспорта и тяговыми средствами) и определяется уклон для одного съезда. Далее, с учетом криволинейных участков и размеров пунктов примыкания, устанавливается средний уклон трассы и длина участков трассы, вскрывающих нерабочие уступы.
Начиная с поверхности, осуществляется построение основной трассы (с учетом ее формы) на плане карьера в изолиниях, путем фиксации пересечений отрезков трассы с изолиниями горизонтов (нерабочих уступов). Построение второй трассы (если она предусматривается) осуществляется аналогично с учетом примыкания к основной трассе на одном из горизонтов.
Схема вскрытия на конец разработки изображается только в виде трасс.