Среднее эффективное давление
, МПа,
где hm - механический КПД двигателя, который равен:
для дизелей без наддува hm=0,75...0,80;
для дизелей с наддувом hm=0,80...0,90;
для карбюраторных двигателей hm=0,80...0,86.
Определяем рабочий объем цилиндров (литраж) проектируемого двигателя в литрах
, л, (2.23)
где Nен - эффективная мощность двигателя на номинальном режиме (Nен=Nн);
t - коэффициент тактности (для четырехтактных двигателей t=4).
Рабочий объем одного цилиндра Vh=Vл/i.
Диаметр цилиндра
, мм.
Диаметр цилиндра дизеля в мм округляется на 0 или 5, например, D=101 мм округляется до 100 мм, D=103 мм - до 105 мм. Диаметр цилиндра карбюраторного двигателя округляется до ближайшего четного числа.
По заданному соотношению S/D определяем ход поршня S (округляется аналогично) и радиус кривошипа R, мм (R=0,5S).
Определяем индикаторный КПД двигателя
. (2.24)
Для дизелей без наддува вместо rk подставляется r0=1,21 кг/м3.
Эффективный КПД двигателя
. (2.25)
Индикаторный gi и эффективный ge удельные расходы топлива при работе двигателя на номинальном режиме определяются по формулам:
, г/кВт×ч; (2.26)
, г/кВт×ч. (2.27)
2.4. Анализ результатов теплового расчета
Для контроля правильности определения в тепловом расчете параметров газов, индикаторных и эффективных показателей цикла и экономичности их следует сравнить со значениями, приведенными в таблице 2.1. Рассчитанные параметры должны находиться в указанных пределах.
Таблица 2.1.
Показатели | Тип двигателя | |
бензиновые и газовые | дизели | |
Давление рс, МПа | 0,9…1,6 | 3,5…5,5 |
Температура Тс, К | 550…750 | 700…900 |
Давление р’z, МПа | 3,5…6,5 | 5,0…10,0 |
Давление рz, МПа | 3,0…5,0 | 5,0…10,0 |
Температура Тz, К | 2300…2800 | 1800…2300 |
Давление рb, МПа | 0,40…0,60 | 0,30…0,50 |
Температура Тb, К | 1300…1700 | 1000…1200 |
Индикаторный КПД hi | 0,27…0,35 | 0,38…0,53 |
Эффективный КПД hе | 0,23…0,30 | 0,30…0,42 |
Среднее эффективное давление ре, МПа | 0,3…1,0 | 0,4…1,4 |
Удельный эффективный расход топлива ge, г/кВт×ч | 280…350 | 200…240 |
Результаты теплового расчета двигателя, его размеров и экономичности заносим в таблицу 2.2.
Таблица 2.2.
Давление газов, МПа | Температура газов, К | Среднее давление, МПа | КПД | Удельный расход топлива, г/кВт×ч | Литраж, л | ||||||||||
ра | рс | рz | pb | Ta | Tc | Tz | Tb | pi | pe | hm | hi | hе | gi | ge | Vл |
Для оценки проектируемого двигателя и сравнения его с прототипами определяются следующие показатели:
– удельная литровая мощность , кВт/л;
– удельная поршневая мощность , кВт/дм2;
– средняя скорость поршня , м/с,
где Fп - площадь днища поршня, дм2.
Параметры, полученные путем теплового расчета, сравниваются с их значениями у современных двигателей (табл. 2.3.).
Таблица 2.3.
Показатели | Дизели тракторные | Дизели автомобильные | Бензиновые и газовые двигатели |
Удельная литровая мощность, Nл, кВт/л | 7,2...15,5 | 11,5...15,0 | 16,0...20,0 |
Удельная поршневая мощность, Nп, кВт/дм2 | 8,6...19,3 | 16,5...18,5 | 16,0...18,0 |
Скорость поршня, Cп, м/с | 6,0...9,2 | 9,5...11,0 | 8,5...10,5 |