Для дизельного топлива можно принять
C=0,857; H=0,133; O=0,01,
или
кмоль/кг топлива, (2.2)
где mB - масса 1 кмоля воздуха (mB=28,96 кг/кмоль).
Количество свежего заряда
М1=aL0 кмоль/кг топлива, (2.3)
где a - коэффициент избытка воздуха.
Общее количество продуктов сгорания
М2=aL0+H/4+О/32кмоль/кг топлива. (2.4)
При этом химический коэффициент молекулярного изменения горючей смеси
b0=M2/M1 (2.5.)
2.1.2. Параметры окружающей среды и остаточных газов.
Атмосферные условия, необходимые для последующих расчетов принимаются следующие: p0=0,1 МПа; T0=293 K. Давление остаточных газов pr=0,11...0,17МПа в зависимости от сопротивления выпускного тракта: для дизелей без наддува pr=0,11...0,12МПа; для дизелей с наддувом в зависимости от давления pk наддува pr=(0,12…0,17) МПа. Чем выше давление pk тем выше pr (pr=(0,8…0,9)pk), температура остаточных газов принимается из интервала Tr=750...900 K. При работе дизеля с турбонаддувом воздух поступает в цилиндры не из атмосферы, а из компрессора. Значения p0 и T0 в последующих расчетах принимаются равными давлению и температуре на выходе из компрессора pk и Tk. При этом
.
2.1.3.Определение параметров рабочего цикла.
Здесь определяются параметры состояния газов (абсолютное давление p и абсолютная температура Т) в характерных точках индикаторной диаграммы. Такими точками являются: а - конец впуска; с - конец сжатия; z- конец сгорания; b - конец расширения. Для этого в последовательном порядке определяются:
Давление pa и температура Ta в конце процесса впуска
pa= po - pa, (2.6)
где pa - величина потери давления на впуске, МПа.
, (2.7)
где b - коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра;
xвп - коэффициент сопротивления впускной системы;
wвп - средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы (как правило в клапане), м/с;
pk - плотность заряда на впуске, кг/м3.
Обычно принимают для дизелей (b 2 + xвп)=2,5…3,5; для бензиновых двигателей и газовых (b 2 + xвп)=3,0...4,0; wвп=65...90 м/с - для дизелей; wвп=85...130 - для бензиновых и газовых двигателей. Чем выше скорость поршня Сп, тем выше wвп.
Коэффициент остаточных газов
. (2.8)
Температура в конце впуска
, К. (2.9)
Коэффициент наполнения
, (2.10)
здесь DT - подогрев свежего заряда (принимается DT = 8...15 К).
Давление pc и температура Тс в конце процесса сжатия
; (2.11)
, (2.12)
где n1 - показатель политропы сжатия, который для автотракторных двигателей находится в пределах n1=1,34…1,38, или вычисляется по формуле В.А. Петрова
n1=1,41 - 100/nн,(2.13)
здесь nн - частота вращения коленчатого вала, мин-1.
Давление рz и температура Tz в конце сгорания (расчет процесса сгорания).
Задаваясь значением степени повышения давления при сгорании lр определяем давление в конце сгорания
pz=lp×pc.(2.14)
У дизелей с предкамерным и вихрекамерным смесеобразованием lр=1,5...1.8; при непосредственном впрыске в неразделенную камеру lр=1,8...2,2. Чем ниже коэффициент избытка воздуха a, тем выше lр.
Температура Тz определяется из уравнения сгорания, которое для четырехтактного дизеля имеет вид:
(mCv+8,314lр)×Tс+ = b0×mCp×Tz,(2.15)
где mCv - средняя мольная теплоемкость воздуха при постоянном объеме, кДж/(кмоль×град);
mCp- средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания при постоянном давлении, кДж/(кмоль×град);
x - коэффициент использования теплоты;
Hu - низшая теплота сгорания топлива (для дизельного топлива
Hu=42500 кДж/кг).
У четырехтактных дизелей коэффициент использования теплоты x=0,8...0,9. Более низкие значения коэффициента x соответствуют быстроходным дизелям с неразделенной камерой.
mCv=20,16+1,738×10-3Tc;
mCp=8,314+(20,1+0,921/a)+(1,38/a+15,49) ×10-4Tz.
Подставляя в уравнение (2.15) значения средних мольных теплоемкостей, после преобразований получим квадратное уравнение вида
, (2.15 а)
здесь А, B, C - полученные численные значения, откуда
.
Давление pb и температура Тb в конце расширения.
Степень предварительного расширения подсчитывается по формуле
. (2.16)
Степень последующего расширения
d=e /r (2.17)
Давление в конце расширения:
pb=pz/d n2 (2.18)
Температура в конце расширения
. (2.19)
В формулах (2.18) и (2.19) n2 – показатель политропы расширения. У дизелей n2=1,18...1,28. Чем выше коэффициент использования теплоты x, тем ниже n2.
После определения параметров в конце расширения выполняется оценка правильности выбора значения температуры отработавших газов, сделанной в начале теплового расчета, по формуле:
. (2.20)
Полученное значение температуры Тr, принятое в начале расчета и вычисленное по формуле (2.20) не должны отличаться более, чем на 5%, в противном случае тепловой расчет следует уточнить, приняв в начале другое значение температуры Тr.
2.2. Построение и анализ индикаторной диаграммы
Теоретическая индикаторная диаграмма строится в координатах p-V. Порядок ее построения следующий.
На оси абсцисс (рис. 2.1) откладывают произвольный отрезок, изображающий в каком-либо масштабе объем камеры сгорания Vc, этот отрезок принимают за единицу. Обычно величина этого отрезка 10...20 мм. Дальше откладываются на оси абсцисс в принятом масштабе объемы
Vz=rVc, Va=eVc=Vc+Vh.
Выбрав на оси ординат масштаб давлений, откладывают точки: p0, pk, pa, pc, pz, pb, pr; давление , первое из них соответствует точке Vc на оси абсцисс, второе - точке Vz. Рекомендуемые масштабы: 1 мм=(0,033...0,015) МПа. Соотношение высоты диаграммы к длине должно быть 1,5/1…2,0/1.
Через точки и pz, pa, p0, pk, pr проводятся прямые, параллельные оси абсцисс. Точки аи с соединяются политропой сжатия, а точки z и b - политропой расширения. Промежуточные значения (5...6) этих кривых определяются из условия, что каждому значению Vx на оси абсцисс соответствуют следующие значения давлений
– для политропы сжатия;
– для политропы расширения.
Входящие в эти уравнения отношения объемов Va/Vx=Vb/Vx определяются по соотношению соответствующих отрезков на оси абсцисс.
По построенной индикаторной диаграмме определяется среднее теоретическое индикаторное давление
,
где F - площадь индикаторной диаграммы, мм2;
l - длина индикаторной диаграммы, мм;
m - принятый масштаб давлений (1мм=m МПа), определяется по оси ординат.
Площадь индикаторной диаграммы определяется с помощью планиметра или путем построения ее на миллиметровой бумаге и соответствующего подсчета количества клеток.
Для проверки величина среднего теоретического индикаторного давления подсчитывается аналитическим путем по формуле (для четырехтактных дизелей):
, МПа (2.21)
Точность построения индикаторной диаграммы оценивается коэффициентом погрешности
Рис. 2.1. Теоретическая индикаторная диаграмма дизеля.
. (2.22)
Коэффициент dп не должен превышать 3…4%, в противном случае необходимо повысить точность построения индикаторной диаграммы путем увеличения количества промежуточных точек диаграммы.
Действительное среднее индикаторное давление
, МПа,
где n - коэффициент полноты индикаторной диаграммы.
Для ориентировочных расчетов при выполнении курсовой работы можно принимать
n=0,95...0,97 для бензиновых и газовых двигателей;
n=0,92...0,95 для дизелей.
2.3. Определение основных размеров двигателя, показателей топливной
экономичности и КПД.
В этом разделе уточняются значения, принятые предварительно в разделе 1.