Расчет мощности главных двигателей
Если размерения проектируемого судна и судна прототипа не совпадают, то мощность главного двигателя проектируемого судна определяют по формуле адмиралтейских коэффициентов:
(1.1) |
где – мощность главного двигателя проектируемого судна, кВт;
D – водоизмещение проектируемого судна, т;
V – скорость проектируемого судна, км/ч;
– адмиралтейский коэффициент.
(1.2) |
где – мощность главного двигателя судна-прототипа, кВт;
– водоизмещение судна-прототипа, т;
– скорость судна-прототипа, км/ч.
(1.3) |
где – грузоподъемность проектируемого судна, т;
– грузоподъемность судна-прототипа, т.
Если размерения судов совпадают, то мощность главного двигателя определяют по выражению
(1.4) |
Для буксиров и толкачей мощность главного двигателя определяется по силе упора или тяги и скорости судна с составом по формулам:
(1.5) |
или
(1.6) |
где Р – сила упора (тяги), кН;
– удельный упор (тяга), кН/кВт;
∑G – суммарная грузоподъемность состава, т;
– удельная нагрузки на единицу мощности, т/кВт.
Удельный упор (тяга) принимается по судну прототипу при заданной скорости состава. Если отсутствует надежный прототип, упор может быть взят по графику, предложенному И.В. Лычковской (Рисунок 1.1).
Удельная нагрузка принимается по опыту с учетом управляемости судна и скорости течения. Обычно принимают для извилистых рек со скоростью течения С > 4 км/ч и при скорости течения С ≤ 4 км/ч.
Рисунок 1.1 – Зависимость упора от скорости толкача:
I – усредненная кривая, II – верхний предел значений, III – нижний предел значений
После расчета мощности главного двигателя выбирают марку дизеля. Дизель выбирают из списка предложенных моделей (таблица 1.1). Мощность выбранного дизеля должна быть близкой к расчетной мощности, но не меньше ее.
Таблица 1.1 – Модельный ряд дизельных двигателей
Модель двигателя | Обозначение по ГОСТ | Номинальная мощность на выходном фланце, кВт | Частота вращения коленвала/выходного фланца редуктора, мин -1 | Удельный расход топлива, г/кВт·ч |
ЯМЗ 238ГМ2 | 8ЧСП 13/14 | |||
ВДМ-В-ВД615.С-28 | 6ЧНСП 12,6/13 | |||
ЯМЗ 238М2 | 8ЧСП 13/14 | |||
ЯМЗ 238НД4 | 8ЧНСП 13/14 | 183,8 | ||
ДРРА 374К | 6ЧНСП 17/20 | |||
ЯМЗ 238Д | 8ЧНСП 13/14 | 205,9 | ||
ВДМ-В-ВД615.46С-1 | 6ЧНСП 12,6/13 | |||
ДРРА 26 | 6ЧНСП 21/21 | |||
ВП12C400 | 6ЧНСП 12,6/15,5 | |||
BF10L513 DEUTZ | 10ЧН 12,5/13 | |||
ДРРА 26АМ | 6ЧНСП 21/21 | |||
6ЧСП 23/30 | 6ЧСП 23/30 | |||
BF12L413F DEUTZ | 12ЧН 12,5/13 | |||
X6170ZC-1 | 6ЧНСП 17/20 | |||
6Л 160 ПНС | 6ЧН 16/22,5 |
Продолжение таблицы 1.1
ДРРА 27К | 8ЧНСП 17/20 | |||
6ЧРПН 25/34 | 6ЧРПН 25/34 | |||
28L VT1710 | 12ЧН 14/15,2 | |||
19L KTTA19-C | 6ЧН 15,9/15,9 | |||
М 301СК МАК | 6ЧН 23/30 | |||
3012 26TW2 | 12ЧН 13,5/15,7 | |||
14ТК-Вяртсила | 6ЧН 24/31 | |||
6ЧНСП 22/28 | 6ЧНСП 22/28 | |||
8НФД 48АУ | 8ЧРН 32/48 | |||
Г70-883 | 6ЧРН 36/45 | 201,8 | ||
8ЧНСП 22/28 | 8ЧНСП 22/28 | |||
6М20С | 6ЧНСП 20/30 | |||
ДРА Г74 | 6ЧРПН 36/45 |
После выбора главного двигателя делают перерасчет скорости проектируемого судна:
(1.7) |