К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки»

Методические указания

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки»

дисциплины: ПМ.01 Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования
  (наименование дисциплины)
для специальности: 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
     

Омск 2017

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой профессионального модуля и Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

Организация-разработчик: Омский институт водного транспорта - филиал
ФГБОУ ВО «СГУВТ», структурное подразделение СПО
Омское командное речное училище имени капитана Евдокимова В.И.
Разработчики:
Кошман А.А., преподаватель специальных дисциплин
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Гринимеер В.В., преподаватель специальных дисциплин
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)

Методические указания рекомендованы Цикловой методической комиссией

Судомеханических и гидротехнических дисциплин
Протокол № от « » г.
Председатель   /Г.В. Борисенко/

Рассмотрено на Методическом совете:

Протокол № от « » г.
Утверждаю « » г.
Начальник УМО   /Е.В.Жердева/

Содержание

Введение. 5

Требования к оформлению курсовой работы.. 6

1. Выбор главных двигателей. 8

1.1. Расчет мощности главных двигателей. 8

1.2. Выбор способа передачи мощности от главного двигателя к движителю.. 10

2. Расчет валопровода. 12

2.1. Определение диаметра гребного вала. 12

2.2. Проверочный расчет прочности гребного вала. 13

2.3. Проверочный расчет на критическую частоту вращения гребного вала. 14

3. Расчет систем СЭУ.. 17

3.1. Топливная система. 17

3.2. Масляная система. 19

3.3. Система охлаждения. 21

3.4. Система сжатого воздуха. 22

3.5. Система газовыпуска. 23

4. Расчет общесудовых систем. 24

4.1. Система осушения. 24

4.2. Система балластная. 25

4.3. Противопожарная система водотушения. 25

4.4. Системы санитарные. 26

4.4.1. Система водоснабжения. 26

4.4.2. Система сточно-фановая. 27

4.5. Грузовая и зачистная системы.. 28

5. Расчет судовой электроэнергетической системы.. 29

5.1. Выбор рода тока. 29

5.2. Выбор номинального напряжения СЭЭС.. 29

5.3. Выбор частоты тока СЭЭС.. 31

5.4. Расчет мощности судовой электростанции. 32

5.5. Выбор аварийного источника электроэнергии. 40

Библиографический список. 42

Приложения. 44

Приложение 1. 44

Введение

Современные суда оборудованы большим количеством машин и механизмов различного назначения, которые приводят их в движение с необходимой скоростью, содействуют созданию комфортных условий в жилых и служебных помещениях, выполняют перегрузочные операции, производят углубление, очистку водных путей и другие работы.

Комплекс устройств, предназначенных для полного удовлетворения всех потребителей на судне различными видами энергии, принято называть судовой энергетической установкой (СЭУ). Часть такой установки, обеспечивающую энергией основные производственно-технические нужды судна (движение, дноуглубительные работы), относят к главной, а вторую часть установки, предназначенную для снабжения электроэнергией, паром горячей водой и другими энергоносителями неосновных потребителей, – к вспомогательной. Суда, выполняющие транспортную работу, могут иметь одну или несколько главных энергетических установок.

Целью данной курсовой работы является расчет судовой энергетической установки. Курсовая работа включает в себя выбор главной энергетической установки, расчет систем обслуживающих ее, расчет общесудовых систем и расчет судовой электростанции.

При проработке курсовой работы, обучающиеся должны овладеть следующими общими и профессиональными компетенциями:

Таблица – Общие и профессиональные компетенции

Код Наименование результата обучения
ПК 1. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними системами управления
ПК.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов
ПК 5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды
ПК 7. Обеспечивать техническую эксплуатацию и обслуживание судовой энергетики и электрооборудования (добавлено к ПК ФГОС)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Требования к оформлению курсовой работы

Пояснительная записка к курсовой работе выполняется на листах формата А4 (210×297мм). Допускается приложения выполнять на листах формата больше А4, но кратных ему в соответствии с ГОСТ 2.101. Рамки и штампы по ЕСКД. Шифр работы – «26.02.05КР–ХХ YY.00.00 ПЗ», где ХХ – год выполнения работы, YY – номер варианта задания (например: 01). Титульный лист должен соответствовать установленному образцу.

При выполнении расчетов необходимо контролировать и указывать размерности числовых величин. Все размерности даются в соответствии с международной системой единиц физических величин СИ.

Для оформления работ необходимо использовать шаблон, подготовленный на отделении.

Основной текст работы – размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, абзацный отступ – 1,5 см, выравнивание по ширине.

Оформление таблицы. Таблица должна иметь порядковый номер, состоящий из двух чисел, первое из которых соответствует номеру раздела, а второе – порядку таблицы в разделе. Заголовок таблицы должен быть тематическим – размер шрифта 12, строчный, по центру, над таблицей. Текст таблицы – размер 12, междустрочный интервал одинарный, абзацный отступ 0 см.

Пример:

Таблица 1.1 Технические характеристики электрогидравлической рулевой машины

Технические данные Значение
Наибольший крутящий момент на баллере, кН·м 61,8
Наибольший угол перекладки руля, град 35,0

Если таблица не помещается на одной странице, то на следующей странице название таблицы не пишется, а добавляется надпись «Продолжение таблицы» и ее номер. Надпись выравнивается по правому краю.

Пример:

Продолжение таблицы 1.1
Рабочее давление в системе, кгс/см2 100,0
Мощность двигателя, кВт 8,0

Оформление рисунков. Рисунок должен быть расположен по центру. Рисунок должен иметь порядковый номер, состоящий из двух чисел, первое из которых соответствует номеру раздела, а второе – порядку рисунка в разделе. Подрисуночная надпись должна иметь размер шрифта 12, строчными, по центру, под рисунком. Если на рисунке отображены номера позиций элементов рисунка, то подрисуночная надпись должна включать в себя расшифровку этих позиций.

Пример:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru

Рисунок 1.1 – Электрогидравлическая рулевая машина

1 – баллер руля; 2 – румпель; 3 – румпельная тяга; 4 – гидравлический пресс исполнительного механизма

После подрисуночной надписи и заголовка таблицы точка не ставится.

Все формулы оформляются в редакторе формул. Формула должна быть расположена по центру. Формула должна иметь порядковый номер, состоящий из двух чисел, первое из которых соответствует номеру раздела, а второе – порядку формулы в разделе.

Если после формулы продолжается основной текст работы, то после формулы ставится точка.

Если после формулы идет пояснение к ней, то после формулы ставится запятая.

Если после формулы идет другая формула, то после формулы ставится точка с запятой.

Размерности значений после формул не ставятся. Размерности значений ставятся только после решений этих формул.

Выбор главных двигателей

Расчет валопровода

Судовой валопровод работает в сложном напряженном состоянии. Он нагружен крутящим моментом, испытывает продольное сжимающее усилие от силы упора гребного винта на переднем ходу или растягивающее усилие на заднем ходу и изгибается под собственной массой и массой навешенных на него деталей. Эти нагрузки носят переменный и циклически повторяющийся характер. Точный расчет элементов валопровода при указанных условиях довольно сложен и требует ряд допущений. Поэтому главным является расчет, основанный на условном предположении, что вал подвергается воздействию статического крутящего момента. В рамах курсовой работы расчет валопровода сводится лишь к определению диаметра, расчету прочности и расчету критической частоты вращения гребного вала.

Расчет систем СЭУ

Топливная система

Топливная система предназначена для приема, хранения, перекачивания, очистки и подачи топлива для сжигания к парогенераторам, газовым турбинам или двигателям внутреннего сгорания, а также для передачи топлива на берег или на другие суда.

Объем цистерн основного запаса топлива:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.1)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – запас топлива (значение выбирается из данных по судну-прототипу), т;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – плотность дизельного топлива, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru .

Объем расходной цистерны подсчитывается из расчета обеспечения работы главного двигателя на номинальном режиме в течение 8 часов:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.2)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – коэффициент, учитывающий мертвый запас топлива;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – удельный расход топлива главного двигателя, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru ;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – номинальная мощность главного двигателя, кВт;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – число главных двигателей.

Объем сточной цистерны грязного топлива составляет 50 – 100 л на каждые 1000 кВт мощности главного двигателя:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.3)

Таблица 3.1 – Модельный ряд судовых дизель-генераторов

Модель дизель-генератора Обозначение дизеля по ГОСТ Номинальная мощность дизеля, кВт Частота вращения, мин-1 Удельный расход топлива, г/кВт·ч
ВДМ-ДГС24-226В 3Ч 10,5/12 24,0
ВДМ-ДГС30-226В 3Ч 10,5/12 30,0 196,6
ВДМ-ДГС40-226В 4Ч 10,5/12 40,0 197,5
ВДМ-ДГС50-226В 4Ч 10,5/12 50,0
ВДМ-ДГС64-226В 6Ч 10,5/12 64,0
ВДМ-ДГС75-226В 6Ч 10,5/12 75,0 213,3
ВДМ-ДГС90-226В 6Ч 10,5/12 90,0
ВДМ-ДГС100-226В 6Ч 10,5/12 100,0
ВДМ-ДГС120-226В 6Ч 10,5/12 120,0

Объем расходной цистерны вспомогательного двигателя берется из расчета обеспечения их работы не менее 4 часов:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.4)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – удельный расход топлива вспомогательного двигателя, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru ;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – номинальная мощность вспомогательного двигателя, кВт;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – число вспомогательных двигателей.

Модель вспомогательных двигателей выбирается из предложенного ряда судовых дизель-генераторов (таблицы 3.1) в зависимости от мощности вспомогательных двигателей судна-протатипа. Мощность выбранных вспомогательных двигателей должна быть близкой к мощности вспомогательных двигателей судна-прототипа, но не меньше ее. Количество выбранных дизель-генераторов должно соответствовать количеству вспомогательных двигателей судна-прототипа.

Объем расходной цистерны автономного котла:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.5)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – расход топлива котлом, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru ;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – число автономных котлов;

Модель автономного котла выбирается из предложенного ряда судовых котлов (таблицы 3.2) в зависимости от теплопроизводительности автономного котла судна-протатипа. Количество выбранных автономных котлов должно соответствовать количеству автономных котлов судна-прототипа.

Таблица 3.2 – Модельный ряд судовых котлов

Модель котла   Расход топлива, кг/ч
ДГС 0,4-К-0,65  
КВА 0,63/6  
КОАВ-63   7,3
КОАВ-68   7,8
КОАВ-200  
КСВВ 1000/5  
КИВ-200-3,5  

Целесообразней объединить расходные цистерны главных и вспомогательных двигателей и автономного котла в одну, что обеспечит металлоемкость и сэкономит место в МО:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.6)

Производительность дежурного топливного электронасоса выбирается из условия заполнения расходной цистерны в течение 20…30 мин:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.7)

Мощность дежурного топливного электронасоса:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.8)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – к.п.д. насоса;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – напор в магистрали, МПа.

К.п.д. насоса и напор топлива в магистрали выбирается по таблице 3.3.

Таблица 3.3 – К.П.Д. насоса и напор в магистрали

Тип насоса К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru
шестеренный К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru
винтовой К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru

Производительность резервного ручного насоса выбирается из условия заполнения расходной цистерны в течение одного часа:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.9)

Производительность сепаратора определяется из условия суточной потребности топлива на 8 час:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.10)

Масляная система

Масляная система предназначена для приема, хранения и подачи масла потребителям. Масляные системы дизельных установок во многих случаях состоят из следующих, по существу, независимых систем:

· смазочной и охлаждения трущихся деталей главных и вспомогательных двигателей;

· смазочной редукторных передач;

· гидравлической реверс-редукторных, гидродинамических и объемных гидравлических передач;

· масляной органов управления и автоматического регулирования.

В рамках курсовой работы расчет производится только для системы смазки и охлаждения трущихся деталей главных и вспомогательных двигателей.

Производительность нагнетательного масляного насоса:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.11)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – коэффициент запаса подачи;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – количество теплоты, отбираемое маслом у трущихся пар двигателя, кДж/ч;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – теплоемкость масла, кДж/(кг∙°С);

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – плотность масла;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – температура масла за двигателем, °С. К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для МОД и СОД, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для ВОД;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – температура масла перед двигателем, °С. На 10…15 °С меньше К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru .

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.12)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – доля тепла, отводимая маслом от всего количества теплоты, выделяемой при сгорании топлива в цилиндрах двигателя;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – удельная теплота сгорания дизельного топлива, кДж/кг;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – удельный расход топлива, кг/(кВт∙ч);

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – номинальная мощность двигателя, кВт.

Объем запасной цистерны:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.13)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – запас масла, т.

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.14)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – запас топлива, т.

Объем сточной цистерны отработавшего масла:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.15)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – число смен масла за период автономного плавания.

Поверхность охлаждения масляного холодильника:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.16)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – коэффициент теплоперепада от масла к стенкам трубок холодильника, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru ;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – средняя температура масла и воды, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru .

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.17)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – температура забортной воды перед холодильником. Принимается в зависимости от бассейна плавания (таблица 3.4), К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru ;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – температура забортной воды за холодильником, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru .

Таблица 3.4 – Температура забортной воды

Район плавания Температура К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru
Обь – Иртыш
Енисей – Лена
Без ограничения бассейна
Суда смешанного плавания

Производительность насоса забортной воды для прокачки масляного холодильника:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.18)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – коэффициент запаса подачи воды;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – теплоемкость пресной речной воды, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru ;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – плотность пресной воды, т/м3.

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя служит для отвода излишка теплоты и поддержания оптимального уровня температуры деталей, подверженных интенсивному нагреву. Система жидкостного охлаждения судовых дизельных двигателей, как правило, двухконтурная. Она состоит из замкнутой системы внутреннего контура, жидкость которой охлаждает дизель, и открытой системы внешнего контура, в которой через холодильник циркулирует забортная вода, охлаждая жидкость внутреннего контура. В настоящее время насосы внутреннего и внешнего контуров, как правило, входят в комплект поставки дизельной установки. Если насосы не входят в комплект поставки необходимо рассчитать их параметры.

Подача насоса внутреннего контура не рассчитывается, так как насос внутреннего контура навешен на двигателе и поставляется вместе с ним.

Подача насоса забортной воды, прокачиваемой через холодильник для охлаждения жидкости внутреннего контура, определяется по выражению:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.19)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – температура забортной воды перед холодильником. Принимается в зависимости от бассейна плавания (таблица 3.4), К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru ;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – температура забортной воды за холодильником, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru ;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – коэффициент запаса подачи воды;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – количество теплоты, отбираемое водой внутреннего контура от охлаждаемых деталей двигателя, кДж/ч.

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.20)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – доля тепла, отводимая водой от всего количества теплоты, выделяемой при сгорании топлива в цилиндрах двигателя.

Часто для прокачки забортной водой масляного и водяного холодильников используют один насос, тогда его подача определяется по формуле:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.21)

Внутренний контур не может быть герметически замкнутым. Для компенсации изменения объема воды при изменении ее температуры, а также для возмещения потерь вследствие испарения или утечек служит расширительный бак, соединенный с всасывающей магистралью циркуляционного насоса.

Емкость расширительного бака по опытным данным составляет 100…150 л на каждые 1000 кВт мощности:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.22)

Система сжатого воздуха

Сжатый воздух используется на судне для пуска главных и вспомогательных двигателей, подачи звукового сигнала (тифона), подпитки пневмоцистерн (гидрофоров) и других хозяйственных и технологических нужд.

Общий запас воздуха на судне, необходимый для обеспечения определенного количества пусков и реверсов главных двигателей, регламентируемых Правилами Российского Речного Регистра, определяется по формуле:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.23)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – удельный расход свободного воздуха для пуска холодных двигателей, приходящийся на 1м3 объема цилиндра, м33;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – удельный расход свободного воздуха для пуска горячего двигателя, м33;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – число пусков и реверсов. К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для нереверсивных двигателей и К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для реверсивных;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – суммарный объем цилиндров двигателя, м3;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – число главных двигателей.

Суммарный объем пусковых баллонов:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.24)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – давление атмосферного воздуха, МПа;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – начальное пусковое давление воздуха, МПа;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – минимальное пусковое давление воздуха, МПа.

По величине К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru выбирают необходимое количество стандартных баллонов, общая вместимость которых должна быть больше расчетной, т. е. К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru .

Стандартные баллоны рассчитаны на 40, 80, 200, 250 и 400 литров.

Производительность компрессора:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.25)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – время заполнения баллонов, час.

Объем тифонного баллона определяется из условия подачи сигналов в течение 10 мин без его подкачки:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.26)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – коэффициент насыщения сигналами (отношение продолжительности сигнала ко времени между сигналами);

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – время сигнала, мин;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – начальное давление воздуха в баллоне, МПа;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – конечное давление воздуха в баллоне, МПа;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – расход свободного воздуха тифоном (таблица 3.5), м3/мин.

Таблица 3.5 – Расход свободного воздуха тифоном

Условный проход тифона, мм Тон звука К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru
альт
тенор
баритон
бас

Система газовыпуска

Система газовыпуска предназначена для отвода в атмосферу отработавших газов от главных и вспомогательных дизелей и автономных котлов.

Площадь сечения газовыпускного трубопровода определяется в зависимости от секундного расхода и допустимой скорости движения газов:

для дизелей:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.27)

для автономных котлов:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (3.28)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – суммарный коэффициент избытка воздуха при горении. К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для дизелей и К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для автономных котлов;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – количество воздуха теоретически необходимого для сгорания 1 кг топлива, кг/кг;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – газовая постоянная, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru ;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – температура выпускных газов, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru ;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – допустимая скорость движения газов в трубопроводе, м/с. К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для дизелей и К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для автономных котлов;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – часовой расход топлива автономных котлов, кг/ч;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – допустимое давление в трубопроводе, кПа.

Расчет общесудовых систем

Система осушения

Система осушения предназначена для удаления из отсеков судна небольших масс воды, скопившейся в результате отпотевания, неплотности трубопроводов и т.п.

Внутренний диаметр осушительной магистрали D0 непосредственно присоединяемой к насосу, должен определяться по формуле:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.1)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – расчетная ширина судна, м;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – высота борта, м.

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – расчетная длина судна, м:

· Если в задании требуется увеличить скорость судна, то К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru равна расчетной длине судна-прототипа;

· Если в задании требуется увеличить грузоподъемность, то К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru определяется по формуле:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.2)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – длина судна-прототипа, м;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – грузоподъемность проектируемого судна, т;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – грузоподъемность судна-прототипа, т;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – плотность груза, т/м3.

Внутренний диаметр осушительной магистрали округляется до ближайшего большего стандартного размера.

Внутренний диаметр приемных отростков dо присоединяемых к магистрали, а также диаметр приемного трубопровода ручного насоса должны определяться по формуле:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.3)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – длина осушаемого отсека, измеряемая по его днищу, м;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – ширина осушаемого отсека, м.

В рамках курсовой работы внутренний диаметр приемных отростков определяется только для МО, так как это самый большой отсек, подлежащий осушению. Для остальных отсеков приемные отростки можно принять такими же.

Полученное значение внутреннего диаметра приемных отростков округляется до ближайшего большего стандартного размера.

Производительность осушительного насоса:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.4)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – скорость воды в приемной магистрали, м/с.

Система балластная

Балластная система служит для приема, перемещения и удаления балласта.

Внутренний диаметр отростков балластных трубопроводов К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для отдельных цистерн должен быть не менее определяемого по формуле:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.5)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – вместимость балластной цистерны, К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru .

Полученный внутренний диаметр отростков балластных трубопроводов округляется до ближайшего большего стандартного размера.

Производительность балластного насоса рассчитывается по формуле (4.4).

Системы санитарные

Основное назначение санитарных систем – снабжать команду и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять за борт нечистоты и загрязненные (сточные) воды. В состав санитарных систем входят: система водоснабжения, сточно-фановая и система шпигатов.

Система водоснабжения

Производительность станции подготовки питьевой и мытьевой воды (СППВ):

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.11)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – коэффициент запаса;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – нормы расхода воды на человека в сутки, экипажа и пассажиров соответственно, л;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – количество людей на судне, экипажа и пассажиров соответственно, чел;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – время работы станции в сутки, ч. К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для грузовых и буксирных судов и К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для пассажирских водоизмещающих судов.

Нормы расхода воды регламентируются СанПиН 2.5.2-703-98 и зависят от группы судов (таблица 4.1).

Таблица 4.1 – Минимальные нормы водопотребления для водоизмещающих судов

Норма расхода воды, л/(чел·сут) Группа судна
I1 II2 III3
для экипажа
для пассажиров

Продолжение таблицы 4.1

1I группа – Суда внутреннего и смешанного плавания, на которых экипаж постоянно работает и проживает на судне в течение всего времени навигации (более 40 часов); 2II группа – Суда внутреннего плавания, совершающие короткие рейсы и обслуживаемые бригадным методом, при котором часть экипажа в течение навигации периодически работает и проживает на судне (до 40 часов), а часть отдыхает на берегу; 3III группа – Суда внутреннего плавания внутригородских, пригородных линий, рейдовые, вспомогательные, т.е. на которых экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу.

Объем накопительного бака с учетом пикового расхода воды можно принимать равным 4-х часовой производительности станции:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.12)

Полезная вместимость гидрофора:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.13)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – количество заполнений гидрофора в час;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – часовой расход воды.

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.14)

Полная вместимость гидрофора при оптимальном отношении давлений Р12=2 будет равна:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.15)

Начальное давление воздуха в гидрофоре принимается Р1 = (0,3…0,4) МПа, конечное Р2 = (0,15…0,2) МПа.

Подача санитарного насоса, подающего воду в гидрофор:

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru (4.16)

где К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – коэффициент запаса;

К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru – время работы станции в сутки, ч. К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для грузовых и буксирных судов и К выполнению курсовой работы на тему: «Расчет основных параметров судовой энергетической установки» - student2.ru для пассажирских водоизмещающих судов.

Система сточно-фановая

С целью предох

Наши рекомендации