Промышленный железнодорожный транспорт.
Структура промтранспорта.
ПТ- транспортно-техзнологический комплекс, предназначенный для перевозки предметов труда в процессе производства, выполнения начально-конечных операций транспорта общего пользования и оказывающий услуги по выполнению погрузо-разгрузочных экспедиторских операторский и других работ.
Промышленность страны.
В целом промышленность разделяется на 2 группы:
1) добывающая – добыча сырья и топлива; отрасли – добыча сырья при открытой и подземной разработке (торфяная, лесозаготовительная, и производство энергии);
2) обрабатывающая – переработка сырья в средства и предметы потребления; отрасли – машиностроение, химическая, пищевая, лёгкая и др.
В свою очередь промышленность по однородности технологических процессов делится на отрасли:
1. электроэнергетика
2. топливная
3. черная металлургия
4. цветная металлургия
5. химическая и нефтехимическая
6. машиностроение и металлообработка
7. лесная,деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
8. производство строительных материалов
9. лёгкая
10. пищевая
Состояние экономики страны характеризуется валовым внутренним продуктом, который представляет собой суммарную стоимость всех материальных благ, созданных обществом в течение года. В 2005 году ВВП был 151000руб/чел. Структура производства ВВП: производство услуг 53%, производство товаров 34,9%, чистые налоги на продукты 12,1%. Число действующих организаций в промышленности примерно 300000. Среднегодовая численность производственного персонала около 13 млн.
Страны | Население | Наличие ресурсов | Потребление ресурсов |
США ЕС РФ Третий мир | 5% 15% 3% 77% | 6% 10% 25% 59% | 40% 40% 5% 15% |
Весь мир |
Зарождение и рождение ПТ.
История развития транспорта неотделима от истории развития человеческого общества. Без перемещений орудий и предметов труда и самого человека невозможна деятельность человечества. Транспорт возник в глубокой древности. Первым транспортным средством был шест (2 шеста – волокуша, носилки). Затем было изобретено колесо. На реке – плоты, лодки-долбёнки, ладьи. Транспорт развивался вместе со строем общества. Рабовладельческий строй создал сначала военные суда. Первые колейные дороги возникли в Греции. В камне выбивалась колея и по ней двигалась вагонетка. Морской транспорт – открытие новых земель. Потребность в рельсовых путях впервые появилась в горнозаводческой промышленности. Впервые пустили по рельсовой колее вагонетки с рудой с помощью конной тяги. В 1804 году появился первый паровоз Тревитика. Он ходил 8км/ч и 25.5 тонн груза. Сам весил 5 тонн и ломал рельсы. Джорж Стефенсон вместе со своим сыном Робертом построил несколько паровозов (например «Блюхер» 1814г) и в итоге в 1825 году пустил паровую тягу на линии Стоктон-Дарлингтон. В 1830 году уже построена магистральная линия Ливерпуль-Манчестер. Впервые паровую тележку изобрёл французский лейтенант Куньё в 1769 году.
В 1834 году отец и сын Черепановы Ефим и Мирон создали паровоз, который возил медную руду на завод. Этот паровоз превосходил по характеристикам английский образцы.
Первые автомобили работали на газу (Отто 1880 году). В 1885 году изобретён ДВС Бенцом-Даймлером. В 1897 году дизельный двигатель. Первый русский автомобиль был показан на выставке в 1896 году Яковлевым-Фрезе. В 1910 году в Риге русско-балтийский завод выпустил 450 легковых и грузовых автомобилей. В 1916 году в России были заложены 6 автомобильных заводов. Один из заводов в 1924 году выпустил первые автомобили (АМО- акционерное машиностроительное общество. Ребушинский). Монорельс впервые изобрёл Иван Ильманов в Мячково. В 1896 году инженер Романов создал в Гатчине круговой монорельс.
Непрерывные виды транспорта были известны ещё в древности (архимедов винт, винтовое колесо). В 1765 году Фролов провёл чугунную дорогу на Алтае. Его сын в 1809 году на воскресенских рудниках создан конную дорогу. В этом-же году открылся первый транспортный вуз в Петербурге. В 1860 году Лопатин на своих золотых приисках придумал ленточный конвейер (кожа+холст+металл).
Управление транспортом.
В настоящее время руководство транспортом РФ выполняет Минтранс РФ. Оно осуществляет функции по выработке государствнной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере воздушного, морского, водного, железнодорожного, автомобильного, городского, промышленного транспорта, дорожного строительства, геодезической и картографической деятельности и др. Деятельность осуществляют федеральные агентства. Министерство включает в себя 10 департаментов государственной политики в области транспорта и картографии. Основным программным документов являлась федеральная целевая программ по модернизации транспортной системы России на 2002-2010 года. Программа включает 11 подпрограмм по всем видам транспорта.
лекция 3.
Узкая колея.
УК – это жд, колея которой меньше 1520мм. Больше всего распространена колея 750мм (+4-2). В мире на жд применяется самая разнообразная колея. 75% - колея 1435мм. До 1971 года колея в СССР равнялась 1524мм, что соответствует 5 футам.
6 футов – 1829мм Петербург-Царское село-Павловск. В США есть одна линия
5.5 футов – Индия, Пакистан, Португалия, Испания и др.
5,25 футов – Бразилия, Ирландия, Австралия
3,5 футов –Япония, Венгрия, Норвегия, Чили и др.
2,5 футов-
2 фута – 610мм – ЮАР, Индия, США
колея Брунея 2134мм в Англии.
В США Конгресс утвердил два варианта на 8 и 10 футов колеёй супер-грузовых линий
Разные ширины колеи при переходе с одной на другую являются неудобством (потеря времени и средств) и появляется неконкуренстность с морским транспортом.
Товарооборот между странами растёт, особенно с азиатскими, поэтому Китай строит железную дорогу до Австрии. Это будет транспортный коридор Азия-Европа.
2007 год – РФ подписала меморандум о строительстве ж.д. 1520мм до Австрии.
В России УК строилась как магистральная, например Новгород-Чудово и до Старой Руссы, Ярославль-Вологда-Архангельск (перешито в результате Первой мировой). Пути узкой колеи бывают постоянные и временные.
рисунок лесозаготовительной УК. Там есть своя магистраль (условно-постоянная), ветки (временные) на делянках. Временные укладываются без подкладок. Рельсы нескольких типов 7,8,11кг/м. Шпалы деревянные. На постоянных рельсы 15,18 и 24 кг/м. Нагрузка в лесу 9т. Верхний склад (на делянке) и нижний склад (на обрабатывающем предприятии).
Скорости на постоянных путях – конструктивные локомотива. На временных 5-10км/ч. Радиусы кривых – тепловоз 60м, мотовоз 30м.
лекция 4 15.03.12
Промышленный автотранспорт.
Он в течение многих лет находил большое применение в различных отраслях промышленности медленно вытесняя железную дорогу. В промышленности это в основном лесовозные дороги, карьерные, строительные и внутризаводские. В настоящее время их протяжённость составляет порядка 300000 км, а количество промышленных автомобилей составляет около 200000. Автомобиль отличается высокой маневренностью, проходимостью, кривыми малого радиуса, большими подъёмами и спусками. Но самое главное – это передвижение от двери до двери без перегрузок. В настоящее время на металлургических заводах в общем объёме перевозок автоперевозки занимают 12-15%. Сегодня на автомобилях перевозят оборудование, металлолом, огнеупоры, расплавы, мусор и т.д. В последние 20 лет появились горячие перевозки на автомобилях (сталь, шлак, слитки в том числе горячие). Широко применяется автотранспорт на ПРР: краны, автопогрузчики, портальные погрузчики, ричстакеры и т.д. Широко (особенно в строительстве) применяются прицепы и полуприцепы. Также тракторы, бульдозеры. Но самое большое распространение автотранспорт получил в карьерном транспорте.
В результате рыночных реформ автотранспорт первым перешёл на рыночные отношения. Однако до сих пор рыночные рычаги не заставили перевозчиков реально снижать стоимость перевозок. В промышленности доля автотранспортных издержек составляет 15%, в строительстве – 30%, а в сельском хозяйстве и в торговле – 40 и более. Это вина не только перевозчиков, но и государства. В основном это исходит от недостаточного регулирования отрасли. Производительность грузовых машин в настоящее время в 2,6 раза ниже, чем в СССР и в 4 раза ниже чем на Западе. Причина – старение парка автомобилей. Так, доля старых машин (со сроком службы более 15 лет) возросла за 17 лет более чем в 5 раз. Сегодня даже у относительно успешных перевозчиков нет средств на приобретение новых автомобилей. Новые МАЗы и Камазы в настоящее время оборудуются импортными двигателями. Это делается из-за несоответствия отечественных моделей экологическим нормам.. Отечественные тягачи дешевле новых импортных и подержанных, но импортный автомобиль обходится намного дешевле по эксплуатационным расходам. В начале реформирования автомобильной отрасли предполагалось, что будет регулирование осуществляться с помощью лицензирования. Однако, по разным причинам эта система не сработала и сегодня она является регистрационной, а не регулирующей.
Конвейерный транспорт.
В 70-х – 90-х годах прошлого столетия он получил широкое распространение в СССР и за рубежом. Существует около 14 видов конвейеров. Конвейер является машиной непрерывного действия и предназначен для перевозки сыпучих, кусковых и штучных грузов. В СССР было свыше 600000 конвейерных установок. Львиную долю среди всех видов занимает ленточный конвейер. Его прототип существовал ещё в древнем Египте. В России в 1859 году в газетах в Восточной Сибири было сообщение, что енисейский золотпромышленник А.М. Лопатин изобрёл машину, которую назвал «песковоз». Это 2 барана с лентой, привод и поддерживающие ролики. Привод поначалу был от водяного колеса, потом от лошади. Он подал на оформление патента. Ему в ответ написали, что американец Эванс в 1795 году изобрёл такую-же машину и в привилегии отказали. Песковозы Лопатина применялись примерно 10 лет на 15 приисках. Лента была из холста.
1885 г – Робинс изобрёл трёхроликовую опору ленты, которая до сих пор используется.
На тысячу тоннокилометров расход условного топлива:
· железная дорога – 10 кг
· нефтеналивной – 6 кг
· автомобильный – 150 кг
· конвейерный – 7 кг
Схема ЛК
Состоит из:
· хвостовой барабан
· загрузочной воронки
· натяжной станции
· головной барабан
· электродвигателя
· роликов
· ленты
Некоторые конвейры имеют разгрузочную тележку.
груз | макс угол |
сухой песок | |
влажный песок | |
гравий и щебень | |
бетонная смесь | |
кирпич |
Мин вертикальный радиус 5 м, 10м при ширине ленты 800мм.
Производительность ЛК для ориентировочных расчётов
где В – ширина ленты
- скорость ленты
– насыпной вес груза
Для сыпучих – желобчатые ленты.
Для штучных грузов
где: - расстояние между порциями груза
Производительность наклонного конвейера зависит от угла наклона. Так, что 10 градусов это 0.95.
Ширина ленты принимается от 400 до 2000мм.
В США имеется лента шириной 6м.
Большинство лент – хлопчатобумажные с долей лавсана (27%). Существуют более прочные – капроновые, анидные, вискозные. Для тяжёлых работ закупаются японские и немецкие ленты. Они работают более 2-х лет. Самой дорогой и прочной является резино-тросовая (работает до 5 лет).
Скорости : уголь, щебень 3-5м/с, песок 5-6м/с, штучные 0,5-1,5м/с.
Стоимость ленты составляет 50-60% капитальных расходов, эксплуатационные расходы на ленту около 30-40%.
Сегодня производительность конвейеров при ширине 2м составляет 4000м3/час. Конвейерной линия в Криворожском бассейне имела очень интересные характеристики. Она шла из забоя под углом 16 градусов длиной 3 км до поверхности земли. Шли 2 параллельные нитки с производительностью 12млн т/год при ширине 2м. После выхода на поверхность была перегрузка и ещё одна линия на 6 км.
Дальность транспортировки всё время возрастает. Например в Руре есть лента длиной 168км, в Индии 240км, в США есть линия более 200 км. В России самая длинная на Михайловском ГОК длиной 15км.
Мощность электродвигателей 500-900кВт, в мире применяются двигатели до 1500кВт. Температурный диапазон от -10 до +30. Морозы обуславливают невозможность применения чрезвычайно длинных конвейеров. В зимних условиях применяют галереи с отоплением и проходом. Стоимость отапливаемой галереи в 2 раза выше, чем у неотапливаемой. Капитальные затраты возрастают в 2-3 раза.
Длину транспортировки ленточных конвейеров можно увеличить до бесконечность за счёт многоприводных ленточных конвейеров МПЛК (когда под лентой находятся промежуточные двигатели). В России таких было 2 штуки. На этом типе конвейера 74% грузонесущей ленты лежит на фрикционной ленте и 26% лежит на роликоопорах.
Канатно-ленточный конвейер. В нём нагрузка воспринимается натянутым канатом. Это очень надёжная система, но с высокими затратами. Ширина ленты 1200 (в мире до 3600мм).
В 70-90х годах в стране было организовано СКБ «ТрансПрогресс», которое разрабатывало опытные системы промтранспорта.
На изображениях, показанных на лекциях, изображены конвейеры для транспортировки крупнокусковой массы с кусками до 1200мм. Ленточный конвейер, как правило, берёт на себя груз после дробления. В карьерах чаще всего применяют комбинированный вид транспорта – чаще всего автомобильно-конвейерный, который практически всегда применяется на вскрышных работах. Сегодня вскрышные работы имеют коэффициент 1:10 – 1:20. Раньше этот коэффициент был 1:3 – 1:4
лекция 6 29.03.12
Трубопроводный транспорт.
Это гидротранспорт, пневмотранспорт и пневмоконтейнерный транспорт.
Гидротранспорт.
Наибольшее распространение гидротранспорт получил в технологических схемах гидромеханизации горных и земляных работа для перемещения сыпучих материалов, пребывание которых в воде не ухудшает их качеств. Намыв насыпей, дамб, целых портов, мелиоративные работы, работа в котельных, работа с гранулированным шлаком, работа в карьерах (подъём на поверхность угля, руды и др). Особенно активно применяется на вскрышных работах.
Гидротранспорт ежегодно перемещает несколько миллиардов тонн на расстояния 10-100км. Самый крупный углепровод находится в Канаде длиной около 500км. В России Белово-Новосибирская ТЭЦ около 250км для водно-угольной суспензии.
Преимущества ГТ:
· высокая производительность
· большая длина транспортировки без перегрузки
· перевозки по сложной трассе с подъёмами и поворотами
· несложное техническое облуживание
· полная автоматизация
· невысокая трудоёмкость
Недостатки:
· ограничение по роду и характеристикам перевозимого груза (по крупности)
· необходимость дробления крупных кусков перед перевозкой
· повышенный износ трубопровода от гидросмеси абразивных грузов (для исключения этого недостатка изнутри трубы снабжаются вкладышами, которые легко заменяются)
· удорожание из-за вкладышей
· увеличенный расход энергии
· потребность в больших количествах воды
· опасность замерзания зимой при вынужденных остановках
По принципу действия ГТ можно разделить на 2 группы:
1) Самотёчная. Пульпа передаётся по желобам, лоткам имеющим необходимый уклон 0,03-0,04. А при высоком содержании твёрдого груза 0,04-0,06. Этот вид имеет ограниченное применение, так как идёт вниз за счёт уклона.
2) Напорная. а) С замкнутой схемой обращения воды.Пульпа выкачивается насосом после смешения и перемещается в приёмный бункер, где через сетка разделяется б)С раздельной системой. Смешение происходит после выкачивания воды из ёмкости в трубе. В приёмочном бункере сбрасывается в большой склад, где вода сама стекает под штабель с грузом.
Современные установки напорного действия перевозят груз на большие расстояния с производительностью от 50 до 1000т/час. Транспортировка угля в трубе в 4 раза дешевле чем по железной дороге.
Сегодня перевозка угля по железной дороге занимает 1 место. Руду сегодня перевозят на Норильском, Новооскольском металлургическом
Пневмотранспорт.
Этот вид транспорта возник в Англии и назывался «атмосферические дороги» 1827 года. Например Лондон-Кройдон почти 17 км со скоростью 72 км/ч. Груз транспортировался в виде порошка в струе воздуха вследствие разности давлений в начале и конце трубы благодаря нагнетанию воздуха или создания вакуума. Кроме того, в этих системах применялись компрессоры, вентиляторы, воздуходувки в нагнетательной системе, а в вакуумных (всасывающих) применялись вентиляторы и вакуумные насосы. Существуют и комбинированные с производительностью 30-100т/час.
Основные преимущества:
· герметичность
· безопасность
· лёгкость обслуживания
Недостатки:
· большой расход энергии
· большой износ труб(особенно на поворотах)
Всасывающая установка представляет собой следующую систему:
Например из вагона выгружается всасыванием и первый бункер где отсеивается мелкая фракция и отправляется конвейером. Крупные фракции далее засасываются в следующий бункер, который соединён трубой с вакуум-насосом.
Нагнетательная система работает следующим образом: В нагнетательной установке происходит загрузка груза и он следует до приёмных бункеров в которых осуществляется выпуск воздуха и перегрузка на другие виды промтранспорта.
Этот вид транспорт натолкнул конструкторов на мысль создать пневмоконтейнерный транспорт для перевозки сухих грузов.
Пневмоконтейнерный транспорт.
Первая в мире системы была построена в СССР в 1968 году в Грузии, Шулавери для доставки гравия из карьера на завод ЖБИ с производительностью 640000т/год. Систему назвали ЛИЛО-1. Даже в Мособласти на Сычёвском ГОК была построена система с производительностью 8млн/тгод.
Это перемещение одиночных или объединённых в поезда сосудов по трубопроводу под действием перепада давлений на торцах подвижного состава. Давление создавалось воздуходувными агрегатами. Скорость 17м/с.
В перспективе дорогие стальные трубы (в некоторых случая были заменены на ЖБ, асбестовые и пластиковые с толщиной трубы 10мм. Контейнерные поезда имели 2-3 пневмовоза и 8-10 пневмоконтейнеров. Контейнеры имели около 5 радиальных колёс. На станции погрузки есть погрузочные окна, которые автоматически закрываются крышками. Загрузочные бункера имеют дозаторы, которые обеспечивают дозировку по объёму. Станция разгрузки располагается на эстакаде.
лекция 7 05.04.12
Подвесные канатные дороги.
Среди различных видов промтранспорта особое место занимают ПКД (подвесные канатные дороги). Они обеспечивают полную механизацию и автоматизацию транспортно-перегрузочного процесса с высокой производительностью труда. Особо их эффективность проявляется в сложном рельефе местности. Их работа почти не зависит от климатических и природно-геологических условий.
Грузовые подвесные канатные дороги, пассажирские подвесные канатные дороги.
Первая ПКД в России была построена в 1871 году в Покровском уезде Владимирской губернии. Она перевозила дрова с дальних делянок на боковую ветку московско-нижегородской жел дороги. Движение каната производилось с помощью паровой машины. Длина дороги составляла 9 вёрст.
Сегодня канатные дороги применяются в металлургической промышленности (18%), в ГОКах (по руде 22%, по углю 25%), цементных и кирпичных заводах (7%), в химической промышленности (15%), леспромышленность в горах (10%).
В мире насчитывается порядка 30000 канатных дорог.
ПКД подразделяются на 2 типа:
1. Двухканатные (один несущий канат, на который опираются ролики и другой тяговый)
2. Одноканатные
Также подразделяются на дороги с кольцевым движением, и дороги с маятниковым движением.
Диаметр несущего каната от 30 до 70мм.
Производительность около 400т/час (до 1000т/час в мире). Вагонетки бывают до 2,5м3. Опоры обычно высотой 10-15 метров (бывают и до 50-140 метров). Скорости движения 1-3м/с (на ПРР 0,5м/с). Мощность ЭД до 500кВт.
Достоинства:
· малая зависимость от рельефа
· большие допускаемые уклоны пути (до 50 градусов)
· большие пролёты (больше 500 метров)
· трасса прокладывается по кратчайшему пути (пересекает реки и ущелья)
· гибкость трассы в лане (радиус кривых до 5м)
· малая зависимость от атмосферных условий
· минимальное количество обслуживающего персонала
ПКД применяют и для доставки трудящихся на рудник. Так, на тернаусском ГОКе подъём из города занимает около 7 минут, а автотранспортом больше часа.
Наземные канатные дороги.
НКТ применяется и на автомобильном транспорте. При строительстве ГЭС в Киргизии использовалась тележка на канате с г-п 14т. Эти системы широко применяют для подъёма судов через плотины.
На Красноярской ГЭС установлен судоподъёмник, опирающийся на балку. Сам подъёмник представлял собой огромную чашу для судов, которая поднимается с помощью тягового каната. Длина подъёмника составляет 1 км, уклон 18о.
лекция 8 12.04.12
Генеральный план промышленных предприятий.
Генеральный от лат Генеральный от лат generalis – общий, главный. ГП является комплексным решением практически всех инженерных вопросов проектирования. ГП промпредприятий называется план, определяющий положение предприятий на местности и взаимное расположение цехов, сооружений, транспортных и инженерных коммуникаций. Главной задачей ГП является создание наилучших производственных связей, к которым относятся транспортные (жд, авто, спецвиды), энергетические сети (газ, электричество, пар, воздух, тепло и др), сети водоснабжения и канализации, сети связи и др. Разработка генплана является весьма сложной технико-экономической задачей, над решением которой трудятся большие коллективы в течение длительного времени (проект крупного металлургического завода разрабатывается 2 года). Проектирование генплана производится по специальным правилам и требованиям, несоблюдение которых приводит к большим финансовым расходам. Главными производственными связями при проектировании ГП являются транспортные, поэтому принято всегда говорить «генеральный план и транспорт промышленных предприятий».
Состав проекта генплана разрабатывается как комплект чертежей, на котором в определённом масштабе показаны:
· рельеф местности
· гидрография
· населённые пункты
· существующие пути сообщения
· взаимное расположение инженерных и транспортных коммуникаций
Различают проектный, строительный и исполнительный генплан.
Проектный генплан – это основной документ, определяющие местоположение будущих зданий, дорог и др.
Строительный генплан разрабатывается на основе проектного и определяет, где размещаются временные сооружения ( в основной для нужд строительства): склады, монтажные площадки, места сборки конструкций, станков и так далее, бытовые и столовые для строителей.
Исполнительный генплан – это документ, на котором фиксируется фактическое положение с возможным отступлением от проекта.
В состав генплана включается пояснительная записка, в которой даётся характеристика района, площадки строительства, геодезическая привязка к топоснове.
История развития ГП.
были запроектированы: церковь, монетный двор, больница, дома для рабочих, склады, цеха, заводоуправление и так далее. Этот генплан был сделан как образец. |
казармы |
барские дома |
план верхнесельского завода (сейчас на этом месте Екатеринбург)
До октябрьской революции науки о генпланах не было и первые генпланы появились в 1926 году для РостСельМаша и Магнитогорского метзавода. Для первых генпланов были приглашены американские специалисты, но их варианты генпланов не удовлетворили всем требованиям и были отклонены. Советская школа для проектирования приглашала технологов, архитекторов, инженеров по транспорту, сантехников, экологов и других специалистов. Все крупные металлургические заводы (36 заводов) были построены исключительно советскими инженерами.
Структура промтранспорта.
ПТ- транспортно-техзнологический комплекс, предназначенный для перевозки предметов труда в процессе производства, выполнения начально-конечных операций транспорта общего пользования и оказывающий услуги по выполнению погрузо-разгрузочных экспедиторских операторский и других работ.
Промышленность страны.
В целом промышленность разделяется на 2 группы:
1) добывающая – добыча сырья и топлива; отрасли – добыча сырья при открытой и подземной разработке (торфяная, лесозаготовительная, и производство энергии);
2) обрабатывающая – переработка сырья в средства и предметы потребления; отрасли – машиностроение, химическая, пищевая, лёгкая и др.
В свою очередь промышленность по однородности технологических процессов делится на отрасли:
1. электроэнергетика
2. топливная
3. черная металлургия
4. цветная металлургия
5. химическая и нефтехимическая
6. машиностроение и металлообработка
7. лесная,деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
8. производство строительных материалов
9. лёгкая
10. пищевая
Состояние экономики страны характеризуется валовым внутренним продуктом, который представляет собой суммарную стоимость всех материальных благ, созданных обществом в течение года. В 2005 году ВВП был 151000руб/чел. Структура производства ВВП: производство услуг 53%, производство товаров 34,9%, чистые налоги на продукты 12,1%. Число действующих организаций в промышленности примерно 300000. Среднегодовая численность производственного персонала около 13 млн.
Страны | Население | Наличие ресурсов | Потребление ресурсов |
США ЕС РФ Третий мир | 5% 15% 3% 77% | 6% 10% 25% 59% | 40% 40% 5% 15% |
Весь мир |
Зарождение и рождение ПТ.
История развития транспорта неотделима от истории развития человеческого общества. Без перемещений орудий и предметов труда и самого человека невозможна деятельность человечества. Транспорт возник в глубокой древности. Первым транспортным средством был шест (2 шеста – волокуша, носилки). Затем было изобретено колесо. На реке – плоты, лодки-долбёнки, ладьи. Транспорт развивался вместе со строем общества. Рабовладельческий строй создал сначала военные суда. Первые колейные дороги возникли в Греции. В камне выбивалась колея и по ней двигалась вагонетка. Морской транспорт – открытие новых земель. Потребность в рельсовых путях впервые появилась в горнозаводческой промышленности. Впервые пустили по рельсовой колее вагонетки с рудой с помощью конной тяги. В 1804 году появился первый паровоз Тревитика. Он ходил 8км/ч и 25.5 тонн груза. Сам весил 5 тонн и ломал рельсы. Джорж Стефенсон вместе со своим сыном Робертом построил несколько паровозов (например «Блюхер» 1814г) и в итоге в 1825 году пустил паровую тягу на линии Стоктон-Дарлингтон. В 1830 году уже построена магистральная линия Ливерпуль-Манчестер. Впервые паровую тележку изобрёл французский лейтенант Куньё в 1769 году.
В 1834 году отец и сын Черепановы Ефим и Мирон создали паровоз, который возил медную руду на завод. Этот паровоз превосходил по характеристикам английский образцы.
Первые автомобили работали на газу (Отто 1880 году). В 1885 году изобретён ДВС Бенцом-Даймлером. В 1897 году дизельный двигатель. Первый русский автомобиль был показан на выставке в 1896 году Яковлевым-Фрезе. В 1910 году в Риге русско-балтийский завод выпустил 450 легковых и грузовых автомобилей. В 1916 году в России были заложены 6 автомобильных заводов. Один из заводов в 1924 году выпустил первые автомобили (АМО- акционерное машиностроительное общество. Ребушинский). Монорельс впервые изобрёл Иван Ильманов в Мячково. В 1896 году инженер Романов создал в Гатчине круговой монорельс.
Непрерывные виды транспорта были известны ещё в древности (архимедов винт, винтовое колесо). В 1765 году Фролов провёл чугунную дорогу на Алтае. Его сын в 1809 году на воскресенских рудниках создан конную дорогу. В этом-же году открылся первый транспортный вуз в Петербурге. В 1860 году Лопатин на своих золотых приисках придумал ленточный конвейер (кожа+холст+металл).
Управление транспортом.
В настоящее время руководство транспортом РФ выполняет Минтранс РФ. Оно осуществляет функции по выработке государствнной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере воздушного, морского, водного, железнодорожного, автомобильного, городского, промышленного транспорта, дорожного строительства, геодезической и картографической деятельности и др. Деятельность осуществляют федеральные агентства. Министерство включает в себя 10 департаментов государственной политики в области транспорта и картографии. Основным программным документов являлась федеральная целевая программ по модернизации транспортной системы России на 2002-2010 года. Программа включает 11 подпрограмм по всем видам транспорта.
лекция 3.
Промышленный железнодорожный транспорт.
Это комплекс технических средств и сооружений ж.д. транспорта необщего пользования, обеспечивающий транспортное обслуживание производственных процессов и представление транспортных услуг, а также связь с другими организациями и транспортом общего пользования. Это транспорт колеи 1520 применяется главным образом применяется в качестве внещнего транспорта для перевозки сырья и готовой продукции на пром. предприятиях, а также для межцеховых перевозок. Сегодня порядка 18000 предприятий имеют пути. Более половины из них имеет пути протяжённостью менее 3 км. 1,5% имеют более 300км. В среднем длина подъездных путей около 3-7км.
Сегодня износ основных производственных фондов промтранспорта составляет 65%, а состояние многих технических средств на ряде предприятий подошло к критическому уровню. Так как значительная их часть эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Целевые программы по модернизации транспорта не выполняются. Уровень электрификации ПТ почти в 6 раз уступает уровню электрификации магистрального.
ЖД ПТ подразделяется на внешний и внутренний. В свою очередь внешний (подъездные пути) делится на соединительные между промпредприятиями с магистральным жд. Другие соединительные пути соединяются с сырьевыми базами, пристанями и др, то есть работают, как правило, в замкнутой системе. Эти пути делятся на категории:
1) Пути где обращаются маршрутные поезда; С магистральных при грузообороте более 2 млн т/год
2) Пути где обращаются маршрутные поезда; С магистральных при грузообороте менее 2млн т/год и другие линии с поездным характером движения
3) Пути с маневровым характером движения
Внутренние пути делятся на соединительные между заводскими станциями, постами, погрузо-разгрузочными фронтами. Отдельно строятся пути для горячих перевозок, пути лесовозных веток, забоев и отвалов.
Различия жд путей промтранспорта с магистральными:
1)Большинство начальных и конечных операций с вагонами на 85% выполняются на путях ПР и только 15% на магистральном транспорте.
2)Средняя дальность перевозок составляет от 7 до 8 км, поэтому грузооборот не является показателем работы как на магистральном транспорте. Здесь показателем является объём перевезённой продукции.
3)В основном работа жд на промтранспорте – маневровая, а также имеется многократность выполнения грузовых операций с вагоном в течение суток.
4)На РЖД движение соблюдается с помощью графика, а на заводах зависит от технологического процесса.
5)На промтанспорте малые радиусы кривых (может быть до 100м).
6)На промтранспорте большой разброс нагрузки на ось. 3-5т для лесоразработок и шахт и до 35-50т на металлургических заводах
7)В связи с этим на промтранспорте малые скорости движения 5-10км/ч.
Рельсы применяются стандартные длиной 25м. На метзаводах применяют рельсы из особой стали на горячих перевозках Р-75. Несмотря на это их меняют каждый год.
Тепловозы. В настоящее время эксплуатируются чаще всего тепловозы 65-80%. Особенность промышленных локомотивов – большая сила тяги при ограничении скорости движения. Пром. локомотивы должны проходить радиусы до 60м. Локомотивы на горячих перевозках должны иметь специальную тепловую защиту. Сегодня на подъездных путях применяют старые, списанные с магистрали тепловозы. Маневровые бывают:
а) с электрической передачей ТЭМ 400-500л.с. Новый ТЭМ-7 имеет мощность 1500-2000л.с.
б) с гидравлической передачей ТГМ-1 500л.с. ТГМ-3 750л.с.
Электровозы применяются спецально разработанные для промтранспорта. Так как их применяют в карьерах, шахтах, реже – на металлургических заводах так как им мешают краны в цехах. Применяют их как постоянного, так и переменного тока. От 800 до 3000кВт. (на магистрали до 9000кВт). В карьерах применяют гибридные локомотивы. На дне они работают как тепловозы от дизеля, а на подъёме он поднимает пантограф и идёт на электротяге. На заводах применяют контрактно-аккумуляторные. На карьерах (особенно в глубоких) применяют так называемые тяговые агрегаты. Это электропоезд состоящий из электровоза и 2-х обмоторенных думпкаров.
Вагоны. В последние годы 20 века в стране были созданы специальные типы вагонов для промтранспорта. Вагоны-хопперы для угля, вагоны для перевозки рулонной стали. На целлюлозно-бумажных заводах применяют вагоны с устройствами для противовыдувания щепы. Для перевозки горячих материалов применяются передвижные миксеры сигарообразные вагоны грузоподъёмностью 200-600т.
Применение жд транспорта вызывает ряд неудобств и имеет ряд недостатков:
1) Необходимость в значительных площадях для укладки путей на промплощадке (10-15% площади).
2) Сложность автоматизации транспортных и погрузо-разгрузочных работ.
3) Значительная потребность в штате обслуживающего персонала.
4) Относительно длительный срок доставки груза вследствие задержки вагонов (несколько суток при межцеховых перевозках). Поэтому одно из главных направлений в улучшении генеральных планов промпредприятий является жд транспорта автомобильным и непрерывными видами.
Узкая колея.
УК – это жд, колея которой меньше 1520мм. Больше всего распространена колея 750мм (+4-2). В мире на жд применяется самая разнообразная колея. 75% - колея 1435мм. До 1971 года колея в СССР равнялась 1524мм, что соответствует 5 футам.
6 футов – 1829мм Петербург-Царское село-Павловск. В США есть одна линия
5.5 футов – Индия, Пакистан, Португалия, Испания и др.
5,25 футов – Бразилия, Ирландия, Австралия
3,5 футов –Япония, Венгрия, Норвегия, Чили и др.
2,5 футов-
2 фута – 610мм – ЮАР, Индия, США
колея Брунея 2134мм в Англии.
В США Конгресс утвердил два варианта на 8 и 10 футов колеёй супер-грузовых линий
Разные ширины колеи при переходе с одной на другую являются неудобством (потеря времени и средств) и появляется неконкуренстность с морским транспортом.
Товарооборот между странами растёт, особ