Организация работ на участках основного производства пас
По конструкции и технологической оснащенности все посты участков ТО и ТР можно разделить на следующие группы.
Посты напольные из-за неудобства проведения работ снизу автомобиля для ТО и ТР не находят широкого применения. Они удобны для выполнения подготовительных операций на участке окраски, для электротехнических, карбюраторных и других видов работ, не требующих вывешивания автомобиля. В случае оснащения этих постов электроталями, передвижными кранами и домкратами они могут быть использованы для ремонта кузовов автомобилей и шиномонтажных работ.
Посты на осмотровых канавах, не оснащенных подъемниками,наиболее часто используют для выполнения работ, не требующих вывешивания автомобиля. На них обеспечивается доступ к автомобилю снизу и сверху и можно вести работы одновременно в двух уровнях.
Посты, оборудованные осмотровыми канавами с подъемниками, используют для выполнения работ, требующих вывешивания автомобиля. Чаще всего такие посты применяют как универсальные. Они обеспечивают полный доступ к автомобилю снизу и сверху и позволяют осуществлять все виды постовых работ одновременно в двух уровнях.
Посты, оборудованные стационарными подъемниками трех типов: гидравлическими одноплунжерными, двух- и четырехстоечными электромеханическими. Четырехстоечные подъемники могут быть оснащены передвижными домкратами для вывешивания колес. Посты этой группы являются преимущественно специализированными и предназначены для выполнения определенных видов работ ТО и ремонта. Конструкция указанных типов подъемников позволяет осуществлять работы только на одном уровне, в связи с чем для расширения технологических возможностей эти посты оснащают иногда подъемниками балконного типа с площадками для рабочих.
Посты, оснащенные специализированным стендовым оборудованием, используют для проверки и регулировки света фар, углов установки управляемых колес и тормозных механизмов, для монтажа-демонтажа шин и балансировки колес, восстановления геометрических параметров кузовов.
Целесообразность применения постов различного типа зависит от характера работ, объема производственной программы и от технологических особенностей оборудования. На крупных ПАС при достаточной программе однородных воздействий работы ТО независимо от их вида целесообразно выполнять на специализированных постах и поточных линиях (рисунок 4.3.).
Рисунок - 4.3. Линия технического обслуживания АТС:
1 - четырехстоечный подъемник; 2 - установки для раздачи масла и эксплуатационных жидкостей; 3 - заправочные колонки; 4 - телескопические приемники для слива отработанного масла; 5 ‑ конвейеры; 6 - колонки со сжатым воздухом; 7 - бак с дистиллированной водой; 8 - вентиляторы для охлаждения двигателя; 9 ‑ стол диспетчера с пультом управления; 10 - проездные стенды для определения углов установки колес; 11 - приборы для установки зажигания; 12 - стенды для определения эффективности действия тормозов; 13 - прибор для регулировки света фар.
На ПАС с линией гарантийного обслуживания работы по ТО могут выполняться на этой же линии, так как по составу и трудоемкости работы обслуживания по талонам сервисной книжки близки к ним и технологически совместимы.
Порядок проведения ТО при использовании линии гарантийного обслуживания (рисунок 4.4) в основном аналогичен порядку проведения работ на тупиковых постах. Работы ТО могут выполняться с определенной корректировкой, вызванной последовательным расположением рабочих постов, часть из которых размещена на напольном конвейере. Линия гарантийного обслуживания оснащена диагностическим и смазочным оборудованием, и все работы, кроме требующих специальных стендов (например, для проверки мощности двигателя или эффективности действия тормозных механизмов), проводятся на соответствующих ее постах.
Рисунок 4.4 - Схема организации ТО на ПАС:
|
|
Первичным технологическим документом для ТО являются операционно-технологические карты по следующим видам работ: контрольно-осмотровым; регулировочным; крепежным; по системе питания; электротехническим; смазочно-очистительным.
Диспетчерская служба в зависимости от вида и объема ремонтных работ с учетом рабочей загрузки участка направляет АТС на соответствующие посты или автомобиле-места ожидания и в дальнейшем контролирует процесс и сроки оказания услуг.
Планировка производственных зон и участков
Шиномонтажный участок на СТОА предназначен для демонтажа и монтажа колес и шин, замены покрышек, ТР камер и дисков колес, а также для балансировки колес в сборе. При этом колеса перед их демонтажем при необходимости моют и просушивают здесь же или в зоне ТО и ТР на посту, имеющем решетчатый пол, шланговую моечную установку и систему подвода сжатого воздуха. Очистку дисков колес от ржавчины и их правку можно выполнять в рихтовочном отделении кузовного участка с последующей окраской на малярном участке
Технологический процесс на шиномонтажном участке осуществляется в порядке, изображенном на рисунке 4.5.
Колеса, снятые с автомобиля на постах ТО или принятые от клиента, транспортируют на шиномонтажный участок с помощью специальной тележки.
До начала ремонтных работ колеса временно хранят на стеллажах.
Демонтаж шин выполняют на специальном демонтажно-монтажном стенде в последовательности, предусмотренной технологической картой. После демонтажа покрышку и диск колеса хранят на стеллаже, а камеру - на вешалке.
Техническое состояние покрышек контролируют путем тщательного осмотра с наружной и внутренней стороны с применением ручного пневматического борт-расширителя (спредера).
Посторонние предметы, застрявшие в протекторе и боковинах шин, удаляют с помощью плоскогубцев и тупого шила. Посторонние металлические предметы в покрышке могут быть обнаружены в процессе диагностирования с помощью специального прибора.
Рисунок 4.5 ‑ Технологический процесс на шиномонтажном участке
При проверке технического состояния камер выявляют проколы, пробои, разрывы, вмятины и другие дефекты. Герметичность камер проверяют в ванне, наполненной водой и оборудованной пневматическим утолителем, системами освещения и подвода сжатого воздуха, а герметичность золотника (ниппеля) контролируют мыльным раствором.
Контрольный осмотр дисков выполняют для выявления трещин, деформации, коррозии и других дефектов. В обязательном порядке проверяют состояние отверстий под шпильки крепления колес. Ободья от ржавчины очищают на специальном станке с электроприводом.
Мелкие дефекты ободьев колес (погнутость, заусенцы) устраняют с применением слесарного инструмента - оправок, гладилок, молотков. Поврежденные камеры ремонтируют на специальном •верстаке в определенной технологической последовательности (рисунок 4.6).
Рисунок 4.6 ‑ Схема организации технологического процесса ремонта камер
Технически исправные покрышки, камеры и диски монтируют и демонтируют на одном и том же стенде. Давление воздуха в шинах должно соответствовать нормам, рекомендованным заводом-изготовителем. Шиномонтажный участок оборудуют эталонным манометром, по которому периодически проверяют рабочие манометры. После монтажа шин обязательно осуществляют балансировку колес в сборе на стационарном станке.
Шиномонтажное отделение обеспечивают необходимой технической документацией, в том числе технологическими картами на выполнение основных видов работ, и соответствующим технологическим оборудованием.
Участок ТО и ремонта топливной аппаратуры предназначен для обслуживания карбюраторов, топливных насосов, отстойников, топливных и воздушных фильтров, топливопроводов и других приборов системы питания автомобилей, снятых с них на постах ТО и ТР.
Расположение рабочих мест, а также расстановка оборудования на участке (рисунок 4.7) предусматривают соблюдение технологической последовательности выполнения работ с наименьшими затратами сил и времени на перемещение приборов системы питания с одной операции на другую.
Рисунок 4.7 - Планировка участка ремонта топливной аппаратуры
1 - стеллаж; 2 - барабаны с самонаматывающимся шлангом для воздуха; 3 - пистолеты для обдува деталей воздухом; 4 - верстаки; 5 - приспособление для сборки-разборки карбюраторов; 6 - приспособление для сборки-разборки топливных насосов; 7 - ларь для обтирочных материалов; 8 - ящик для мусора; 9 - подъемно-поворотный стул; 10 - конструкторский стол; 11 - приспособление для шлифовки плоскостей разъема топливной аппаратуры; 12 - технические весы с разновесом 200 г; 13 - установка для проверки карбюраторов и топливных насосов; 14 - газоанализатор; 15 - ванна для мойки деталей
Топливная аппаратура, требующая углубленной проверки, регулировки или ремонта, поступает на участок ремонта с участков ТО, ТР и диагностирования. Приборы и узлы системы питания, поступившие на участок, очищают от грязи, проверяют и ремонтируют.
На рисунке 4.8 представлена схема организации процесса оказания услуг по ремонту топливной аппаратуры.
Рисунок 4.8 - Схема организации технологического процесса работ на участке ремонта топливной аппаратуры
После испытания отремонтированные приборы и детали устанавливают на автомобиль. Затем осуществляют окончательную проверку качества ремонта и регулировку карбюратора для достижения минимальной токсичности отработавших газов и максимальной экономичности. На участке вывешивают таблицы с основными характеристиками ремонтируемых карбюраторов, топливных насосов и других приборов. Здесь также должен быть набор технологических карт по основным видам работ, моделям автомобилей и оборудования.