Нормы проектирования предприятий сферы СТС

2.1.1 Основные требования к генеральному плану

Генеральный план предприятия автосервиса — одна из важнейших частей проекта предприятия, содержащая комплексное решение вопросов планировки и благоустройства территории, размещения зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, инженерных сетей, организации систем хозяйственного и бытового обслуживания, а также расположения предприятия.

При проектировании генеральных планов предприятий по техническому обслуживанию автомобилей необходимо соблюдать следующие требования ВСН 01-89 [XX], СНиП II-89-80 и СНиП 2.07.01-89:

1. Предприятия с количеством автомобилей более 50 должны проектироваться на специально отведенных участках, имеющих непосредственное сообщение с проездами общего пользования.

2. В предприятиях с количеством автомобилей более 100 рабочие ворота должны быть отведены от красной линии не менее чем на 6 м.

3. При наличии въездных и выездных ворот с расстоянием между ними менее 30 м необходимо, чтобы въезд предшествовал выезду, считая по ходу уличного движения.

4. Расстояния между соседними зданиями должны обеспечивать въезд автомобиля или автопоезда в здание под прямым углом.

5. Расположение топливозаправочного пункта должно обеспечивать удобство заправки, как приезжающих, так и уезжающих автомобилей.

6. Открытые площадки и проезды на территории предприятия должны иметь твердое покрытие.

7. Ширину проездов следует принимать не менее 6 м при двустороннем и не менее 3 м при одностороннем движении автомобилей.

8. Для предприятий, имеющих списочный парк более 100 автомобилей, пересечение основных потоков движения не допускается.

При проектировании предприятий автомобили по их габаритным размерам - условно подразделяются на четыре категории согласно таблице 2.1 [14].

Таблица 2.1 Категории автомобилей

Категория Длина, м Ширина, м
I до 6,0 до 2,1
II св. 6,0 до 8,0 св. 2,1 до 2,5
III св. 8,0 до 12,0 св. 2,5 до 2,8
IV св.12,0 св. 2.8

Примечание. Если длина или ширина автомобиля не соответствует указанным в таблице, то категория автомобиля должна приниматься по его наибольшему размеру.

2.1.2 Основные требования к зданиям и помещениям

При проектировании предприятий для снижения стоимости строительства следует выполнять максимальное блокирование зданий. Проектирование отдельно стоящих зданий допускается при строительстве предприятий на участках с резко выраженным рельефом, при проектировании предприятий для обслуживания крупногабаритного подвижного состава и при реконструкции действующих предприятий.

Помещения для хранения и обслуживания автомобилей III—IV категорий рекомендуется размещать в одноэтажных зданиях. Специальные автомобили (пожарные, медицинской и технической помощи) следует хранить в отапливаемых помещениях.

Производственно-складские помещения ТО и ТР предприятий по обслуживанию автомобилей I, II и III категорий следует размещать в одном здании. Допускается размещение в отдельном здании помещений комплекса ЕО, окрасочных, кузовных, шино-монтажных и сопутствующих им работ ТР подвижного состава.

Расстояния между автомобилями в помещениях для хранения принимают по данным таблиц 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2 Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и конструктивными элементами здания для постов ТО и ТР

Место измерения Нормы расстояний для подвижного состава, м
Категории
I II и III IV
От торцевой стороны автомобиля до стены 1,2 1,5 2,0
тоже, до стационарного технологического оборудования 1,0 1,0 1,0
Между продольными сторонами автомобилей на постах, для работ без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов 1,6 2,0 2,5
Между продольными сторонами автомобилей на постах для работ без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов 1,6 2,0 2,5
тоже, со снятием шин, тормозных барабанов, газовых баллонов 2,2 2,5 4,0
Между автомобилем и колонной 0,7 1,0 1,0
От продольной стороны автомобили до технологического и другого оборудования 1,0 1,0 1,0
Между торцевыми сторонами автомобилей 1,2 1,5 2,0
От торцевой стороны автомобиля до наружных ворот 1,5 1,5 2,0

Ширина проезда в помещениях для хранения автомобилей определяется из условия въезда автомобиля на место задним ходом, причем расстояние от автомобиля должно быть не менее:

а) до автомобилей, стоящих на соседних местах, или до элементов здания - 0,2 м для автомобилей I категории; 0,3 м для автомобилей II и III категорий и 0,4 м для автомобилей IV категорий;

б) до противоположной границы проезда - 0,7 м для автомобилей I категории; 0.8 м для автомобилей II и III категорий и 1 м для автомобилей IV категорий.

Таблица 2.3 Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и конструктивными элементами здания для автомобиле-мест хранения и ожидания ТО и ТР

Место измерения Нормы расстояний для подвижного состава, м
Категории  
I II и III IV  
От задней стороны автомобилей до стены или ворот при прямоугольной постановке автомобилей 0,5 0,7 0,7  
тоже, при косоугольной расстановке автомобилей 0,5 0,7 0,7  
От продольной стороны автомобиля до стены 0,5 0,6 0,8  
Между продольными сторонами автомобилей 0,5 0,6 0,8  
От продольной стороны автомобиля до колонны или пилястры 0,3 0,4 0,5  
Между автомобилями, стоящими один за другим 0,4 0,5 0,6  
От передней стороны автомобиля до стены или ворот при прямоугольной расстановке автомобилей 0,7 0,7 0,7  
тоже, при косоугольной расстановке автомобилей 0,5 0,7 0,7  
От передней стороны автомобиля до устройства подогрева автомобилей в зимнее время 0,7 0,7 0,7  

Примечания.

1. Нормы расстояний, указанные в таблице 2.3 следует увеличивать для одиночных автомобилей на 0,1 м; для автопоездов и сочлененных автобусов - на 0,2 м.

2. Посты ТО и ТР и автомобиле-места хранения допускается размещать под утлом к оси внутреннего проезда.

3. Хранение прицепов и полуприцепов допускается отцепленными от автомобилей и седельных тягачей.

4. Для хранения автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается увеличение расстояний между продольными сторонами автомобилей до 0,6 - 0,7 м.

Высота помещений для хранения автомобилей определяется высотой наиболее высокого автомобиля плюс 0,2 м, но не менее 2,2 м.

В помещениях для технического обслуживания расстояния между автомобилями принимаются по данным таблицы. 2.4.

Таблица 2.4 Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и конструктивными элементами здания

Место измерения Расстояние, м, не менее
1. Между продольными сторонами АТС:  
а) на постах мойки и уборки
б) на ТО за исключением уборочно-моечных 1,2
2. Между АТС, стоящими один за другим
3. Между АТС и стеной или оборудованием 1,2
4. Между АТС и колонной 0,7
5. Между АТС и наружными воротами, расположенными против поста 1,5

Примечания.

1. Для автомобилей V категории при их ширине более 3 м расстояние, указанное в подпункте а, увеличивается до 0,8 м.

2. При определении ширины проезда необходимо учитывать наличие оборудования, стесняющего въезд автомобилей на пост.

Ширина проезда в помещениях постов обслуживания автомобилей определяется исходя из того, что автомобиль въезжает на пост передним ходом с применением при повороте в проезде заднего хода, причем расстояние от автомобиля должно быть не менее:

а) до автомобилей, стоящих на соседних местах, или до элементов здания – 0,2 м для автомобилей I категории; 0,3 м для автомобилей II и III категории и 0,5 м для автомобилей IV категории;

б) до противоположной границы проездa – 0,7 м для автомобилей I категории; 0,8 м для автомобилей II и III категорий и 1 м для автомобилей IV категорий.

Посты, на которых обслуживание автомобилей производится снизу, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими удобное производство работ (рабочие канавы, подъемники, эстакады).

При параллельном расположении трех или более рабочих канав они должны быть соединены открытой траншеей при тупиковой расстановке автомобилей и туннелями при прямоточной расстановке автомобилей.

Ширина траншей и туннелей должна быть не менее 1 м, если они служат лишь для прохода, и не менее 2м, если в них расположены рабочие места и технологическое оборудование. Высота туннеля от пола до низа выступающих частей перекрытия должна быть не менее 1,9 м.

Траншеи должны быть ограждены металлическими перилами высотой не менее 0,9 м и иметь выходы в помещения. Количество выходов определяется из расчета не более одного выхода на пять рабочих канав. Длина, ширина и глубина рабочих канав определяется в зависимости от конструкции автомобилей и технологического оборудования канав.

В одном помещении допускается размещать посты обслуживания автомобилей или совмещать перечисленные ниже виды работ:

а) посты уборки, мойки, крепежные, смазочные, регулировочные;

б) посты ремонта, крепежные, смазочные и регулировочные;

в) посты ремонта и работы агрегатные и шиномонтажные;

г) работы агрегатные, слесарно-механические, электротехнические и карбюраторные;

д) работы кузнечно-рессорные, сварочные, жестяницкие, медницкие и термические;

е) работы столярно-кузовные, обойные, арматурные и жестяницкие (без примененияогня).

Для аккумуляторных работ должно быть не менее двух помещений: одно для ремонта аккумуляторных батарей, другое для их заряда.

Если площадь помещения менее 10 м2, то заряд аккумуляторных батарей предусматривают в помещении для их ремонта при условии заряда их в вытяжных шкафах.

Площадь производственных и складских помещений определяется исходя из отношения площадей смещений к суммарной площади горизонтальной проекции устанавливаемого на полу технологического оборудования по данным таблицы 2.5 и должна быть не менее 4 м2 на одного работающего.

Таблица 2.5 Отношение площадей помещений к суммарной площади горизонтальной проекции устанавливаемого технологического оборудования

Наименование помещений Отношение
Слесарно-механический, медницко-радиаторный, аккумуляторный, электротехнический, ремонта приборов системы питания, таксометровый, радиоремонтный, обойный, вулканизационный, арматурный, краскоприготовительный, зарядных устройств для электротранспорта, кислотная, компрессорная 3,5-4,0
Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента (участок ОТМ) 4,0-4,5
Сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий, ремонта контейнеров ГАС 4,5-5,0

Высота помещений для постов обслуживания автомобилей определяется высотой наиболее высокого автомобиля плюс 0,2м, но не менее 2,8м, а при наличии на постах подъемников и эстакад расстояние исчисляется от верха поднятого автомобиля или от верхней точки поднятого кузова для автомобилей-самосвалов.

Высота складских помещений от пола до выступающих элементов покрытий или перекрытий должна быть не менее 2,2 м.

Рампы и лифты

Для перемещения подвижного состава в многоэтажных зданиях следует предусматривать рампы или наклонные перекрытия. В зданиях с количеством шесть этажей и более допускается предусматривать лифты. Изолированные рампы должны располагаться у наружной стены здания с естественным освещением и отделяться от производственных помещений и помещений хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа. Проемы в перегородке, отделяющей рампу от помещений хранения и постов ТО и ТР подвижного состава, должны закрываться противопожарными воротами или предусматриваться открытые тамбуры длиной не менее 4 м, оборудованные дренчерными завесами[1] с автоматическим пуском с объемным расходом воды 1 л/с на 1 м2 пола тамбура. Ограждающие конструкции тамбура должны быть противопожарными с пределом огнестойкости 0,75 ч. Допускается устройство неизолированных рамп в следующих случаях:

а) при реконструкции и техническом перевооружении предприятий для всех типов подвижного состава в существующих зданиях I и II степеней огнестойкости со сложившейся конструктивной схемой рамп и устройстве соответствующих противопожарных преград в пределах площади пожарного отсека, указанного в табл.3, при этом площадь пожарного отсека должна определяться как сумма площади этажей, соединенных неизолированными рампами и перекрытиями, и не превышать площади этажа, указанного для одноэтажного здания;

б) в здании до 3 этажей I и II степеней огнестойкости, предназначенного только для хранения легковых автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе, при суммарной площади этажей не более 10400 м2.

Число рамп должно определяться расчетом, исходя из условий эвакуации всех автомобилей из здания в течение 1 ч при движении автомобилей со скоростью 15 км/ч и интервалом между ними 20 м.

При этом тип и число рамп следует принимать при количестве автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого:

до 100 включительно - не менее одной однопутной рампы
свыше 100 до 200 - не менее одной двухпутной рампы
свыше 200 до 1000 - не менее двух однопутных рамп
свыше 1000 - не менее трех однопутных рамп или двух двухпутных рамп

Число лифтов следует принимать из расчета один стационарный лифт на каждые 100 автомобилей, один передвижной лифт на каждые 200 автомобилей, но во всех случаях не менее двух лифтов.

Ограждающие конструкции лифтовых шахт, помещений машинных отделений лифтов, каналов шахт и ниш для прокладки коммуникаций следует проектировать в соответствии со СНиП 2.01.02-85.

При проектировании рамп следует соблюдать следующие нормы:

- продольный уклон закрытых прямолинейных рамп по оси полосы движения должен быть не более 18%, криволинейных рамп - не более 13%, продольный уклон открытых, не защищенных от атмосферы осадков, рамп - не более 10%;

- поперечный уклон виражей криволинейных и прямолинейных рамп должен быть не более 6%;

- сопряжение рамп с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола должно быть не менее 0,1 м;

- с обеих сторон проезжей части рамп должны предусматриваться колесоотбойные устройства (барьеры) высотой 0,1 м и шириной 0,2 м; средний барьер, разделяющий проезжие части двухпутной рампы, должен иметь ширину не менее 0,3 м;

- на рампах с пешеходным движением вместо одного колесоотбойного устройства (барьера) должен предусматриваться тротуар шириной не менее 0,8 м, на криволинейных рампах тротуар должен располагаться с внутреннем стороны;

- расстояние от пола проезжей части рампы до выступающих строительных конструкций или до подвесного оборудования должно быть не менее чем на 0,2 м больше высоты наиболее высокого подвижного состава, но не менее 2 м.

Наклонные междуэтажные перекрытия должны иметь уклон не более 6%.

Планировочные параметры постов мойки, ТО и ТР

Количество постов мойки рекомендуется определять из условия, что мойкой в течение суток пользуется около 10% автомобилей от общей вместимости автостоянки для постоянного хранения и около 5% автомобилей от общей вместимости стоянки для кратковременного хранения. Необходимо учитывать:

- пропускную способность моечных постов (при ручной шланговой мойке - 5-6 автомашин в час, при механизированной - 10-12 автомашин в час);

- время возврата автомобилей на автостоянку - примерно через 4 часа.

В автостоянках для индивидуальных владельцев (с закрепленными автомобиле-местами) рекомендуется предусматривать на 100 и более (до 200 включительно) автомобиле-мест 1 пост ТО (ТР) и по 1 посту на каждые последующие полные и неполные 200 автомобиле-мест.

Планировку постов мойки, ТО и ТР автомобилей в составе автостоянки следует выполнять с учетом параметров, приведенных в таблицах.2.2, 2.3 и 2.4 настоящего пособия.

Высоту помещений постов ручной шланговой мойки автомобилей, а также постов ТО и ТР напольных и оборудованных смотровыми канавами следует принимать не менее 2,5 м в чистоте. При оборудовании моечных постов механизированными щеточными установками, высоту помещений следует принимать не менее 3,6 м в чистоте.

Размеры осмотровых канав рекомендуется проектировать с учетом следующих требований:

- длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть более габаритной длины обслуживаемого автомобиля (но не менее 5м);

- ширина осмотровой канавы должна устанавливаться исходя из размеров колеи автомобиля с учетом устройства наружных реборд (0,9 м для легковых автомобилей, также для автобусов особо малого класса);

- рекомендуемая глубина осмотровой канавы - 1,5 м.

На въездной части осмотровой канавы целесообразно предусматривать рассекатель высотой 0,15м.

Для входа в осмотровую канаву рекомендуется предусматривать лестницы шириной не менее 0.7м.

Входы в осмотровые канавы не следует располагать под автомобилями и на путях движения и маневрирования автомобилей, рекомендуется также устройство ограждения указанных входов перилами высотой 0,9 м.

На тупиковых осмотровых канавах целесообразно предусматривать устройства упоров для колес автомобилей.

В осмотровых канавах желательно устройство ниш для размещения светильников и розеток для включения переносных ламп напряжением 12В.

Ворота

Количество наружных ворот в помещениях для хранения или постов обслуживания автомобилей, расположенных в первом или цокольном этаже, принимается согласно таблицы 2.6.

При количестве автомобилей более 50 к количеству ворот, указанному в последней строке таблицы, добавляют одни ворота на каждые 50 автомобилей.

Таблица 2.6 Количество наружных ворот в помещениях для хранения и ТО

Количество АТС в помещении, не менее Количество наружных ворот
До 10
От 11 до 25
От 26 до 50

Примечания.

1. При возможности выезда автомобилей наружу через смежные помещения количество наружных ворот может быть уменьшено на одни ворота, кроме помещений для хранения до автомобилей.

2. При размещении помещений для хранения или постов обслуживания автомобилей на втором и выше этажах к количеству ворот, указанному в таблице, добавляют одни ворота на каждую однопутную рампу или на каждую полосу движения двухпутной рампы.

2.1.6 Противопожарные требования

При проектировании предприятий необходимо учитывать противопожарные требования согласно Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) [12]. Здания и сооружения в зависимости от предела огнестойкости отдельных их частей разделяются по пожарной опасности на пять степеней. В зданиях I и II степеней огнестойкости все части несгораемые. В зданиях III степени огнестойкости междуэтажные чердачные перекрытия и перегородки могут быть трудносгораемыми, совмещенные покрытия — сгораемыми, все прочие части здания — несгораемыми. В зданиях IV и V степеней огнестойкости, кроме «брандмауэров» все части здания могут быть трудносгораемыми исгораемыми. Требуемая степень огнестойкости здания обусловливается пожарной опасностью (категорией) производственных процессов проектируемого предприятия.

Все виды производств по степени их пожарной опасности разбиваются на пять категорий (А, Б, В, Г и Д) и применительно к автотранспортным предприятиям приведены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 Классификация помещений по категории пожарной опасности

Категория Наименование помещений
А Малярное отделение, склад лакокрасочных материалов, помещение для заряда аккумуляторных батарей
Б Склад топливо-смазочных материалов (со вспышкой от 28 до 120оС)
В Помещение для хранения автомобилей, кузовное, обойное и шиномонтажное отделения, склад топливо-смазочных материалов (вспышка выше 20оС), шин, материалов и запасных частей, если они хранятся в упаковке, деревянной таре и т.д.
Г Кузнечно-рессорное, сварочное и жестяницкое отделения
Д Помещение для постов ТО, слесарно-механическое и электромеханическое отделения, компрессорная и склад запасных частей

Степень огнестойкости одноэтажных зданий с помещениями, предназначенными для хранения или технического обслуживания автомобилей, должна быть не менее указанной в таблице 2.8.

Таблица 2.8 Огнестойкости одноэтажных зданий для хранения или ТО

Количество автомобилей в помещении для хранения Количество постов для обслуживания автомобилей Степень огнестойкости здания или его части
Более 100 Более 30 II
От 51 до 100 От 11 до 30 III
От 21 до 50 10 и менее IV
20 и менее   V

На открытых площадках автомобили должны храниться группами при количестве автомобилей в одной группе не более 200. Противопожарный разрыв между группами должен быть не менее 20 м.

Противопожарные разрывы от площадок для открытого хранения автомобилей до производственных зданий и сооружений промышленных предприятий принимают: не менее-15 м до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости; не менее 20 м до зданий и сооружений III, IV и V степеней огнестойкости.

Отопление и вентиляция

Здания автотранспортных предприятий должны быть оборудованы центральным отоплением от теп­лосети или собственной котельной. В качестве теплоносителя для отопления и вентиляции применяется перегретая вода с температурой до 150° С, а для производственного пароснабжения - пар давлением 0,4-0,5 МПа. Температура нагревательных приборов в административно-конторских помещени­ях допускается не выше 95°С. Расчетные температуры воздуха помещений для хранения и обслуживания автомобилей, а также некоторых складских помещений следует принимать по данным таблицы 2.9.

Таблица 2.9 Расчетные температуры воздуха помещений

Наименование помещений Расчетная температура воздуха, оС
Помещения для хранения автомобилей
Помещения для обслуживания автомобилей
Помещения для хранения запасных частей, инструментов, масел, обтирочных материалов

Отопление помещений для хранения и обслуживания автомобилей следует предусматривать воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией.

В остальных производственных помещениях для отопления предусматривают установку местных нагревательных приборов.

При расчете отопления помещений для хранения и технического обслуживания автомобилей следует учитывать также расход тепла на обогревание холодных автомобилей, въезжающих в помещения. Продолжительность обогревания автомобилей в помещении следует принимать:

Для легковых автомобилей ………………………………… 1 час
Для грузовых автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями …………………………...   2 часа
Для грузовых автомобилей и автобусов с дизельными двигателями ………………………………………………….   3 часа

Воздушные или воздушно-тепловые завесы у наружных ворот следует предусматривать в помещениях для хранения более 15 автомобилей и в отделениях для обслуживания и ремонта автомобилей с количеством рабочих постов более 5.

Вентиляция предусматривается во всех помещениях предприятия независимо от степени загрязнения воздуха. Вентиляция может быть естественной или искусственной, последняя осуществляется при помощи местных отсосов и вытяжных и приточных агрегатов. Воздух, удаляемый общеобменной вытяжной вентиляцией и местными отсосами, должен возмещаться приточными системами. В целях наилучшего использования объема здания рекомендуется вентиляционные камеры располагать на антресолях с таким расчетом, чтобы максимальная протяженность воздуховодов не превышала 40—50 м. В помещениях технического обслуживания и хранения автомобилей применяют общеобменную вентиляцию, при этом приточный воздух подается в помещения технического обслуживания рассредоточение в рабочую зону, а в помещении хранения - сосредоточенно сверху вниз. Воздух из помещений хранения автомобилей следует удалять из верхней и нижней зон помещений, а из помещений постов обслуживания автомобилей - только из верхней зоны.

На постах, предназначенных для проверки состояния и регулировки, двигателей, должны предусматриваться местные отсосы отработавших газов. Воздух, удаляемый из помещений для окраски автомобилей с применением пульверизации, перед выбросом его наружу должен очищаться в гидравлических фильтрах.

Водоснабжение и канализация

Автотранспортные предприятия должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и производственным водопроводами. Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды принимают из расчета 45 л на одного человека в смену, работающего в тепловых участках, и 25 л на одного человека, работающего в остальных помещениях, при коэффициенте часовой неравномерности водопотребления 2,5—3. Расход воды на душ принимают из расчета 500 л/ч на одну душевую сетку, а на умывальники – 180-200 л/ч на кран. Расход на производственные нужды определяют суммированием расходов воды отдельными потребителями с учетом одновременности их работы. Количество воды на мойку одного автомобиля приведено в таблице 2.10.

Таблица 2.10 Расчетный расход воды на мойку одного автомобиля

Тип АТС Ручная мойка, л Автоматическая мойка, л
Легковой 500-700 1000-1500
Грузовой 700-1000 1500-2000

В целях сокращения расхода воды на мойку автомобилей следует рекомендовать оборотное водоснабжение. Расход воды для котельной определяют по паспортным данным и продолжительности работы котлов. Водоснабжение для пожаротушения должно осуществляться от наружных пожарных гидрантов или из водоемов.

В предприятиях сферы сервиса транспортных средств обычно предусматриваются две самостоятельные системы канализации: производственная и хозяйственно-фекальная. Производственные сточные воды, содержащие песок, грязь, топливо и смазочные материалы, перед спуском в канализационную сеть должны подвергаться очистке в грязеотстойниках и топливомаслоуловителях, размещаемых, как правило, вне здания. Предприятия, находящиеся в городской черте, должны оснащаться системами оборотного водоснабжения.

Электроснабжение

Для освещения используют люминесцентные лампы, так как они наиболее экономичны как с точки зрения потребления энергии, так и срока службы светильников. В больших цеховых зданиях и помещениях зарекомендовали себя ряды люминесцентных ламп в качестве осветительных полос. По своему характеру этот тип освещения наиболее приближается к спектру дневного света.

Для каждого места производится расчет освещенности в пределах значений 300— 500 люкс на высоте 1 м над полом ПАС.

Минимальные рекомендуемые значения освещенности для отдельных участков следующие:

Выставочные помещения ……………………… от 300 до 500 лк
Офисы …………………………………………... 500 лк
Мастерские ……………………………………... 400 лк
Склад запчастей ………………………………... 300 лк

Помещения для хранения машин, складские помещения, а также другие помещения, постоянного пребывания работников в которых не требуется, могут быть без естественного освещения.

Окна, обращенные на солнечную сторону, должны быть оснащены устройствами, обеспечивающими защиту от прямых солнечных лучей.

Не допускается загораживать окна и другие световые проемы материалами, оборудованием и т. п.

Световые проемы верхних фонарей должны быть застеклены армированным стеклом или под фонарем должны быть подвешены металлические сетки для защиты от возможного выпадения стекол.

Очистка от загрязнений остекления светопроемов и фонарей должна проводиться регулярно, при значительном загрязнении - не менее 4 раз в год, а при незначительном - не менее 2 раз в год.

Помещения и рабочие места должны обеспечиваться искусственным освещением, достаточным для безопасного выполнения работ, пребывания и передвижения людей в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил.

Для электропитания светильников общего освещения в помещениях применяют, как правило, напряжение не выше 220 В. В помещениях без повышенной опасности указанное напряжение допускается для всех стационарных светильников независимо от высоты их установки.

В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных при установке светильников напряжением 220 В общего освещения с лампами накаливания и газоразрядными лампами на высоте менее 2,5 м необходимо применять светильники, конструкция которых исключает возможность доступа к лампе без применения инструмента. Электропроводка, подводимая к светильнику, должна быть в металлических трубах, металлорукавах или защитных оболочках. Кабели и незащищенные электропровода можно использовать лишь для питания светильников с лампами накаливания напряжением не выше 50 В.

Светильники с люминесцентными лампами напряжением 127—220 В допускается устанавливать на высоте менее 2,5 м от пола при условии недоступности их токоведущих частей для случайных прикосновений.

Для местного освещения рабочих мест следует использовать светильники с непросвечивающими отражателями. Конструкция светильников местного освещения должна предусматривать возможность изменения направления света.

Для электропитания светильников местного стационарного освещения должно применяться напряжение: в помещениях без повышенной опасности - не выше 220 В, а в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных - не выше 50 В.

Штепсельные розетки напряжением 12—50 В должны отличаться от штепсельных розеток напряжением 127—220 В, а вилки 12—50 В не должны подходить к розеткам 127—220 В.

При использовании для общего и местного освещения люминесцентных и газоразрядных ламп должны быть приняты меры для исключения стробоскопического эффекта.

В помещениях сырых, особо сырых, жарких и с химически активной средой применение люминесцентных ламп для местного освещения допускается только в арматуре специальной конструкции.

Освещение осмотровых канав светильниками напряжением 127—220 В допускается при соблюдении следующих условий:

- вся электропроводка должна быть внутренней (скрытой), имеющей надежную электро- и гидроизоляцию;

- осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электро- и гидроизоляцию;

- светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой;

- металлические корпуса светильников должны заземляться (зануляться).

Аварийное освещение должно обеспечивать необходимую освещенность для продолжения работ или безопасного выхода людей из помещений при внезапном отключении рабочего освещения. Светильники аварийного освещения должны присоединяться к электросети, независимой от рабочего освещения, автоматически включаться при внезапном выключении рабочего освещения.

В помещениях для хранения машин, работающих на газе, а также в помещениях для их технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния должно предусматриваться аварийное освещение в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

В этих помещениях электропитание аварийной вентиляции, аварийного освещения, а также системы контроля газовой среды должно предусматриваться по первой категории надежности электроснабжения.

Для электропитания переносных светильников в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных необходимо применять напряжение не выше 50 В.

При наличии особо неблагоприятных условий, когда опасность поражения электрическим током усугубляется теснотой, неудобным положением работника, соприкосновением с заземленными (запуленными) поверхностями (работа в котлах, емкостях и т. п.), для питания переносных светильников применяют напряжение не выше 12 В.

Во взрывоопасных помещениях должны применяться светильники во взрывозащищенном исполнении, а в пожароопасных - светильники во влагонепроницаемом и пыленепроницаемом, закрытом исполнении.

Наши рекомендации