Что, на ваш взгляд, должно быть приоритетным в коррекционно-логопедической работе с ребенком?
- развитие коммуникации в процессе взаимодействия со взрослым;
- выработка побуждения к речи;
- развитие понимания речи ;
- формирование пассивного словарного запаса;
- формирование активного словаря;
- развитие интонационно-выразительных
- средств общения;
- развитие мимики и пантомимики;
- постановка дыхания;
- коррекция звукопроизношения;
- ___________________________________
- ___________________________________
- ___________________________________
- ____________________________________
Фразы.
Пожалуйста, отметьте фразы, которые, как вам кажется, ребенок понимает.
□Беги к маме. □ Не трогай! □ Брось мячик.
□Нельзя! □Встань. □Обними маму.
□Выплюнь это. □Осторожно. □Дай это маме.
□Открой рот. □Держись крепче. □Помаши ручкой.
□Идем спать. □Пора спать. □Иди сюда.
□Посмотри. □Не делай этого! □Похлопай в ладоши.
□Помоги мне □Молодец! □Поцелуй маму.
□Хочешь еще?(Еще?)□Прекрати! □Хочешь кушать?
□Сядь! □Хочешь покататься? □Тихо!
□Устал? □Хочешь спать? □Положи на стол.
Ниже представлен список типичных слов из детского словаря.
Слова, которые ваш сын (дочь) понимает, но еще не произносит, отметьте галочкой в первом столбике (например, птичка □□)
Слова, которые ваш ребенок не только понимает, но и умеет произносить сам, отметьте галочкой во втором столбике (птичка □□)
Если ребенок вместо слов использует звукоподражания, напишите их, пожалуйста, рядом со словами(птичка — пи-пи, упал — бах).
Звукоимитации и звукоподражания.
(голоса животных и птиц - 16)
Понимает говорит сам(сама)
ав-ав □□ иа-иа □□ кря-кря □□ мяу □□
бе-е-е □□ (и -) го-го□□ ку-ка-ре-ку □□ пи-пи □□
га-га □□ ко-ко □□ ку-ку □□ хрю-хрю □□
з-з-з-□□ кар-кар □□ кап-кап □□ р-р-р □□
Дополнительно________________________________________________________________
(звуки машин, инструментов, часов — 8)
би-би □□ ту-ту-у □□ тук-тук □□ тик-так□□ чик-чик□□
бам-бам□□ динь-динь□□ вжик-вжик□□ чух-чух□□
Дополнительно________________________________________________________________
(плач ребенка, ауканье, восклицание и эмоциональные возгласы людей - 9)
а-а □□ алло □□ ой □□ брысь!□□ фу!□□
ау □□ ах □□ ха-ха □□ тс!□□
Дополнительно________________________________________________________________
Звукоподражания занимают важное место в первых детских словах – это обязательный речевой этап в речевом развитии ребенка. Если ваш малыш использует мало подобных «слов» обратите внимание на то, насколько часто вы сами используете эти слова в общении с ними.
Имена животных, птиц, насекомых (реальных и игрушечных) — 36
Понимание тех слов, которые ребенок еще не произносит сам можно проверить, обратившись к нему с просьбой показать на картинке или принести игрушку (предмет).
белка □□ корова □□ муха □□ рыба □□
волк □□ кошка □□ мышка □□ слон □□
гусь □□ кукушка □□ обезьяна □□ собака □□
ёжик □□ курочка □□ олень □□ сова □□
жираф □□ лев □□ оса □□ тигр □□
жук □□ лиса □□ ослик □□ утка □□
зайка □□ лошадка □□ пони □□ хрюша □□
змея □□ лягушка □□ птичка □□ цыпленок □□
коза □□ мишка □□ рак □□ щука □□
Дополнительно (+персонажи мультфильмов)__________________________________
_________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Транспорт (реальный и игрушечный) — 9
автобус □□ коляска □□ мотоцикл □□
велосипед □□ машина □□ поезд □□
грузовик □□ метро □□ самолет □□
Дополнительно________________________________________________________________
Игрушки — 15
Шарик (воздушный) □□ книжка □□ карандаш□□ пирамидка□□
ведерко □□ кубик □□ лопатка□□ пузыри(мыл.)□□
дудочка □□ кукла □□ мячик□□ санки □□
колокольчик □□ колечко □□ колесико□□
Дополнительно________________________________________________________________
Продукты питания, напитки -55
ананас □□ картошка □□ макароны □□ сок □□
апельсин □□ каша □□ мандарин □□ сосиски □□
арбуз □□ кекс □□ масло □□ суп □□
банан □□ кефир □□ молоко □□ сушки □□
борщ □□ колбаса □□ морковка □□ сыр □□
варенье □□ компот □□ мясо □□ творожок □□
виноград □□ конфета □□ огурец □□ торт □□
вода □□ косточка □□ печенье □□ хлеб □□
горошек □□ кофе □□ помидор □□ чай □□
грибы □□ котлета □□ пряник □□ щи □□
груша □□ крекер □□ пирожок □□ яблоко □□
изюм □□ курица □□ рыба □□ яйцо □□
йогурт □□ кукуруза □□ сахар □□ ягода □□
капуста □□ лук □□ слива □□
Дополнительно________________________________________________________________
Подчеркните в анкете любимую еду вашего ребенка.
Одежда, детали одежды -32
ботинки□□ кофта□□ платок□□ тапочки□□
брюки □□ куртка □□ плащ □□ трусы □□
варежки □□ майка □□ пуговица □□ туфли □□
джинсы □□ носки □□ рубашка □□ фартук □□
карман □□ пальто □□ сапожки □□ халат □□
кепка □□ памперс □□ сандалии □□ шапка □□
колготки □□ пижама □□ свитер □□ шарф □□
комбинезон□□ платье □□ слюнявчик□□ юбка □□
Дополнительно________________________________________________________________
Подчеркните в анкете только ту одежду, которую ваш ребенок помогает вам снимать с себя при раздевании или пытается надевать/надевает самостоятельно.
Часто ли вы привлекаете ребенка к участию в процессе одевания/раздевания? Обращаетесь ли вы к нему в тот момент с просьбой о помощи? («Где другой носочек?») ,комментируете ли вы свои действия («Вот штанишки. Вот шапочка» «Сейчас наденем тебе штанишки, снимем тапочки» и т.д. ) Такие слова, как «юбка», «платье», «фартук» мальчики вправе не знать. Название деталей одежды («карман», «молния») ребенку важно понимать, а не произносить самостоятельно.
Части тела — 20
волосы □□ животик □□ нога □□ пятка □□
глаза □□ зубы □□ нос □□ рука □□
голова □□ коленка □□ пальчик □□ ухо □□
грудь □□ ладошка □□ пупок □□ щека □□
губы □□ лицо □□ попа □□ язык □□
Попросите вашего ребенка показать эти части тела и подчеркните в анкете те из них, которые он показал (на себе или на вас)
Наиболее просто показать такие части тела как нога, рука, пальчик.
Детали лица лучше попросить показать на маме, а только потом на себе. Сложнее со словами «грудка», «пяточка», «коленка». Малыш чаще выполняет действия, связанные с частями тела, чем знает их названия. Поэтому, чтобы не ошибиться в том, действительно ли ваш малыш знает названия этих частей тела, проверьте понимание этих названий несколько раз в различных ситуациях. «Покажи ладошку», «Похлопай в ладошки», «Садись к маме на коленки», «Согни коленку» - подберите разнообразные инструкции, исходя из реального опыта общения с ребенком.
В целом усвоение слов из этого раздела во многом зависит от того, как родители разговаривают с ребенком, насколько часто называют и показывают части тела.