Строительные краны. классификация. основные параметры

Краны представляют собой грузоподъемные машины цикличного действия, предназначенные для перемещения грузов, как в вертикальном, так и в горизонтальном ТРН2601направлении. Для подъема груза они могут оснащаться сменными грузозахватными рабочими органами в виде крюковой обоймы (крюка), грейфера, магнитной шайбы и т. д. Преимущественное применение получили крюковые обоймы (крюки).

При строительстве магистральных трубопроводных систем при­меняются самоходные краны, передвигающиеся по специально монтируемым на строительной площадке рельсовым путям, а так­же оснащенные гусеничным и колесным движителем. Особо ши­роко распространены краны, монтированные на автомобилях обычной и повышенной проходимости.

Грузоподъемность Q — наибольшая допустимая масса груза, на подъем которого рассчитан кран. Поскольку краны имеют пере­менный вылет, грузоподъемность устанавливается в зависимости от вылета, исходя из условий прочности конструкции и устойчи­вости крана.

Рис. 4.2. Графики грузоподъемности (—) и высоты (- -) подъема крюка авто­мобильного крана грузоподъемностью 16 т при стрелах длиной:

1—10 м на выносных опорах; 2— 14 м на выносных опорах; 3— 18 м на выносных опо­рах; 4 — 22 м на выносных опорах; б — 10 м без выносных опор; 6— 14 м без выносных опор; 7—18 м без выносных опор; 8— 14 м с гуськом на выносных опорах; 9— 18 м -с гуськом на выносных опорах; 10 — 22 м с гуськом на выносных опорах

Высота подъема Н — расстояние по вертикали от уровня сто­янки крана до грузозахватного органа (центра зева крюка), на­ходящегося в крайнем верхнем рабочем положении.

Глубина опускания h — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа (центра зева крюка), находящегося в крайнем нижнем положении.

Башенные краны

Башенным краном называют поворотный кран со стрелой, за­крепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Вследствие Г-образной компоновки кран этого типа полностью охватывает строящееся здание, обеспечивая подачу материалов и оборудования в любую его точку (рис. 3).

Рис. 3. Общий вид башенного крана:

1 — ходовая тележка; 2 — поворотная платформа; 3 — башня; 4 — стрела; 5 — противовес

Стреловые самоходные краны

Стреловые самоходные краны представляют собой стреловое крановое оборудование (чаще всего полноповоротного типа), смонтированное на самоходном гусеничном или пневмоколесном ходу.

По типу ходового оборудования краны классифицируют на гусеничные и пневмоколесные.

Управление крановыми механизмами осуществляется из ка­бины машиниста, расположенной на поворотной платформе, а их привод — от двигателя автомобиля. При включении транс­миссии крановых механизмов трансмиссия автомобиля от­ключается.

Все большее распространение получают автокраны с много­моторным приводом крановых механизмов. Им свойственны сле­дующие преимущества: способность совмещать любые рабочие операции, обеспечение малых скоростей посадки груза, простота и легкость управления краном.

В качестве приводных индивидуальных двигателей применя­ются электро - и гидродвигатели.

Дополнительные характеристики:

- основная стрела крана (14м) удлиняется решетчатыми вставками длиной 2,5; 5 и 8,75м до 32,75м с помощью пальцевых безрезьбовых соединений;

- для увеличения высоты подъема и подстрелового пространства кран может комплектоваться: решетчатым гуськом длиной 5м (Hmax = 36м)

- возможно передвижение крана с грузом;

Краны-трубоукладчики..

Трубоукладчиком называется самоходная грузоподъемная машина, способная перемещаться с грузом на крюке и служащая для подъема и укладки трубопровода в тран­шее, а также для выполнения различных грузоподъемных и мон­тажных работ (погрузка и разгрузка труб и плетей, центровка труб при сварке и пр.). Основное назначение трубоукладчика — сопровождение очистных и изоляционных машин и укладка изо­лированного трубопровода в траншею. Рабочими движениями трубоукладчика- являются подъем и спуск груза, перемещение тру­боукладчика вместе с грузом и изменение вылета стрелы с грузом. Надежное сцепление гусениц с грунтом в сочетании с большим тяговым усилием позволяет использовать трубоукладчик в каче­стве тягача.

Трубоукладчик состоит из базовой машины и навесного обо­рудования. В состав базовой машины (базы) входит двигатель, трансмиссия, ходовая часть и нижняя рама (шасси) трубоукладчика. Навесное оборудование включает стрелу, верхнюю раму (портал), блочно-талевую систему с крюком, контргруз и лебедку.

База трубоукладчика. Трубоукладчики создаются как на базе серийных гусеничных тракторов без существенного изменения их конструкции Технико-эксплуатационные по­казатели трубоукладчиков, основными из которых являются гру­зовая, собственная и продольная устойчивость, тяговое усилие, удельное давление на грунт, масса и некоторые другие.

Навесное оборудование трубоукладчика состоит из верхней рамы, стрелы лебедки с трансмиссией, блочно-талевой системы с грузовым и стреловым полиспастами и крюком, контргруза с ме­ханизмом откидывания его и гидросистемы.

Верхняя рама представляет собой пространственную сварную ферму, которая крепится к рамам тележек и раме трактора бол­тами и служит основанием для установки ТРН2601навесного оборудова­ния.

Стрела трубоукладчика — А-образная сварная, состоит из двух балок (подкосов) коробчатого сечения, соединенных в верхней и нижней частях поперечными связями. Расположение стрелы — боковое, что диктуется технологией производства работ. На стреле уста­навливается указатель грузоподъемности, показывающий водителю, какой максимальный груз можно поднимать на данном вы­лете стрелы (крюка).

Контргруз (противовес) служит для увеличения устойчивости трубоукладчика при подъеме груза, располагается с правой сто­роны трубоукладчика и выполняется в двух вариантах: неподвиж­ном — в трубоукладчиках, предназначенных для укладки трубо­проводов малых диаметров, и откидном — для более мощных трубоукладчиков. Откидывание контргруза и возвращение его в исходное положение производятся гидроцилинд­ром, который шарнирно крепится к верхней раме трубоукладчика.

Лебедка трубоукладчика служит для подъема груза и измене­ния вылета (наклона) стрелы. Имеет два барабана, сидящих на одной оси. Один барабан пред­назначен для навивки грузового каната, другой — стрелового.

Все трубоукладчики оснащены указателем грузового момента, обеспечивающим контроль изменения его величины, и прибором контроля нагрузки, что позволяет автоматически поддерживать на­грузку на крюке в заданном диапазоне при работе трубоукладчика в составе изоляционно-укладочной колонны. Указатель грузового момента предназначен для предотвращения опрокидывания трубо­укладчика и позволяет надежно работать машине на характеристи­ках в режиме крана и трубоукладчика.

• Основными техническими показателями трубоукладчика являются максимальная грузоподъемность и максимально допустимый грузовой момент, гарантируемый устойчивостью трубоукладчика. Необходимая грузоподъемность трубоук­ладчика ТРН2601определяется диаметром укладываемого трубопровода, высотой его подъема, взаимным расположением (расстановкой) машин, зависящим от способа производства изоляционно-укладочных работ.

• Другой важный показатель трубоукладчика — максимально допустимый грузовой момент — характеризует возможный вылет при работе с данным грузом или максимальный груз при работе с данным вылетом. Этот показатель равен произведению, максимально допустимых величин вылета стрелы и веса груза на этом вылете.

• Важным условием надежной работы трубоукладчика является обеспечение его устойчивости, т. е. способность работать без оп­рокидывания. Различают: грузовую, собственную и продольную устойчивость трубоукладчика. Под грузовой понимают устойчивость против опрокидывания, в сторону стрелы (груза), под собственной — в сторону контргруза, а под продольной — взад или вперед по ходу. Показателем этого важного параметра является коэффициент запаса устойчивости.

Наши рекомендации