Кинологический центр (КЦ) Московского метрополитена
В июне 2003 года на Московском метрополитене была создана кинологическая служба. По информации официального сайта метрополитена, в составе подразделения около 70 собак – лабрадоры, немецкие овчарки и спаниели.
При этом директор КЦ Владимир Алешкин в интервью Интернет-ресурсу Infox.ru в марте 2010 года рассказал, что в центре собак значительно меньше: 21 собака работает по взрывчатке, и семь – по наркотикам. Учитывая, что в московском метрополитене 185 станций собак явно не достаточно.
Взрывозащитная камера
Взрывозащитная камера установлена на каждой станции метро. Она используется в случае обнаружения на станции подозрительных предметов. Обнаружив в поезде или на станции такой предмет, необходимо сразу сообщить о нем постовому милиционеру. Тот должен проверить находку металлоискателем, и, если она вызывает сомнения, помещает ее во взрывозащитную камеру до приезда кинологов со специально обученными на взрывчатку собаками. Если взрыв и произойдет, то камера примет удар на себя и никто не пострадает. [2]
Какие меры по улучшению безопасности предпринимаются в других метро мира?
Санкт-Петербург, Россия.
На сегодняшний день видеонаблюдением в метро обеспечены 52 из 64 станций, 1450 вагонов, 3 депо из 5. 16 станций оборудовано стендами тревожной информации, через которые поступает до 300 сигналов в день.
В петербургском метро wi–fi тестировали еще в 2007 году. Но в итоге проект не получил продолжения. "Метрополитен — место интенсивного передвижения, и любое скопление людей — это не основная роль метрополитена", — объяснила пресс–секретарь метрополитена Петербурга Юлия Шавель. По ее словам, лишнее скопление людей нежелательно с точки зрения безопасности. Кроме того, wi–fi может помешать работе оборудования метрополитена.[3]
На 14 станциях метро в Санкт-Петербурге создаются зоны безопасности. Такие зоны имеют набор оборудования, включая рамки-металлодетекторы, взрывозащитные контейнеры и другое оборудование, но сейчас это минимальное количество средств безопасности, полный объем необходимых технических средств в настоящее время имеется в зоне безопасности станции «Ладожская».[4]
Система двойных синхронизированных дверей (на платформе и в вагоне) признана одной из самых эффективных в области безопасности метрополитена. Она надежно предотвращает падение пассажиров на рельсы и проникновение их в тоннели. Сейчас двойные двери установлены на станции «Гостиный двор», «Петроградская» и другие.
Екатеринбург, Россия.
В екатеринбургском метро на двух станциях в тестовом режиме заработала система видеонаблюдения за пассажирами с функцией распознавания лиц, совмещенная с системой радиационного контроля. Решение позволяет пресечь попытки проноса радиоактивных материалов на станции метро. Если система при прохождении пассажиром турникета обнаруживает повышенный уровень радиации, то она подает сигнал, а система видеонаблюдения "захватывает" лицо человека, на которого произошло срабатывание. Сотрудники охранной службы метрополитена или полиции могут задержать пассажира или отследить его. Во внедренном решении используется программное обеспечение от российской компании ITV, позволяющее распознавать лица людей.[5]
Казань, Россия.
Казанское метро по уровню безопасности лучшее в России, заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин, совершив в июле поездку по трем станциям. "Казань первой приобрела поезд с повышенной системой безопасности. В России, к сожалению, пока нет таких поездов. Немаловажную роль в оснащении Казанского метро играют системы интеллектуальной инженерии. Безопасность движения пассажиропотока организована с помощью систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и контроля доступа, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а также уникального комплекса обнаружения взрывчатых и наркотических веществ.[6]
На данный момент две из семи действующих станций казанского метрополитена по уровню своей технической оснащенности являются показательными в сфере обеспечения безопасности. Здесь применены самые современные технологии и оборудование, станции оснащены не только традиционными металлорамками, техникой для досмотра багажа, кнопками вызова полиции и МЧС, но и рентгенустановками, датчиками, реагирующими на отравляющие вещества и радиацию, взрывозащитными контейнерами, работает кинологическая служба отдела милиции на казанском метрополитене. Также в казанском метро работает единственный в России объединенный центр управления. Он координирует работу диспетчеров на станции и экстренных служб.
Из своего опыта могу сказать, что в Казани метро действительно безопаснее. Возможно, это связано с тем, что в нем всего одна линия, но факт есть факт. Во-первых, поезда метро ездят намного медленнее и плавнее московских. Во-вторых в вестибюлях ведется видеонаблюдение и если пассажир заходит за линию безопасности, его сразу же предупреждает дежурный диспетчер. Также всех людей с большим багажом досматривают в обязательном порядке. Еще один плюс казанского метро-это объявление станций на трех языках: русском, татарском и английском.
Дубай, ОАЭ
"Всего несколько преступлений и незначительные нарушения норм поведения были зарегистрированы на поездах и станциях дубайского метро с момента его открытия. В метро дежурят специально обученные сотрудники дубайской полиции. Они хорошо подготовлены и готовы справиться со многими угрозами если они появятся", - сказал Аднан аль Хаммади, генеральный директор дубайского метрополитена. Всего пара случаев краж и несколько драк были зарегистрировано за все время работы метро, добавил он.
Столь низкий уровень нарушений правил пользования метро, безусловно, делает дубайский метрополитен одним из самых безопасных в мире.
Штрафы в метро начинаются от 100 дирхамов (US$ 27) за неприличное поведение, еду или питье в вагоне и 2 000 дирхам (US$ 548) придется заплатить за нажатие аварийной кнопки.
Помимо сотрудников полиции, дежурящих на станциях, в метро установлено 3000 камер видеонаблюдения, которые следят за каждой станцией и составом. Специально обученный персонал, в основном женщины, готовы помочь в любой ситуации, которая может возникнуть.[7]
Шанхай, Пекин, Китай.
В Китае решают проблему безопасности немного иначе: на каждой станции, близко ко входу, стоит пункт проверки, где багаж и ручная кладь просвечиваются. Никого из пассажиров это не напрягает, а успокаивает.
На метро в Шанхае и Пекине можно въехать в здание вокзала и аэропорта, и по эскалатору подняться прямо в зал отправления или прибытия. Пожарная безопасность предусмотрена в усиленном варианте. В метро действует система видеонаблюдения. В Шанхае и новых линиях метро в Пекине пути закрыты стеклянной стеной. Идет двойное открывание: сначала проход в защитной стене, а потом дверь вагона. Доступ пассажира к путям перекрыт наглухо.[8]
Токио, Япония
В марте 1995 года сразу на нескольких станциях токийского метро члены религиозной секты «АумСенрике» («AUM Shinrikyo») распылили ядовитый газ.В итоге после атаки религиозных фанатиков в токийском метро началась тотальная установка различного оборудования, которое бы обеспечивало безопасность пассажиров, но существенно не влияла бы на их привычное перемещение по вокзальным комплексам и прочим инфраструктурным объектам.
Так, метро было полностью оборудовано системой видеонаблюдения — было установлено несколько тысяч камер, а также едиными ситуативными центрами, куда поступает информация как с видеокамер, так и от работающих на станции представителей полиции. Также были заменены старые камеры более новыми, меньшими по размеру и с лучшим качеством передаваемого изображения. В довершение к этому компания стала использовать новые вагоны скоростных поездов «синкансэн», оборудованные камерами безопасности.
Среди новых разработок в области технологий обеспечения безопасности следует отметить установку в токийском метро систем резерва чистого воздуха, который в случае повторения подобной ситуации с помощью электронных систем управления может быть направлен на зараженные участки. Аналогичными устройствами оборудованы и крупнейшие вокзалы.
События 1995 года привели к тому, что на всей железнодорожной инфраструктуре — как надземной, так и подземной — начали решать вопросы интеграции и кооперации работы железнодорожных компаний и служб экстренного реагирования, доступности каналов связи в катастрофах (во время токийской катастрофы мобильные телефоны как пассажиров, так и сотрудников не работали из-за перегруза сети), а также обеспечения экстренных служб быстрым и удобным доступом к защитным маскам и костюмам.[9]