Как организована безопасность в современном московском метрополитене?
Обеспечению безопасности на Московском метрополитене уделяется особое внимание. Для этого не только внедряется современная техника, но и реализуется ряд организационных мероприятий – регулярные осмотры станций, подвижного состава и сооружений метрополитена, производящиеся с определенной периодичностью работниками метро и сотрудниками милиции.
Повышению безопасности также способствует постоянное техническое обучение работников метрополитена, в ходе которого рассматриваются, в том числе и вопросы профилактики и предотвращения различных террористических и криминальных инцидентов. По согласованному графику проводятся учения по взаимодействию служб метрополитена с экстренными службами города. В реальных условия идет отработка действий сотрудников в различных экстремальных ситуациях.
Для повышения безопасности перевозок пассажиров на метрополитене применяется современная техника, функционирование которой обеспечивает профилактику различных правонарушений, а также оперативное управление работой станций и перевозочным процессом в целом.
Управление милиции на Московском метрополитене
Обеспечение общественного порядка на метрополитене возложено на наряды девяти отделов милиции и полк милиции по сопровождению электропоездов. На каждой станции метрополитена в круглосуточном режиме посменно несут службу наряды милиции, которые выполняют задачи как по обеспечению общественного порядка среди пассажиров, так и по предупреждению и пресечению преступлений.
В обязанности сотрудника милиции метрополитена входят регулярный осмотр пассажирской зоны, служебных помещений. Особое внимание обращается на выполнение комплекса антитеррористических мероприятий, соблюдение мер противопожарной безопасности.
Экстренная связь "пассажир-машинист"
Для экстренной связи в каждом вагоне имеется по два поста для вызова машиниста пассажирами, а также блоки усиления и управления.
Для вызова машиниста пассажиру необходимо нажать кнопку на панели поста, установленного в салоне вагона, и удерживать ее постоянно в течение всего времени передачи информации. Чтобы ответить пассажиру, машинист пользуется микрофоном, установленным в кабине. Для громкоговорящего оповещения и для экстренной связи используются два разных микрофона. Ответ машиниста пассажиру воспринимается только в салоне вагона, откуда поступил вызов.
Связь "пассажир-машинист" является симплексной, то есть в данный момент времени может говорить только одна сторона.
Система видеонаблюдения
Реализация программы оснащения метрополитена системами видеонабледения началась в 1998 году. Сегодня подобными системами оборудованы все станции и подуличные переходы. Всего установлено около 6 тысяч камер наружного наблюдения. Видеоинформация хранится 3 дня. Картинка мониторится 24 часа в режиме "online " в Ситуационном центре Управления милиции на Московском метрополитене.
Сотрудники милиции отслеживают изображение, причем дежурные сами могут выбрать станцию и конкретную камеру из примерно 20-30 установленных на каждой станции.
Еще одна важнейшая функция систем видеонаблюдения – управление работой станций. Благодаря именно этим системам дежурный по станции может контролировать ситуацию в любой ее точке непосредственно со своего рабочего места. Это позволяет быстро принимать решения, связанные с организацией перевозки пассажиров (например: включение эскалаторов, находящихся в резерве или вызов сотрудника милиции, а при необходимости и медработника).
По данным на январь 2010 года, камерами видеонаблюдения оснащены вагоны всех метропоездов на трех линиях подземки – Сокольнической, Кольцевой и Замоскворецкой, и эта работа продолжается.
Ситуационный центр
30 апреля 2005 года в Московском метрополитене создан Ситуационный центр. Туда в режиме реального времени стекается оперативная информация обо всех чрезвычайных ситуациях, которые возникают на территории метрополитена. Диспетчер центра может подключиться к любой станционной системе видеонаблюдения на станции или в подуличном переходе.
Информационные терминалы
В 2004 году, в рамках программы по борьбе с терроризмом, на станциях Московского метрополитена началась работа по установке информационных терминалов. В настоящее время терминалами оборудованы все станции московского метро.
Установленные терминалы представляют собой красно-синие колонны, поделенные по вертикали на две зоны: "ИНФО " и "SOS ", на каждой из которых расположены кнопки вызова. Нажав на синюю кнопку, пассажир может получить справочную информацию, а в случае возникновения нештатной ситуации можно воспользоваться тревожной кнопкой на красном поле.
Колонны экстренного вызова позволяют пассажиру или работнику метрополитена оперативно связаться с Ситуационным центром Московского метрополитена, чтобы передать необходимую информацию или запросить помощь.
В случае необходимости оператор Ситуационного центра свяжется с дежурной частью Управления милиции на Московском метрополитене, службами спасения или "Скорой помощью ".
Каждая колонна оборудована видеокамерой, чтобы диспетчер мог сравнить поступившую информацию с истинной обстановкой. Во время разговора ведется видеосъемка пассажира, о чем предупреждает надпись на терминале. Запись хранится в течение нескольких суток.