Экологическое качество автомобильных дорог
Изучаемые вопросы:
Влияние сооружений автомобильных дорог и транспортных потоков на окружающую среду
Экологическое качество автомобильных дорог определяется воздействием её сооружений и транспортного потока на окружающую среду.
На здоровье людей неблагоприятно действуют вредные выбросы транспортных потоков, шум, вибрация и другие факторы. Различные токсиканты от дороги попадают в близлежащие почвы, водные объекты, загрязняют воздух в зоне дыхания человека. Через сельскохозяйственные культуры, воду многие ингредиенты - загрязнители попадают в организм человека и снижают показатели здоровья. Прежде всего от воздействий автотранспортных потоков страдают органы дыхания человека.
На здоровье населения оказывает влияние как качество питьевой воды, так и качество атмосферного воздуха.
При работе двигателей автомобилей в воздух с газообразными компонентами попадают аэрозольные и пылевидные частицы, среди которых соединения свинца и углерода (сажи) составляют основную долю. Наибольшую опасность для окружающей среды представляют соединения свинца.
Хорошо известно, что опасность накопления соединений свинца в почве обусловлена доступностью его растениям и переходом по звеньям пищевой цепи в животных, птиц и человека.
В расчетной оценке уровня загрязнения почв свинцом полагается, что
20 % общего количества соединений свинца разносится в атмосфере в виде аэрозолей, 80 % выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мкм и водорастворимых соединений на поверхности земель, прилегающих к дороге. Эти соединения накапливаются в почве на глубине пахотного слоя или на глубине фильтрации дождевых осадков.
Оценка загрязнения придорожных земель выбросами свинца автомобильным транспортом проводится путем расчетного определения уровня загрязнения поверхностного слоя почвы, который определяется по формуле
Pc=Pn/(h-P), ( 6 )
где Рс- уровень загрязнения поверхностного слоя почвы свинцом, мг/кг;
h- толщина почвенного слоя (в метрах), в котором располагаются выбросы
свинца, для пахотных земель принимается 0,2 м, для остальных угодий - 0,1 м;
Р- плотность почвы, кг/м3;
Рп-отложение свинца на поверхности земли (мг/м3), определяемое по формуле
Рп =0,4*K1*UV*TР*PЭ , ( 7 )
где: К1 - коэффициент, учитывающий расстояние от проезжей части (К1=0,1);
UV - коэффициент, зависящий от силы и направления ветров, принимается
равным отношению площади розы ветров со стороны дороги,
противоположной рассматриваемой зоне к общей площади;
ТР - расчетный срок эксплуатации дороги в сутках, принимается равным 7300
суток, что соответствует 20-летнему прогнозному сроку;
РЭ - мощность эмиссии свинца.
Мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной интенсивности движения автомобилей определяют по формуле
Рэ=Кп*Ко*mр*Кт*∑(Gi*Рi*Ni), (8)
где Рэ - измеряется в мг/м в сутки;
Кп=0,74 - коэффициент пересчета единиц измерения;
mр - коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия,
принимается в зависимости от средней скорости потока;
Ко=0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска
отработавших газов;
Кт - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде
твердых частиц в общем объеме выбросов;
Gi- средний эксплуатационный расход топлива для соответствующей марки
автомобиля, л/км;
Ni - среднесуточная интенсивность движения автомобилей соответствующей
марки;
Рi- содержание добавки свинца в топливе, применяемом на автомобиле
рассматриваемого типа, г/кг.
Полученные расчетом уровни загрязнения почвы свинцом сопоставляют с общесанитарным показателем, который равен 32 мг/кг.
Оценка уровня загрязнений атмосферы производится для оксидов азота (NOx), оксида углерода (СО), углеводородов (СхНх), соединении свинца (РЬ) на различном удалении от дороги. Мощность эмиссии первых трех компонент для каждого газообразного загрязнителя вычисляется по формуле
q = 2,06*10-4*m*(∑Gik*Nik*Kk + ∑Gid*Nid*Kd), (9)
где i - индекс суммирования (тип автомобиля);
q - мощность эмиссии данного вида загрязнений от транспортного потока на
конкретном участке дороги, г/(мс);
m - коэффициент, зависящий от средней скорости транспортного потока (m =
0,1);
Gik- средний эксплуатационный расход топлива для данного типа
карбюраторных автомобилей , л/км;
Gid- то же, для дизельных автомобилей, л/км;
Nik- перспективная расчетная интенсивность движения каждого типа
карбюраторных автомобилей, авт/час;
Nid - то же, для дизельных автомобилей, авт/час;
Кк и Kd - коэффициенты, принимаемые для данного компонента загрязнения
для карбюраторных и дизельных двигателей.
Мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца в виде аэрозолей определяется по формуле
qpb = 2,06*10-7 *К0 *mp –Kг -(∑Gik *Nik *Pik) , (10)
где q - мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца от
транспортного потока, г/(мс);
глр- коэффициент, учитывающий дорожные условия и зависящий от средней
скорости потока;
К0 - 0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска
отработавших газов;
Кг - 0,2 - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде
аэрозолей в общем объеме выбросов;
Pik - содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобилях.
Эквивалентный уровень транспортного шума в придорожной полосе определяется по формуле
LЭKB = LTРП + ∆LV + ∆Li + ∆Ld + ∆Lk + ∆LДИЗ - (∆LL • Kp), (11)
где LТРП - уровень шума на расстоянии 7,5 м от оси ближней полосы движения, дБА.
LТРП = 50 + 8,8*lgN. (12)
Кр=1,1 - коэффициент, учитывающий тип поверхности между дорогой и точкой замера (зеленый газон).
Уровень шума в зависимости от расстояния от крайней полосы движения будет изменяться в соответствии с уменьшением величины ∆LL.
Предельно допустимый уровень шума для территорий сельскохозяйственного назначения - 50 дБА.
При сооружении земляного полотна автомобильных дорог важнейшей задачей является сохранение плодородного слоя почвы, который представляет собой сложную органоминеральную систему, требующую для своего существования определенных условий.