Основные транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог
Изучаемые вопросы:
Учет габаритных и массовых характеристик транспортных средств при проектировании автомобильных дорог
Надежность, проезжаемость, прочность, ровность, скользкость , шероховатость автомобильных дорог
Влияние природно-климатические факторов на изменения транспортно-эксплуатационных качеств дорог
Все транспортные средства в зависимости от осевых масс подразделяют на две группы:
• группа А — транспортные средства с осевыми массами наиболее нагруженной оси от 6 до 10 т включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I —III категорий, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т;
• группа Б — транспортные средства с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.
Габаритные размеры транспортных средств по длине не должны превышать:
одиночных автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов — 12 м;
автопоездов в составе автомобиль — прицеп и автомобиль-полуприцеп — 20 м;
двухзвенных сочлененных автобусов и троллейбусов —18 м.
Габаритные размеры транспортных средств по ширине не должны превышать 2,5 м, для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2,6 м.
Габаритные размеры транспортных средств по высоте не должны превышать 4 м.
Ккрупногабаритным относятся также транспортные средства, имеющие в своем составе два и более прицепа (полуприцепа), независимо от ширины и общей длины автопоезда. Их длина не должна превышать 24 м.
Надежность автомобильной дороги характеризуется вероятностью обеспечения среднегодовой технической скорости движения транспортного потока, близкой к оптимальной в течение нормативного срока (межремонтного периода между капитальными ремонтами дорожной одежды) службы дорожной одежды. Количественно эта вероятность выражается числом автомобилей в составе транспортного потока, движущихся со скоростью не ниже оптимальной, отнесенным к общему числу автомобилей.
Надежность тесно связана с понятием отказа, под которым понимается событие, заключающееся в потере работоспособности объекта. Для дорожной одежды под отказом понимается событие, при котором нарушается возможность выполнения транспортным потоком определенной удельной работы, т- км/ч или т- км/сут. Отказ дорожной одежды может возникнуть при снижении ее прочности, ухудшении ровности и сцепных качеств дорожного покрытия. Учитывая, что появление отказов дорожной одежды происходит не сразу, а по мере ее эксплуатации, мероприятия по улучшению состояния дорожных одежд следует выполнять стадийно.
В процессе эксплуатации характеристики дорожного покрытия не остаются постоянными, происходит снижение первоначального качества дорожного покрытия.
В соответствии с теорией надежности надежность дороги в целом оценивается надежностью ее составных элементов (дорожной одежды и покрытия, искусственных сооружений, земляного полотна, геометрических элементов).
Более узким понятием является проезжаемость дороги. Под про-езжаемостью автомобильной дороги понимается возможность проезда одиночных автомобилей разных типов с минимально допустимой скоростью в разные периоды года. На проезжаемость автомобильных дорог оказывают влияние следующие факторы: состояние и прочность дорожной одежды; состояние проезжей части; природно-климатические условия.
Прочность дорожной одежды является наиболее важным показателем транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, который необходимо регулярно оценивать в течение всего срока ее службы.
Прочностные качества дорожной одежды определяются прежде всего сопротивляемостью подстилающего грунта сжатию..
Возможны три случая деформации дорожного покрытия в зависимости от прикладываемой нагрузки.
Если нагрузка невелика, а слои дорожной одежды и земляного полотна хорошо уплотнены, дорожная одежда не разрушается и происходят только упругие деформации, т. е. дорожная одежда под действием нагрузки прогибается и после проезда автомобиля возвращается в прежнее положение.
При возрастании нагрузки или при временном снижении прочности грунтов основания в весенний или осенний периоды возникают постепенно накапливающиеся пластические малые деформации. В случае, если суммарное значение деформаций за период ослабленного состояния дорожной одежды превысит некоторые предельные значения, дорожная одежда разрушится. Прочность дорожной одежды зависит от предельно допустимого прогиба, а также от количества приложений нагрузки за период ослабления дорожной одежды.
При очень больших нагрузках или значительном ослаблении прочности грунта основания вначале замедленно накапливаются деформации, которые в дальнейшем быстро возрастают, в результате чего происходит полное разрушение дорожной одежды.
Разрушения могут быть вызваны низким качеством выполнения работ, недостаточным или неправильным учетом гидрогеологических условий, применением материалов низкого качества.
Основными видами деформаций и разрушений дорожной одежды являются: деформации иразрушения, потери прочности дорожной одежды, просадки нежестких дорожных одежд, сквозные трещины, проломы.
Основными видами разрушений дорожного покрытия являются: износ (истирание), шелушение, выкрашивание, обламывание кромок, волны, гребенка, сдвиги, вмятины, трещины, колеи, выбоины
Ровность дорожного покрытия является одним из основных показателей, характеризующих удобство движения по дороге и оказывающих решающее влияние на скорость движения автомобилей и транспортную работу дороги в целом.
По влиянию на колебания автомобиля неровности можно разделить на три группы: макронеровности, микронеровности и шероховатость.
Простейшим прибором для определения ровности дорожного покрытия и основания является трехметровая рейка. Степень ровности дорожного покрытия оценивается по зазору между нижней плоскостью рейки, уложенной на проезжую часть, и поверхностью дорожного покрытия.
Ровность дорожного покрытия также может быть измерена путем суммирования колебаний кузова движущегося автомобиля относительно его заднего моста или по суммарному перемещению колеса прицепной тележки относительно инерционной массы его корпуса на единицу длины дороги. Такие приборы называют толчкомерами. Существуют разные конструкции толчкомеров: ТХК-2, ПКРС-2, ТЭД-2М, ИВП-1М и др.
Скользкость дорожного покрытия — важнейшая характеристика транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Критерием скользкости дорожного покрытия является коэффициент сцепления.
Коэффициент сцепления измеряют с помощью портативных (малогабаритных) приборов, динамометрических установок и методом торможения. При измерении коэффициента сцепления портативными приборами не требуется специальных установок и автомобилей. С помощью этих приборов возможно измерение коэффициента продольного сцепления на площадях ограниченного размера.
Определение коэффициента сцепления с помощью динамометрических установок производят при движении автомобиля с определенной скоростью. Как правило, установки состоят из одноколесного прицепа. Наиболее совершенной является динамометрическая установка типа ПКРС-2.
При отсутствии специальных динамометрических прицепов и портативных приборов разрешается определение коэффициента сцепления методом тормозного пути или по отрицательному ускорению.
Шероховатость поверхности дорожных покрытий — один из важнейших транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог, обусловливающий надежность контакта автомобильной шины с поверхностью дорожного покрытия и в большей степени влияющий на безопасность движения транспортных средств.
Основными параметрами, характеризующими макрошероховатость, являются высота выступов, средняя высота выступов, шаг неровностей (расстояние между соседними вершинами неровностей), средний шаг неровностей.
Простейшим методом измерения шероховатости является метод песчаного пятна, который заключается в распределении на поверхности дорожного покрытия определенного объема песка (обычно 10...30 см3) с размером частиц 0,15...0,3 мм. По измеренному диаметру пятна и объему песка вычисляют среднюю глубину шероховатости.
При использовании бесконтактного метода измерения шероховатости (лазерный профилограф) исследуемая поверхность ощупывается световым лучом. Копирование поверхности дорожного покрытия осуществляется сфокусированным лучом лазера, а фотоприемным устройством измеряется диффузионная составляющая отраженного светового потока.
В зимний период решающее влияние на условия движения оказывают снежные заносы, гололед, туман, низкая температура, короткая продолжительность светлого времени суток.
Для осеннего периода характерно переувлажнение земляного полотна и дорожной одежды, появление кратковременного гололеда, большое количество осадков, туман. В этот период значительно загрязняется проезжая часть, что приводит к резкому снижению коэффициента сцепления шины колеса с дорожным покрытием, разрушаются обочины, уменьшается эффективная ширина проезжей части.
Весенний период характерен резкими колебаниями температуры в течение суток и резкими переходами от сухой погоды к дождливой. В это время в связи с переувлажнением низа дорожной одежды снижается ее несущая способность, что требует ограничения движения тяжелых автомобилей.
На дорогах, проходящих в горной местности, часто возникают туманы, обвалы, снежные лавины, селевые потоки. Характерным является резкое колебание температуры, приводящее к разрушению дорожного покрытия. Попадание и замерзание воды в образовавшиеся трещины приводит к еще большему разрушению дорожного покрытия.
К существенному снижению транспортно-эксплуатационных качеств приводит уменьшение расстояния видимости в тумане и при интенсивном пылеобразовании в сухой период года. Происходит снижение скоростей движения, возрастание числа дорожно-транспортных происшествий.
В большинстве случаев для зимнего периода наиболее характерны потеря четкого очертания земляного полотна, изменение размеров поперечного профиля проезжей части, сужение проезжей части на мостах и около близкорасположенных к проезжей части препятствий вследствие неполного удаления снега. Наличие снегозаносимых участков на дороге существенно ухудшает транспортно-эксплуатационные качества всей автомобильной дороги.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие основные факторы влияют на состояние дороги?
2. Какими показателями характеризуются транспортно-эксплуатационные
показатели автомобильных дорог?
3.На какие группы подразделяются транспортные средства?
4. Каковы ограничения транспортных средств по длине, ширине, высоте?
5. Как характеризуется надежность автомобильных дорог?
6. Как характеризуется проезжаемость автомобильной дороги?
7. Как характеризуется прочность дорожной одежды?
8. Как может определяться ровность дорожного покрытия?
9. Как может определяться скользкость дорожного покрытия?
10. Как измеряется шероховатость дорожного покрытия?
11. За счет чего снижаются транспортно-эксплуатационные качества
автомобильных дорог при изменении природно-климатических
факторов?