Состав и назначение инженерных и технологических сооружений путей сообщений

Изучаемые вопросы:

Основные и вспомогательные дорожные сооружения и обустройство автомобильных дорог

Основными сооружени­ями дороги являются земляное полотно, дорожная одежда, водо­отводные сооружения, путепроводы, тоннели, подпорные стены. К вспомогательным сооружениям условно можно отнести авто­мобильные станции, гаражи, заправочные, ремонтные, медицин­ские пункты, здания дорожной службы. К обустройству относят ограждения, дорожные знаки, озеленение, освещение, смотро­вые площадки и площадки отдыха.

Водопропускные трубы представляют собой простей­шие водопропускные сооружения, которые предназначены для пропуска небольших объемов воды. Водопропускные трубы быва­ют круглого и прямоугольного сечения с отверстием не менее 0,75 м, многоочковые из уложенных рядом нескольких труб (обычно не более четырех). Применяют также водопропускные трубы из стальных гофрированных листов.

Мосты бывают пешеходные, железнодорожные, автодорожные.

В горной местности для пересечения ущелий или оврагов глу­биной более 20...25 м строят виадуки, которые служат не только для пропуска воды, но и заменяют насыпь там, где ее устраивать очень трудно или даже невозможно.

Для пересечения улицы, железной или автомобильной дороги сооружают путепровод. Длинные путепроводы, построенные для того, чтобы поднять дорогу на определенный уровень и оставить под ним пространство для проезда или других целей, называют эстакадами.

Современная авто­мобильная дорога должна иметь комплексы зданий и сооружений для функционирования самой дороги, удовлетворения потребностей проез­жающих людей, создания им ком­фортных условий, а также для обслуживания транспортных средств.

Для организации грузовых пере­возок на автомобильных дорогах создают грузовые станции транспортно-экспедиционные пред­приятия по группировке, сортиров­ке, погрузке-разгрузке, формирова­нию и управлению грузовыми пере­возками

Эффективность грузового и пасса­жирского обслуживания во многом зависит от наличия станций технического обслуживания (СТО).

Неотъемлемой частью дорожного сервиса являются автозаправочные станции (АЗС), пункты мойки и площадки для стоянки автомобилей, смотровые эстакады или смотровые канавы

В городах и крупных транспортных узлах размещают ав­товокзалы с залами ожидания, кас­совыми залами, комнатами отдыха, камерами хранения, буфетами, узла­ми связи, аптечными и газетными киосками, туалетами и т.д.

Автобусные остановки на дорогах I — III категорий устраивают не чаще чем через 3 км, а в курортных ра­йонах и густонаселенной местнос­ти - через 1,5 км.

Остановочные площадки на доро­гах I-б - III категорий устраивают по

типу закрытого кармана или полу­кармана и отделяют от проезжей части разделительной полосой, ост­ровками или линиями разметки, а на дорогах I-а категории располагают вне пределов земляного полотна и отделяют от проезжей части разде­лительной полосой.

Мотели предназначены для про­должительного отдыха водителей и пассажиров, работают круглый год, кемпинги - для продолжительного отдыха водителей и пассажиров, как правило, в теплый период года. Продовольственное обслуживание включает сеть ресторанов, столо­вых, кафе, буфетов или продуктовых ларьков, а торговое обслуживание - пункты торговли (киоски, павильо­ны, торговые автоматы), в которых продают туристические принадлеж­ности, предметы личной гигиены и т.д.

Медицинская помощь участникам дорожного движения может быть оказана медицинскими учреждениями, расположенными на небольшом удалении от дороги; работниками ГИБДД, автотранспорт­ных и дорожных организаций, имеющими аптечки для оказания первой медицинской помощи.

Медицинские пункты создают при автовокзалах, автобусных станциях, станциях технического обслужива­ния, в населенных пунктах.

Линейные посты ГИБДД размещают на дорогах в соответствии со спе­циальными требованиями.

В комплекс обустройства автомобильных дорог входят видовые площадки, площадки-стоянки, пло­щадки для кратковременного и дли­тельного отдыха. Видовые площадки создают в местах, на которых мож­но показать живописную местность, архитектурный бассейн, горы, леса, ущелья и т.д..

Площадки для кратковременной остановки предусматривают у пунк­тов питания, торговли, скорой по­мощи, источников питьевой воды и в местах, где систематически оста­навливаются автомобили.

Площадки отдыха устраивают че­рез 15-20 км на дорогах I и II категорий, через 25-35 км на дорогах III категории и через 45-55 км на доро­гах IV категории. Площадки отдыха рассчитывают на одновременную остановку 20-50 автомобилей на дорогах I категории при интенсив­ности движения до 30000 авт./сут, 10-15 автомобилей на дорогах II и III категорий и 10 автомобилей на дорогах IV категории.

Сооружения обслуживания обыч­но объединяют в комплексы, фор­мируя их

вокруг сооружений отдыха и автозаправочных станций. Пло­щадки отдыха, автозаправочные станции, мотели и кемпинги пред­определяют размещение комплексов службы сервиса на дорогах.

Для обеспечения организации и безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах устанавливают дорож­ные знаки. Действие знака распространяется на проезжую часть, вело­сипедную или пешеходную дорожку, у которой или над кото­рой он установлен. Дорожные знаки изготавливаются четырех типоразмеров: I - малого, II - нормального, III - большого, IV - очень боль­шого.

Дорожная разметка в виде линий, надписей и других обо­значений, наносимых на проезжую часть, бортовой камень, элементы дорожных сооружений и обстановки дорог, устанав­ливает порядок движения, показывает габариты дорожных сооружений или указывает направление дороги и опасных ее участков. Разметка применяется, как самостоятельно, так и в сочета­нии с дорожными знаками, но при их совместном использо­вании информация, передаваемая водителю, не должна быть противоречивой.

Дорожные ограждения устанавливают для предотвра­щения непредвиденных съездов автомобилей с откосов на­сыпей, падения с мостов, путепроводов и эстакад, переездов разделительной полосы, наездов на массивные препятствия, а также для упорядочения движения пешеходов. По функциональному назначению конструкции дорожных ограждений разделяют на две группы. К первой группе отно­сятся конструкции, рассчитанные на силовое воздействие транспортных средств. К второй группе относят конструкции, предназначенные для регулирования движения пешеходов. По условиям взаимодействия автомобиля и ограждения конструкции ограждений первой группы разделяются на два вида: направляющие и останавливающие.

По конструктивному исполнению направляющие огражде­ния первой группы разделяют на несколько типов: барьерные - металлические профилированные планки, прикреплен­ные к амортизаторам (консолям), установленным на металли­ческих стойках которые имеют несколько модификаций; па­рапетные - железобетонные блоки со специальной формой поперечного сечения и блоки прямоугольной формы из бе­тона и бутобетона; бордюрные - отдельные железобетонные блоки закрепленные у тротуара на мостах и путепроводах с целью ограничения габарита проезжей части; комбинирован­ные - состоят из элементов барьерных, парапетных или бор­дюрных ограждений, а также ограждений второй группы.

Направляющие устройства предназначены для указа­ния водителю изменения направления движения, расположе­ния границ проезжей части и обочин, протяженности и фор­мы опасных участков дороги или дорожных сооружений пре­имущественно в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях. К направляющим устройствам относят: направляющие стол­бики; световые тумбы с проблесковыми или постоянными огнями; плитки, кнопки и устройства со световозвращающими элементами, закрепляемые на проезжей части и дорожных сооружениях; переносные барьеры, стойки, щиты, конусы и вехи применяемые в местах производства дорожных работ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите основные сооружения автомобильных дорог.

2. Перечислите вспомогательные сооружения автомобильных дорог.

3. Перечислите инженерное обустройство автомобильных дорог.

4. Каких видов бывают дорожные ограждения?

5. Какие требования к устройству площадок отдыха на автомобильных дорогах?

6. Какие существуют требования к устройству автобусных остановок?

4. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Состав и назначение инженерных и технологических сооружений путей сообщений - student2.ru

4.1. Основные показатели транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог

Изучаемые вопросы:

Показатели транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог

Транспортно-эксплуатационные качества дороги характери­зуются комплексом показателей, от которых зависит эффектив­ность работы как автомобильной дороги, так и автомобильного транспорта.

К первой группе показателей относятся интенсивность, состав и объем движения, пропускная и провозная способность автомо­бильной дороги, скорость движения и время сообщения.

Интенсивность движения N, авт./ч или авт./сут, — число авто­мобилей, проходящих через некоторое поперечное сечение авто­мобильной дороги за единицу времени (час, сутки).

Объем движения — суммарное число автомобилей, проходящих через данный участок дороги за определенный период времени, измеряемый путем непрерывных наблюдений.

Состав движения (транспортного потока) р, %, — распреде­ление в процентном отношении всего транспортного потока по видам транспортных средств (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили: тяжелые, средние, легкие).

Грузонапряженность дороги (брутто) Q, т/год или т/сут, — сум­марная масса грузов и транспортных средств, проходящих по дан­ному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени.

Грузонапряженность дороги (нетто) — общая масса грузов, перевозимых по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени и на единицу пути.

Пропускная способность автомобильной дороги Р, авт./ч, — мак­симальное число автомобилей, которое может пропустить дан­ный участок дороги или дорога в целом в единицу времени.

Провозная способность дороги М, пасс./ч или т/ч, — максималь­ная масса грузов или максимальное число пассажиров, которые могут перевозиться через данный участок автомобильной дороги в единицу времени.

Коэффициент загрузки дороги движением z — отношение интен­сивности движения к пропускной способности рассматриваемого участка дороги.

Скорость движения v, км/ч, — важнейший качественный по­казатель транспортной работы автомобильной дороги и ее состо­яния. В зависимости от целей и задач, при решении которых исполь­зуется показатель скорости движения, различают скорость движе­ния расчетную; конструктивную; мгновенную; эксплуатационную; техническую; расчетную, принимаемую при организации движе­ния; оптимальную; нормируемую.

Время сообщения, ч или мин, — продолжительность движения по рассматриваемому маршруту (дороге) без учета остановок в пути, учитываются только задержки, вызванные наличием других автомобилей и ожиданием на перекрестках.

Удельное время сообщения (темп движения), мин/км, — сред­няя продолжительность проезда 1 км дороги транспортным пото­ком; определяется по средней скорости сообщения.

Ко второй группе показателей относятся прочность дорожной одежды и земляного полотна, ровность и шероховатость дорож­ного покрытия, сцепление шины с дорожным покрытием, изно­состойкость дорожного покрытия, работоспособность дорожной одежды.

Прочность дорожной одежды и земляного полотна — характери­стика несущей способности дорожной одежды рассматриваемой конструкции; оценивается модулем упругости Е, МПа.

Шероховатость дорожного покрытия — наличие на поверхно­сти дорожного покрытия малых неровностей, не отражающихся на деформации шины и обеспечивающих повышение коэффици­ента сцепления с шиной; определяется размером микровыступов и остротой угла вершины микровыступа.

Ровность дорожного покрытия S, см/км, — качественное со­стояние поверхности проезжей части, обеспечивающее высокие транспортно-эксплуатационные свойства дороги (комфортность, безопасность).

Коэффициент сцепления шины колеса автомобиля с дорожным покрытием — показатель, характеризующий сцепные качества дорожного покрытия; представляет собой отношение окружного тягового усилия на ободе ведущего колеса к вертикальной нагруз­ке на колесо, при котором начинается проскальзывание (пробук­совывание) колеса.

Работоспособность дорожной одежды — эксплуатационный по­казатель дороги, показывающий суммарную массу в брутто тон­нах пропущенных по дороге транспортных средств между капи­тальными ремонтами.

Износостойкость дорожного покрытия, мм/год, — показатель, характеризующий сопротивляемость дорожных покрытий воздей­ствию автомобильного движения.

К третьей группе показателей относятся надежность, проезжаемость, срок службы дороги, относительная аварийность, коэф­фициенты аварийности и безопасности, расстояние видимости.

Надежность автомобильной дороги — свойство, одним из пока­зателей которого является вероятность безотказной работы авто­мобильной дороги.

Проезжаемость дороги — возможность движения по дороге с заданной скоростью в разные периоды года.

Срок службы автомобильной дороги — период времени от сдачи построенной дороги в эксплуатацию до ее реконструкции или между капитальными ремонтами.

Относительная аварийность — показатель, характеризующий уровень аварийности на дороге; выражается в числе дорожно-транс­портных происшествий на 1 млн прошедших автомобилей; позво­ляет оценивать степень опасности отдельных участков дорог.

Коэффициент аварийности Кав — безразмерный показатель, применяемый для выявления опасных участков дорог, имеющих разные комбинации условий движения; представляет собой отно­шение числа дорожно-транспортных происшествий на 1 млн км суммарного пробега автомобилей на каком-либо участке дороги к числу дорожно-транспортных происшествий на горизонтальном прямом участке с ровным шероховатым покрытием шириной 7,5 м и укрепленными обочинами.

Коэффициент безопасности — безразмерный показатель, характеризующий опасность отдельных участков дорог на основа­нии изменения скоростного режима на дороге; представляет со­бой отношение скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги, к наибольшей возможной скорости въезда на него с предшествующего участка дороги.

Обеспеченность видимости на дороге, %, — показатель, харак­теризующий число участков с необеспеченной видимостью по отношению к протяжению дороги.

К четвертой группе показателей относится себестоимость пере­возок и экономические потери от дорожно-транспортных проис­шествий.

Себестоимость перевозок — показатель эффективности работы автомобильного транспорта в рассматриваемых дорожных усло­виях; измеряется в стоимостных единицах.

Дорожная составляющая себестоимости перевозок — условный показатель, характеризующий долю расходов на ремонт и содер­жание дорог в общей себестоимости.

Транспортная составляющая себестоимости перевозок — услов­ный показатель, характеризующий расходы автомобильного транс­порта по обеспечению перевозок пассажиров и грузов.

Потери от дорожно-транспортных происшествий — показатель, характеризующий экономические потери страны от гибели и ра­нения людей, порчи грузов и автомобилей.

Для комплексной оценки транспортно-эксплуатационных ка­честв автомобильных дорог применяют систему технико-эконо­мических показателей состояния дороги и условий движения на ней.

Наши рекомендации