Состав и назначение инженерных и технологических сооружений путей сообщений
Изучаемые вопросы:
Основные и вспомогательные дорожные сооружения и обустройство автомобильных дорог
Основными сооружениями дороги являются земляное полотно, дорожная одежда, водоотводные сооружения, путепроводы, тоннели, подпорные стены. К вспомогательным сооружениям условно можно отнести автомобильные станции, гаражи, заправочные, ремонтные, медицинские пункты, здания дорожной службы. К обустройству относят ограждения, дорожные знаки, озеленение, освещение, смотровые площадки и площадки отдыха.
Водопропускные трубы представляют собой простейшие водопропускные сооружения, которые предназначены для пропуска небольших объемов воды. Водопропускные трубы бывают круглого и прямоугольного сечения с отверстием не менее 0,75 м, многоочковые из уложенных рядом нескольких труб (обычно не более четырех). Применяют также водопропускные трубы из стальных гофрированных листов.
Мосты бывают пешеходные, железнодорожные, автодорожные.
В горной местности для пересечения ущелий или оврагов глубиной более 20...25 м строят виадуки, которые служат не только для пропуска воды, но и заменяют насыпь там, где ее устраивать очень трудно или даже невозможно.
Для пересечения улицы, железной или автомобильной дороги сооружают путепровод. Длинные путепроводы, построенные для того, чтобы поднять дорогу на определенный уровень и оставить под ним пространство для проезда или других целей, называют эстакадами.
Современная автомобильная дорога должна иметь комплексы зданий и сооружений для функционирования самой дороги, удовлетворения потребностей проезжающих людей, создания им комфортных условий, а также для обслуживания транспортных средств.
Для организации грузовых перевозок на автомобильных дорогах создают грузовые станции транспортно-экспедиционные предприятия по группировке, сортировке, погрузке-разгрузке, формированию и управлению грузовыми перевозками
Эффективность грузового и пассажирского обслуживания во многом зависит от наличия станций технического обслуживания (СТО).
Неотъемлемой частью дорожного сервиса являются автозаправочные станции (АЗС), пункты мойки и площадки для стоянки автомобилей, смотровые эстакады или смотровые канавы
В городах и крупных транспортных узлах размещают автовокзалы с залами ожидания, кассовыми залами, комнатами отдыха, камерами хранения, буфетами, узлами связи, аптечными и газетными киосками, туалетами и т.д.
Автобусные остановки на дорогах I — III категорий устраивают не чаще чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности - через 1,5 км.
Остановочные площадки на дорогах I-б - III категорий устраивают по
типу закрытого кармана или полукармана и отделяют от проезжей части разделительной полосой, островками или линиями разметки, а на дорогах I-а категории располагают вне пределов земляного полотна и отделяют от проезжей части разделительной полосой.
Мотели предназначены для продолжительного отдыха водителей и пассажиров, работают круглый год, кемпинги - для продолжительного отдыха водителей и пассажиров, как правило, в теплый период года. Продовольственное обслуживание включает сеть ресторанов, столовых, кафе, буфетов или продуктовых ларьков, а торговое обслуживание - пункты торговли (киоски, павильоны, торговые автоматы), в которых продают туристические принадлежности, предметы личной гигиены и т.д.
Медицинская помощь участникам дорожного движения может быть оказана медицинскими учреждениями, расположенными на небольшом удалении от дороги; работниками ГИБДД, автотранспортных и дорожных организаций, имеющими аптечки для оказания первой медицинской помощи.
Медицинские пункты создают при автовокзалах, автобусных станциях, станциях технического обслуживания, в населенных пунктах.
Линейные посты ГИБДД размещают на дорогах в соответствии со специальными требованиями.
В комплекс обустройства автомобильных дорог входят видовые площадки, площадки-стоянки, площадки для кратковременного и длительного отдыха. Видовые площадки создают в местах, на которых можно показать живописную местность, архитектурный бассейн, горы, леса, ущелья и т.д..
Площадки для кратковременной остановки предусматривают у пунктов питания, торговли, скорой помощи, источников питьевой воды и в местах, где систематически останавливаются автомобили.
Площадки отдыха устраивают через 15-20 км на дорогах I и II категорий, через 25-35 км на дорогах III категории и через 45-55 км на дорогах IV категории. Площадки отдыха рассчитывают на одновременную остановку 20-50 автомобилей на дорогах I категории при интенсивности движения до 30000 авт./сут, 10-15 автомобилей на дорогах II и III категорий и 10 автомобилей на дорогах IV категории.
Сооружения обслуживания обычно объединяют в комплексы, формируя их
вокруг сооружений отдыха и автозаправочных станций. Площадки отдыха, автозаправочные станции, мотели и кемпинги предопределяют размещение комплексов службы сервиса на дорогах.
Для обеспечения организации и безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах устанавливают дорожные знаки. Действие знака распространяется на проезжую часть, велосипедную или пешеходную дорожку, у которой или над которой он установлен. Дорожные знаки изготавливаются четырех типоразмеров: I - малого, II - нормального, III - большого, IV - очень большого.
Дорожная разметка в виде линий, надписей и других обозначений, наносимых на проезжую часть, бортовой камень, элементы дорожных сооружений и обстановки дорог, устанавливает порядок движения, показывает габариты дорожных сооружений или указывает направление дороги и опасных ее участков. Разметка применяется, как самостоятельно, так и в сочетании с дорожными знаками, но при их совместном использовании информация, передаваемая водителю, не должна быть противоречивой.
Дорожные ограждения устанавливают для предотвращения непредвиденных съездов автомобилей с откосов насыпей, падения с мостов, путепроводов и эстакад, переездов разделительной полосы, наездов на массивные препятствия, а также для упорядочения движения пешеходов. По функциональному назначению конструкции дорожных ограждений разделяют на две группы. К первой группе относятся конструкции, рассчитанные на силовое воздействие транспортных средств. К второй группе относят конструкции, предназначенные для регулирования движения пешеходов. По условиям взаимодействия автомобиля и ограждения конструкции ограждений первой группы разделяются на два вида: направляющие и останавливающие.
По конструктивному исполнению направляющие ограждения первой группы разделяют на несколько типов: барьерные - металлические профилированные планки, прикрепленные к амортизаторам (консолям), установленным на металлических стойках которые имеют несколько модификаций; парапетные - железобетонные блоки со специальной формой поперечного сечения и блоки прямоугольной формы из бетона и бутобетона; бордюрные - отдельные железобетонные блоки закрепленные у тротуара на мостах и путепроводах с целью ограничения габарита проезжей части; комбинированные - состоят из элементов барьерных, парапетных или бордюрных ограждений, а также ограждений второй группы.
Направляющие устройства предназначены для указания водителю изменения направления движения, расположения границ проезжей части и обочин, протяженности и формы опасных участков дороги или дорожных сооружений преимущественно в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях. К направляющим устройствам относят: направляющие столбики; световые тумбы с проблесковыми или постоянными огнями; плитки, кнопки и устройства со световозвращающими элементами, закрепляемые на проезжей части и дорожных сооружениях; переносные барьеры, стойки, щиты, конусы и вехи применяемые в местах производства дорожных работ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Перечислите основные сооружения автомобильных дорог.
2. Перечислите вспомогательные сооружения автомобильных дорог.
3. Перечислите инженерное обустройство автомобильных дорог.
4. Каких видов бывают дорожные ограждения?
5. Какие требования к устройству площадок отдыха на автомобильных дорогах?
6. Какие существуют требования к устройству автобусных остановок?
4. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
4.1. Основные показатели транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог
Изучаемые вопросы:
Показатели транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог
Транспортно-эксплуатационные качества дороги характеризуются комплексом показателей, от которых зависит эффективность работы как автомобильной дороги, так и автомобильного транспорта.
К первой группе показателей относятся интенсивность, состав и объем движения, пропускная и провозная способность автомобильной дороги, скорость движения и время сообщения.
Интенсивность движения N, авт./ч или авт./сут, — число автомобилей, проходящих через некоторое поперечное сечение автомобильной дороги за единицу времени (час, сутки).
Объем движения — суммарное число автомобилей, проходящих через данный участок дороги за определенный период времени, измеряемый путем непрерывных наблюдений.
Состав движения (транспортного потока) р, %, — распределение в процентном отношении всего транспортного потока по видам транспортных средств (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили: тяжелые, средние, легкие).
Грузонапряженность дороги (брутто) Q, т/год или т/сут, — суммарная масса грузов и транспортных средств, проходящих по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени.
Грузонапряженность дороги (нетто) — общая масса грузов, перевозимых по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени и на единицу пути.
Пропускная способность автомобильной дороги Р, авт./ч, — максимальное число автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени.
Провозная способность дороги М, пасс./ч или т/ч, — максимальная масса грузов или максимальное число пассажиров, которые могут перевозиться через данный участок автомобильной дороги в единицу времени.
Коэффициент загрузки дороги движением z — отношение интенсивности движения к пропускной способности рассматриваемого участка дороги.
Скорость движения v, км/ч, — важнейший качественный показатель транспортной работы автомобильной дороги и ее состояния. В зависимости от целей и задач, при решении которых используется показатель скорости движения, различают скорость движения расчетную; конструктивную; мгновенную; эксплуатационную; техническую; расчетную, принимаемую при организации движения; оптимальную; нормируемую.
Время сообщения, ч или мин, — продолжительность движения по рассматриваемому маршруту (дороге) без учета остановок в пути, учитываются только задержки, вызванные наличием других автомобилей и ожиданием на перекрестках.
Удельное время сообщения (темп движения), мин/км, — средняя продолжительность проезда 1 км дороги транспортным потоком; определяется по средней скорости сообщения.
Ко второй группе показателей относятся прочность дорожной одежды и земляного полотна, ровность и шероховатость дорожного покрытия, сцепление шины с дорожным покрытием, износостойкость дорожного покрытия, работоспособность дорожной одежды.
Прочность дорожной одежды и земляного полотна — характеристика несущей способности дорожной одежды рассматриваемой конструкции; оценивается модулем упругости Е, МПа.
Шероховатость дорожного покрытия — наличие на поверхности дорожного покрытия малых неровностей, не отражающихся на деформации шины и обеспечивающих повышение коэффициента сцепления с шиной; определяется размером микровыступов и остротой угла вершины микровыступа.
Ровность дорожного покрытия S, см/км, — качественное состояние поверхности проезжей части, обеспечивающее высокие транспортно-эксплуатационные свойства дороги (комфортность, безопасность).
Коэффициент сцепления шины колеса автомобиля с дорожным покрытием — показатель, характеризующий сцепные качества дорожного покрытия; представляет собой отношение окружного тягового усилия на ободе ведущего колеса к вертикальной нагрузке на колесо, при котором начинается проскальзывание (пробуксовывание) колеса.
Работоспособность дорожной одежды — эксплуатационный показатель дороги, показывающий суммарную массу в брутто тоннах пропущенных по дороге транспортных средств между капитальными ремонтами.
Износостойкость дорожного покрытия, мм/год, — показатель, характеризующий сопротивляемость дорожных покрытий воздействию автомобильного движения.
К третьей группе показателей относятся надежность, проезжаемость, срок службы дороги, относительная аварийность, коэффициенты аварийности и безопасности, расстояние видимости.
Надежность автомобильной дороги — свойство, одним из показателей которого является вероятность безотказной работы автомобильной дороги.
Проезжаемость дороги — возможность движения по дороге с заданной скоростью в разные периоды года.
Срок службы автомобильной дороги — период времени от сдачи построенной дороги в эксплуатацию до ее реконструкции или между капитальными ремонтами.
Относительная аварийность — показатель, характеризующий уровень аварийности на дороге; выражается в числе дорожно-транспортных происшествий на 1 млн прошедших автомобилей; позволяет оценивать степень опасности отдельных участков дорог.
Коэффициент аварийности Кав — безразмерный показатель, применяемый для выявления опасных участков дорог, имеющих разные комбинации условий движения; представляет собой отношение числа дорожно-транспортных происшествий на 1 млн км суммарного пробега автомобилей на каком-либо участке дороги к числу дорожно-транспортных происшествий на горизонтальном прямом участке с ровным шероховатым покрытием шириной 7,5 м и укрепленными обочинами.
Коэффициент безопасности — безразмерный показатель, характеризующий опасность отдельных участков дорог на основании изменения скоростного режима на дороге; представляет собой отношение скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги, к наибольшей возможной скорости въезда на него с предшествующего участка дороги.
Обеспеченность видимости на дороге, %, — показатель, характеризующий число участков с необеспеченной видимостью по отношению к протяжению дороги.
К четвертой группе показателей относится себестоимость перевозок и экономические потери от дорожно-транспортных происшествий.
Себестоимость перевозок — показатель эффективности работы автомобильного транспорта в рассматриваемых дорожных условиях; измеряется в стоимостных единицах.
Дорожная составляющая себестоимости перевозок — условный показатель, характеризующий долю расходов на ремонт и содержание дорог в общей себестоимости.
Транспортная составляющая себестоимости перевозок — условный показатель, характеризующий расходы автомобильного транспорта по обеспечению перевозок пассажиров и грузов.
Потери от дорожно-транспортных происшествий — показатель, характеризующий экономические потери страны от гибели и ранения людей, порчи грузов и автомобилей.
Для комплексной оценки транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог применяют систему технико-экономических показателей состояния дороги и условий движения на ней.