Тара и упаковка в логистике распределения
С позиций логистики упаковка является комплексом средств, обеспечивающих гармонизацию типоразмерных рядов потребительской упаковки, промышленных упаковочных модулей, грузовых единиц, тары и грузовместимости транспортных средств при физическом распределении и защиту продукции от повреждения и потерь при транспортировке, складировании, грузопереработке и прочих логистических операциях.
Роль упаковки в современном логистическом менеджменте определяется следующими основными моментами:
- Идентификация продукта и предоставление информации.
Важнейшая функция упаковки — информация о продукции, находящейся внутри, различным группам потребителей: покупателям, продавцам, различным посредникам (в том числе и логистическим) на всем протяжении логистических цепей и каналов. Эта информация может передаваться с помощью надписей на упаковке, этикеток, штрих-кодов, маркировок и т.п. Таким образом упаковка служит средством передачи и предварительной обработки информационных логистических потоков.
2. Повышение эффективности складирования, грузопереработки, транспортировки и других операций физического распределения.
Пожалуй, наиболее важная роль упаковки, с точки зрения логистического менеджмента, заключается в облегчении процедур физического распределения (складирования, транспортировки, грузопереработки и т.д.) во всех сферах логистики за счет гармонизации и стандартизации типоразмерных рядов тары и упаковки, согласования соответствующих трансакционных единиц, выбора наиболее эффективных грузовых единиц при управлении материальными потоками в логистических цепях и каналах. Унификация упаковки позволяет проектировать и применять стандартные ряды складского и грузоперерабатывающего оборудования, унифицировать характеристики транспортных средств и за счет этого — значительно снизить логистические издержки в физическом распределении.
При проектировании тары и упаковки в связи с этим необходимо обращать внимание на три аспекта.
Во-первых, на геометрические размеры упаковки, которые должны соответствовать применяемому грузоперерабатывающему оборудованию и грузовместимости транспортных средств.
Во-вторых, на прочность упаковки, которая должна выдерживать определенный вес груза и давление извне.
И, наконец, в-третьих, на форму упаковки (прямоугольная, кубическая, цилиндрическая и т.п.).
3. Связь с потребителем.
Важнейшей задачей логистики является улучшение качества потребительского сервиса, поэтому тара и упаковка должны удовлетворять требованиям конечных и промежуточных потребителей учитывать применяемое ими оборудование (например, для розничной торговли — сортировочного и другого оборудования супермаркетов и т.п.).
4. Защита от повреждений.
Еще одна ключевая роль упаковки — зашита от повреждений и потерь в процессах складирования, грузоперсработки и транспортировки. Защитная функция упаковки проявляется в
способности препятствовать воздействию на продукт агрессивных химических сред, влаги, температуры;
раздавливанию, растяжению и другим физическим воздействиям; защищать от порчи, возможных хищении груза и т.п.
Таким образом, упаковка снижает логистические риски, связанные с указанными выше причинами.
В связи с вышеизложенным упаковка:
♦ изолирует продукцию, защищает ее саму и от нее — другие товары;
♦ удерживает продукцию от нежелательных движений внутри транспортной тары (контейнера) в процессе перевозки;
♦ разделяет содержимое для предотвращения нежелательных контактов, например, перегородки из гофрированного картона, используемые при перевозке стеклянных изделий:
♦ смягчает воздействия внешней вибрации или тряски на содержимое;
♦ выдерживает вес идентичных упаковок, которые будут установлены сверху как часть загрузки транспортного средства или тары;
♦ располагает содержимое таким образом, чтобы обеспечить ему максимальную защиту. Если в одной упаковке находятся, например, корзины для бумаг и абажуры, то упаковка должна быть сконструирована таким образом, чтобы защитить абажуры корзинами:
♦ обеспечивает достаточно однородное распределение веса внутри упаковки, так как большинство оборудования для автоматической погрузки устроено для упаковок, вес которых распределен равномерно;
♦ имеет достаточно места на внешней стороне для размещения опознавательных и погрузочных отметок со специальными инструкциями, например. «Верх» или «Хранить в охлажденном состоянии». В настоящее время имеется еще и специальное место для размещения штрих-кода. Также на упаковку часто наносятся специальные сим волы. как. например, зонтик, обозначающий «Хранить в сухом месте»:
♦ служит наглядным доказательством порчи или ущерба (в основном упаковки некоторых видов пищевых продуктов и медикаментов);
♦ сама по себе безопасна (как храня в себе товар, так и после распаковки) и не представляет угрозы ни потребителю, ни другим лицам.
Тема 6