Тяговая и динамическая характеристики автомобиля
Тяговаяидинамическаяхарактеристикапредставляютсобойграфикизависимостей Pк=f(V) и D=f (V) на всех передачах, а также Pw=f(V); Py=f (V);y=f (V) на горизонтальной дороге, которые рассчитываются:
а) сила тяги на колесе
где Рк – сила тяги на колесе, Н;
iТР – передаточное число трансмиссии при наличии коробки передач, дополнительной коробки и главной передачи, iтр =ikiДi0 ;
ηТР – КПД трансмиссии;
Mm – текущее значение крутящего момента, Н·м;
rД – радиус качения колеса ( rД »rKпри движении безпробуксовывания), м.
б) скорость движения
где V – скорость движения, км/ч;
nm – текущее значение числа оборотов вала двигателя, об/мин.
в) сила сопротивления дороги
где РΨ – сила сопротивления дороги, Н;
Ga – полный вес автомобиля, Н;
Ψ – коэффициент сопротивления дороги.
Y=f=f0 (1 +k1V2) при α= 0,
где f0 – табличное значение коэффициента сопротивления дороги;
f0 = 0,007 - 0,015;
V – текущая скорость движения, км/ч;
k1 = (4...5)10-5.
г) сила сопротивления воздуха
где Pw – сила сопротивления воздуха, Н;
V – текущая скорость движения,км/ч;
П – количество прицепов или полуприцепов, П = 0;
k3 – коэффициент, учитывающий влияние прицепа или полуприцепа на сопротивление воздуха; kЗ = 0,4…0,5
kF – фактор обтекаемости, Н·с²/м²; kF = 0,6…0,7;
Динамический фактор
где D – динамический фактор;
Рк – сила тяги на колесе, Н;
Pw– сила сопротивления воздуха, Н;
Ga – полный вес автомобиля, Н.
Угол подъема, который преодолевает автомобиль на каждой передаче при разных значениях равномерной скорости и заданном коэффициенте сопротивления качению определяется по уравнению:
Вычисленные значения внесем в таблицу 2.
Таблица 2 - Тяговая и динамическая характеристика автомобиля
n, об/мин | V, м/с | V, км/ч | PK, Н | Pw, Н | D | Y | a,° | PY, Н |
Первая передача | ||||||||
2,5 | 9,02 | 4,06 | 0,52 | 0,01003 | 50,62 | 177,47 | ||
3,65 | 13,14 | 8,64 | 0,54 | 0,01007 | 53,02 | 178,11 | ||
4,8 | 17,27 | 14,91 | 0,55 | 0,01012 | 54,72 | |||
5,94 | 21,4 | 22,9 | 0,56 | 0,01018 | 55,69 | 180,13 | ||
7,09 | 25,53 | 32,58 | 0,56 | 0,01026 | 55,93 | 181,5 | ||
8,24 | 29,65 | 43,97 | 0,56 | 0,01035 | 55,41 | 183,11 | ||
9,38 | 33,78 | 57,06 | 0,55 | 0,01046 | 54,17 | 184,97 | ||
10,53 | 37,91 | 71,86 | 0,53 | 0,01057 | 52,2 | 187,06 | ||
11,68 | 42,04 | 88,36 | 0,51 | 0,01071 | 49,55 | 189,39 | ||
12,82 | 46,17 | 106,57 | 0,48 | 0,01085 | 46,23 | 191,97 | ||
13,97 | 50,29 | 126,48 | 0,44 | 0,01101 | 42,28 | 194,79 | ||
2 передача | ||||||||
3,76 | 13,52 | 9,14 | 0,34 | 0,01007 | 31,48 | 178,18 | ||
5,48 | 19,71 | 19,43 | 0,36 | 0,01016 | 32,89 | 179,64 | ||
7,2 | 25,91 | 33,56 | 0,37 | 0,01027 | 33,85 | 181,64 | ||
8,92 | 32,10 | 51,51 | 0,37 | 0,01041 | 34,35 | 184,18 | ||
10,64 | 38,29 | 73,31 | 0,37 | 0,01059 | 34,39 | 187,26 | ||
12,36 | 44,48 | 98,93 | 0,37 | 0,01079 | 33,98 | 190,89 | ||
14,08 | 50,67 | 128,39 | 0,36 | 0,01103 | 33,11 | 195,06 | ||
15,8 | 56,87 | 161,69 | 0,35 | 0,01129 | 31,79 | 199,77 | ||
17,52 | 63,06 | 198,81 | 0,33 | 0,01159 | 30,02 | 205,02 | ||
19,24 | 69,25 | 239,78 | 0,31 | 0,01192 | 27,82 | 210,82 | ||
20,96 | 75,44 | 284,57 | 0,28 | 0,01228 | 25,19 | 217,16 | ||
3 передача | ||||||||
5,06 | 18,21 | 16,58 | 0,25 | 0,01013 | 22,15 | 179,24 | ||
7,37 | 26,55 | 35,24 | 0,26 | 0,01028 | 23,10 | 181,88 | ||
9,69 | 34,89 | 60,85 | 0,27 | 0,01049 | 23,69 | 185,5 | ||
12,01 | 43,22 | 93,42 | 0,27 | 0,01075 | 23,94 | 190,11 | ||
14,32 | 51,56 | 132,93 | 0,27 | 0,01106 | 23,84 | 195,7 | ||
16,64 | 59,9 | 179,4 | 0,27 | 0,01144 | 23,38 | 202,28 | ||
18,96 | 68,24 | 232,82 | 0,26 | 0,01186 | 22,57 | 209,84 | ||
21,27 | 76,58 | 293,2 | 0,25 | 0,01235 | 21,41 | 218,38 | ||
23,59 | 84,91 | 360,52 | 0,23 | 0,01288 | 19,91 | 227,91 | ||
25,90 | 93,25 | 434,8 | 0,21 | 0,01348 | 18,06 | 238,42 | ||
28,22 | 101,59 | 516,03 | 0,19 | 0,01413 | 15,88 | 249,91 | ||
4 передача | ||||||||
6,35 | 22,85 | 26,11 | 0,2 | 0,01021 | 16,75 | 180,59 | ||
9,25 | 33,32 | 55,5 | 0,21 | 0,01044 | 17,42 | 184,74 | ||
12,16 | 43,78 | 95,84 | 0,21 | 0,01077 | 17,77 | 190,45 | ||
15,07 | 54,25 | 147,13 | 0,21 | 0,01118 | 17,82 | 197,71 | ||
17,98 | 64,71 | 209,37 | 0,21 | 0,01167 | 17,56 | 206,52 | ||
20,88 | 75,17 | 282,56 | 0,2 | 0,01226 | 16,99 | 216,88 | ||
23,79 | 85,64 | 366,7 | 0,2 | 0,01293 | 16,11 | 228,78 | ||
26,7 | 96,1 | 461,79 | 0,18 | 0,01369 | 14,93 | 242,24 | ||
29,6 | 106,57 | 567,83 | 0,17 | 0,01454 | 13,45 | 257,25 | ||
32,51 | 117,03 | 684,82 | 0,15 | 0,01548 | 11,67 | 273,80 | ||
35,42 | 127,5 | 812,77 | 0,13 | 0,01650 | 9,58 | 291,91 | ||
5 передача | ||||||||
7,47 | 26,89 | 36,14 | 0,17 | 0,01029 | 13,59 | 182,00 | ||
10,89 | 39,2 | 76,82 | 0,18 | 0,01061 | 14,06 | 187,67 | ||
14,31 | 51,51 | 132,65 | 0,18 | 0,01106 | 14,23 | 195,66 | ||
17,73 | 63,82 | 203,64 | 0,18 | 0,01163 | 14,11 | 205,71 | ||
21,15 | 76,13 | 289,79 | 0,17 | 0,01232 | 13,70 | 217,9 | ||
24,57 | 88,44 | 391,09 | 0,16 | 0,01313 | 13,00 | 232,23 | ||
27,99 | 100,75 | 507,55 | 0,16 | 0,01406 | 12,00 | 248,71 | ||
31,41 | 113,06 | 639,16 | 0,14 | 0,01511 | 10,72 | 267,34 | ||
34,83 | 125,37 | 785,93 | 0,13 | 0,01629 | 9,14 | 288,11 | ||
38,25 | 137,68 | 947,85 | 0,11 | 0,01758 | 7,27 | 311,02 | ||
41,67 | 1124,94 | 0,09 | 0,01900 | 5,12 | 336,08 |
Рис.3 Тяговый баланс автомобиля (V = PKи V = Pw)
Рис.4 Динамический баланс автомобиля (ψ = V и D = V)
УСКОРЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Время равномерного движения автомобиля обычно мало по сравнению с общим временем его работы. Например, в городах оно составляет 15...25% времени движения, от 30 до 45% – ускоренное движение и 30...40% – движение накатом и торможение.
Показателями динамических свойств автомобиля при неравномерном движении служат величины ускорений, а также путь и время, необходимые для движения в определенном интервале изменения скорости.
Ускорение движения, которое может развивать автомобиль при заданных условиях, характеризует приемистость автомобиля: чем больше ускорение, тем выше при прочих равных условиях средняя скорость движения, а, следовательно, и производительностьавтомобиля.
Ускорение автомобиля найдем по формуле:
где j – ускорениеавтомобиля, м/с2;
D – динамический фактор;
Ψ – коэффициент сопротивления дороги; g – ускорение свободного падения,м/с2;
– коэффициент учета вращающихся масс автомобиля.
В этом уравнении величина, стоящая в скобках, определяется по динамическому балансу автомобиля отрезком, заключенным между кривой динамической характеристики и линией, соответствующей коэффициенту сопротивления дороги.
Коэффициент учета вращающихся масс автомобиля (коэффициент условного увеличения поступательно движущейся массы автомобиля):
где Jm– момент инерции вращающихся масс двигателя, Jm=0,1...0,5 H×м×с2;
åJK– суммарный момент инерции колес, åJK=2,5...5,0 H×м×с2;
iк – передаточное число коробки передач на выбранной передаче;
iдв – передаточное число высшей передачи в раздаточной коробке;
I0 – передаточное число главной передачи; Ga – полный вес автомобиля, Н;
g – ускорение свободного падения, м/с2;
rД – динамический радиус колеса, м.
rк–радиус качения колеса, м;
ηТР – КПД трансмиссии.
Полученные значения ускорений внесем в таблицу 3.
Таблица 3 - Ускорение и обратное ускорения автомобиля
J1, м/с² | 1/J1, с²/м | J2, м/с² | 1/J2, с²/м | J3, м/с² | 1/J3, с²/м | J4, м/с² | 1/J4, с²/м | J5, м/с² | 1/J5, с²/м |
2,44 | 0,41 | 2,25 | 0,44 | 1,91 | 0,52 | 1,62 | 0,62 | 1,42 | 0,71 |
2,54 | 0,39 | 2,34 | 0,43 | 1,98 | 0,5 | 1,67 | 0,6 | 1,45 | 0,69 |
2,6 | 0,38 | 2,4 | 0,42 | 2,03 | 0,49 | 1,7 | 0,59 | 1,47 | 0,68 |
2,64 | 0,38 | 2,43 | 0,41 | 2,04 | 0,49 | 1,7 | 0,59 | 1,45 | 0,69 |
2,65 | 0,38 | 2,43 | 0,41 | 2,03 | 0,49 | 1,67 | 0,6 | 1,41 | 0,71 |
2,63 | 0,38 | 2,4 | 0,42 | 0,50 | 1,62 | 0,62 | 1,34 | 0,75 | |
2,58 | 0,39 | 2,35 | 0,43 | 1,93 | 0,52 | 1,54 | 0,65 | 1,25 | 0,8 |
2,5 | 0,4 | 2,26 | 0,44 | 1,84 | 0,54 | 1,44 | 0,69 | 1,12 | 0,89 |
2,39 | 0,42 | 2,15 | 0,47 | 1,72 | 0,58 | 1,31 | 0,76 | 0,98 | 1,02 |
2,25 | 0,44 | 0,5 | 1,58 | 0,63 | 1,15 | 0,87 | 0,8 | 1,25 | |
2,08 | 0,48 | 1,83 | 0,55 | 1,4 | 0,71 | 0,97 | 1,03 | 0,6 | 1,66 |
Рис.5 – График ускорений
Рис.6 – График обратных ускорений