Возникающие при изучении раздела 1
1. Необходимо помнить, что в Сибири и на Дальнем Востоке особые условия работы доставки грузов, вызывающие немалую неравномерность в работе водного транспорта и требующие наличия дополнительных складских емкостей. Это затрудняет массовые перегрузки грузов по прямым вариантам - самым выгодным по сути, но малоэффективным экономически из-за ряда причин.
Каких?
- Через Восточные реки грузопотоки следуют, в основном, в одном направлении - с юга на север, а в обратном направлении, как правило, суда следуют без обратной загрузки, порожнем.
- На Востоке России перевалочные грузопотоки следуют, в основном, с сухопутных видов транспорта на водный транспорт и это, в основном, трудоемкие продовольственные и некоторые промышленные грузы, необходимые для жизнеобеспечения людей и освоения нефтегазовых и лесных ресурсов.
- В условиях Сибири, Севера и Дальнего Востока различные по длительности навигационные условия - в южных, средних и северных районах. Здесь течения рек, в основном с юга на север страны (кроме Амура - он с Запада на Восток). Поэтому реки постепенно, с юга, освобождаются ото льда весной и постепенно, осенью, начиная с севера, устанавливается ледостав.
- На участках Восточных рек от юга до севера располагаются сотни грузополучателей, получающих грузы от сотен грузоотправителей, с малыми объемами грузов, что не дает возможность выполнять загрузку судов массовыми судовыми отправками.
И это очень осложняет эффективное использование технологии загрузки судов и использования транспортных средств, учитывая, что экономически выгодной является загрузка судов только в 3 - 5 пунктов назначения из-за чрезмерных стоянок в пунктах выгрузки грузов.
- Общее количество перевозимых грузов превышает 10,0 тысяч различных наименований. Это снижает эффективное использование судов и вагонов на 100,0% грузоподъемности и на 100,0% грузовместимости.
Всё перечисленное в пункте 1 приводит к значительным особенностям Восточных перевозок грузов и создает сложности в доставке грузов по сравнению с Западными портами Российской Федерацией.
2. У студентов зачастую возникают проблемы в формулировке 4-х условий взаимосогласованной работы портов и железнодорожных станций, обеспечивающих максимально выгодную перегрузку грузов по прямым вариантам (вагон-судно, судно-вагон), в понимании зависимостей этих условий и их назначении.
Важно правильно понимать все 4 условия работы порта по единой технологии (ЕТП), знать их предназначение транспортными логистами и эксплуатационными работниками транспорта.
3. Необходимо владеть зависимостями каждого из 4-х условий работы порта и станции по единой технологии работы и уметь показать их на итоговом едином плане-графике работы транспортного узла, вычерченном самим студентом в итоге выполненной работы.
1.5 Контрольные вопросы для самопроверки
1 Для чего предназначена и какие преимущества имеет единая технология работы речного порта и железнодорожной станции (ЕТП) по сравнению с обычной работой каждого вида транспорта в отдельности?
2 Какие выгоды для речного порта и припортовой железнодорожной станции дает прямой вариант перегрузочного процесса?
3 В каких случаях прямой вариант перегрузки грузов по вариантам вагон-судно или судно-вагон является экономически максимальным или экономически выгодным для транспортных предприятий?
4 В каких случаях прямой вариант перегрузки грузов по вариантам вагон-судно или судно-вагон является экономически минимальным или экономически не выгодным для транспортных предприятий?
5 Что проверяют 4 условия взаимосогласованной работы речного порта и железнодорожной станции?
6 Каково предназначение расчета 4-х условий для транспортного узла?
6 Назвать 1-е условие работы порта и станции по ЕТП и пояснить его смысл и назначение: .
7 Сформулировать 2-е условие работы порта и станции по ЕТП и пояснить его смысл и предназначение: , .
8 Сформулировать 3-е условие работы порта и станции по ЕТП и пояснить его смысл и предназначение: .
9 Сформулировать 4-е условие работы порта и станции по ЕТП и пояснить его смысл и предназначение: .