Легальность приобретения и использования радар-детекторов и антирадаров

Обычные, “пассивные радар-детекторы”, которые только сообщают о работе радаров ДПС, в России легально производятся и продаются. Т.е. их можно свободно приобретать и без опасений использовать. Федеральным законом РФ пассивные радар-детекторы не запрещены.
Что же касается активных радар-детекторов, или антирадаров, то эти устройства запрещены для применения, поскольку они заглушают “государственные” частоты, что законом не допускается. К тому же, их использование квалифицируется как преднамеренное создание помех органам правопорядка.

Наиболее известные мировые бренды

В мировом масштабе имеется всего лишь несколько брендов радар-детекторов, заслуженно занимающих лидирующие места по всем показателям.

В первую очередь в лидеры входят Whistler, Crunch, Star и Cobra. Это старейшие производители, чьи бренды стали почти нарицательными.

Во вторую очередь, входят менее известные, но достаточно популярные марки, такие как Uniden, PNI и Rocky Mountain.

Особняком стоит бренд Super Cat Японской компании Юпитер (Youpiteru) - в России широко разрекламированных, но увы, полностью работоспособных по полной лишь на родине - в России они в настоящее время бесполезны.

В России более известны все же Whistler и Cobra - это два бренда, постоянно конкурирующие в технологиях. В последнее время Cobra сдала свои позиции под натиском импульных радаров ГИБДД - Искра-1.

Но в России, начиная с 1999 года, образовались свои бренды - Moongoose, Симикон, Saver и Stealh, являющимися дешевыми клонами американского бренда Rocky Mountain, PNI и старых моделей Cobra.

Принцип работы радар-детектора

Для замера скорости радар ДПС принимает излучние, отраженное от автомобиля, а Ваш радар-детектор - прямое, поэтому радар-детектор всегда способен обнаружить радар ДПС намного раньше по времени, чем тот замерит скорость Вашего автомобиля! Реально можно обнаружить активный радар ДПС на расстоянии до 5000 м (при наилучших условиях местности и погоде), а максимальное расстояние устойчивых показаний радара ДПС составляет всего лишь около 400м.

Но конечно важно знать - радар-детектор необходим в 99% случаев для того, чтобы поймать отраженный сигнал от впереди идущих транспортных средств и неровностей местности - ведь сотрудник ДПС не будет стрелять наугад вперед на 3 километра, пытаясь определить скорость Вашего авто, а с расстояния, уже возможное для определения его радаром.

Поэтому одним из критериев выбора радар-детектора является его чувствительность и возможность максимального отсеивания ложных сигналов. Кстати, этими параметрами в основном и отличаются радар-детекторы разных ценовых групп.

Плюсы и минусы типов усилителей в радар-детекторе.

Во всех существующих радар-детекторах радиосигнала используется 2 типа усиления сигнала:

1. Прямое усиление

2. Усиление на основе гетеродина и супергетеродина

В первом случае - самый старый способ усиления сигнала. Плюсами является то, что метод реально пассивный - излучение самого усилителя практически равно 0. В данном случае, в странах где запрещены радар-детекторы, от данного радар-детектора не требуется наличие на борту функции скрытия радар-детектора от VG-2 и других специальных радаров ДПС. Так же плюсом является что данный тип усилителя ловит мало помех (за счет очень малой чуствительности) и он дешев в производстве и настройке. Ввиду этих минусов от такого вида усиления давно отказались производители по всему миру, окромя отечественных производителей радар-детекторов.

Второй метод наиболее технологичен и прогрессивен, и используется во всех среднебюджетных и топовых по цене радар-детекторах. Плюсами является чрезвычайно высокая чуствительность и селективность частот. Минуса являтся то, что это прибор активный, т.е. он излучает свое характерное излучение. Так же, ввиду высокой чуствительности, возрастает процент помех, и требуется настройка усилителя по частотам и создания сложных схем отсеивания ложных помех. Так же, в отличие от схем прямого усиления, в странах где запрещены данные устройства, требуется наличие схемы отключения усилителя при воздействия детектора VG-2.

1.X-диапазон

Полицейские и милицейские дорожные радары используют несколько стандартизированных несущих радиочастот, самой старой и основной котрой является частота 10525 МГц, названная X-диапазоном.

Данная частота была изначальна использована в локационном оборудование, и на основе ее было создано множество импортных и отечественных радаров ДПС, из которых наиболее популярны Барьер, Сокол и др.

В настоящее время эта частота морально и технически устарела,включая и импульсную реинкарнации, и постепенно уступила дорогу более быстродействующим приборам работающих на другой несущей частоте.

2.K-диапазон

Более свежий диапазон для полицейских и милицейских дорожных радаров с несущей частотой 24150 МГц. Ввиду меньшей длительности периода и более высокого энергетического потенциала позволяет приборам, работающим на этой частоте, иметь небольшие размеры и дальность обнаружения, в полтора раза превышающуюю дальность приборов, работающих X-диапазоне, плюс за меньшее время.

Так же эта частота хороша тем, что у нее более широкая полоса пропускания (100 МГц) и гораздо меньше помех по сравнению с X-диапазоном.

На этом дипазоне частот базируются наши отчественные радары Беркут, Искра-1 и их модификации и фото и видео комплексы, построенные с участием локационных частей этих радаров.

В настоящее время это базовый диапазон у подавляющего большинства радаров мира.

3.Ka-диапазон

Самый новый диапазон для полицейских и милицейских дорожных радаров с несущей частотой 34700 МГц. Считается наиболее перспективным диапазоном за счет опять же еще меньшей длительности периода и более высокого энергетического потенциала, позволющего данным приборам иметь дальность обнаружения до 1.5 км с высокой точностью за минимально короткое время.

Этот диапазон имеет самую широкую полосу пропускания (1300 МГц), в счет чего его назвали SuperWide (сверширокий) и полноее отсутствие бытовых и иных помех, мешающих определению скорости пеленгуемого объекта.

На этом дипазоне частот очень мало практических и широкоиспользуемых радаров в Росиии, в счет того, что только начали осваивать КБ в России.

Это рабочий диапазон будущих радаров, наиболее эффективный для повсеместного применения. Ожидается его полное лицензирование в ближайшие 2-3 года.

4.Ku-диапазон

Один из редких диапазонов, используемый в некоторых европейских странах и ранее ожидался у нас, работающий на частоте 13450 МГц.

Камнем преткновения на деле послужило спутниковое телевидение, работающее в этом диапазоне, и поэтому в России нет и уже не будет таких радаров. А в Европе, и даже в Прибалтике пока что добрая половина парка дорожных радаров работает на этой частоте. Редкий рабочий диапазон, являющийся истинно европейским, но не имеющий практического будущего.

VG-2 - защита от нападения

Почти во всех европейских странах и некоторых штатах Америки местным законодательством запрещено использование радар-детекторов.

Чтобы обеспечить отлов незаконного прибора, существуют несколько специальных высокочуствительных радаров, работающих на на чатоте 13000 МГц, именуемыми VG-1,VG-2,VG-3 и аналогичными.

Суть технологии такова - машина облучается данным радаром. Радар-детектор, в подавляющем своем большинстве основанный на супергетеродине, произведет обработку этого сигнала.

В процессе усиления этого сигнлала и до того, как он пойдет на обработку в радар-детекторе, радар-детектор выдаст этот сигнал-эхо в эфир. Т.е. произойдет обычное для усилителя-гетеродина и неизбежное излучение усиленного сигнала. Радар VG-2 засекает этот эхо и выдает, что в том месте с большой долей вероятности находится радар-детектор.

Чтобы уберечь себя и кошелек владельца, в настоящее вреся почти все проивзодители радар-детекторов позаботились об этом, и имеют различные технологии маскирования от незванных гостей.

Лазерный диапазон

С начала 90-х годов впервые появились лазерные дальномеры и измерители скорости, основанных на отражения узконаправленного луча лазера от препятствия.

Скорость вычислялась по простым алгоритмам, путем подачи нескольких коротких импульсов через строго определенный промежуток времени измеряя расстояния до цели от каждого отражения этого импульса. В итоге получалась некая средняя составляющая, которая и выводилась на экран. Принцип прост и не изменился с тех пор и до сегодняшних дней, но с каждым новым витком эволюции таких дальномеров менялась частота импульсов и длинна луча лазера. Почти все современные радар-детекторы встроены сенсоры для приема лазерного диапазона. Принимаемая длина волны которых колелебтся от 800 нм до 1100 нм.

Имеются так же недостатки, присущие приборам, используемых лазерный даипазон - они не любят дисперсионный препятсвия (осадки, туман и т.д.), вследствии чего данные приборы используются только в сухую погоду. Наличие приема данного диапазона важно в большинстве своем лишь в мегаполисах, где сотрудники ГИБДД имеют дорогую технику для отслеживания скоростного режима.

Импульсные режимы определения. Стандарты и названия

В конце 90-х годов прошлого века сменилась эпоха постоянно действующих радаров X, K и Ka диапазонов на более быстрые и неуловимые Instant-On (навскидку) радары.

Данные устройства имеет импульсную форму определения скорости - небольшой очередью коротких импульсов. Данную форму не понимают многие радар-детекторы и просто не обрабатывают ее, считая это помехой.

Специально для таких радаров были разработаны многоми компаниями новых алгоритмов по определению таких форм. Названий они получали много, но утвердились лишь немногие:

  1. Ultra-X - короткоимпульсный режим диапазона X;
  2. Ultra-K - короткоимпульсный режим диапазона K;
  3. Ultra-Ka - короткоимпульсный режим диапазона Ka;
  4. POPtm - сертифицированный режим по определению импульсных K и Ka дипазонов;
  5. F-POPtm - сертифицированный режим по определению импульсных X, K и Ka дипазонов;

В настоящее время данные режимы поддерживают не все радар-детекторы на рынке, поэтому будьте внимательны при покупке!

Блоки обработки сигнала. Достоинства и недостатки

Блок обработки сигнала - сердце любого радар-детектора. В этом блоке происходит обработка поступающих данных с сенсоров и антенн, обработка сигналов по алгоритмам, выявления ошибок, выдача результата, а так же обработка дополнительных функций.

В настоящее время используется несколько вариантов обработки сигналов:

  1. Аналоговая обработка;
  2. Гибридная обработка (цифро-аналоговая);
  3. Цифровая обработка;

Аналоговая обработка постепенно уходит в прошлое, уступая полностью новым технологиям. В данном виде сигнал непосредственно обрабатывался схемами с заложенными алгоритмами, и результат выдавался на экран. Минусы очевидны - низкая скорость, большой потребляемый ток, высокая составлящюая ложных помех.

Гибридная технология - одна из самых распространенных технологий на сегодняшний день. Поступающие данные непосредственно не усиливаются, а проходят через АЦП на обработку БИСами. Отличаются высокой скоростью обработки, небольшой составляющей ложных сигналов.

Цифровая обработка - самая перспективная и соврменная технология, основанная на создание микрокомпьютерного компелкса внутри радра-детектора. Сердцем данного блока является микропроцессор и дополнительные СБИСы, в комплекс которых заложено множество алгоритмов, небольшая часть которых являются эвристическими. Программы, используемыми данными процессорами можно непосредсвтенно обновлять, если появляются новые дополнения к сущесвтующим алгоритмам. Кардинально отличается от предыдущих технологий тем, что имеет сверхвысокую скорость обработки, минимальную составляющую ложных срабатываний, сведеных практически к нулю, сверхвысокая дистанция определения сигналов и паралелльная обработка потсупающих сигналов - в настоящее время до 8 сигналов одновременно.

Перспективы развития радаров и радар-детекторов

В настоящее время прогнозируется, что через года 3-4 будущие радары полностью будут работать в Ка и лазерном диапазоне. Т.е., исходя из этого прогноза, можно выбирать радар-детектор, поддерживающий данный диапазон - ведь тогда не придется покупать новый, экономя при этом средства.

Российские законы о применение радар-детекторов

Помните: В некоторых государствах и федеральных объединениях местные законы запрещают использование лазер/радар-детекторов. Перед тем, как использовать прибор, пожалуйста, удостоверьтесь, что на вашей территории его применение разрешено. На всей территории Российской Федерации использование радар-детекторов не запрещено.

Законы других стран

Интересную особенность можно проследить за рядом европейских стран, и следует иметь ввиду - незнание закона не освобождает от ответственности!

Албания: не существует запрета на провоз и использование.

Финляндия: Полиция используют штатные и внештатные машины для 'отлова'. 95% радаров основаны на Ka-диапазоне, но иногда используются и диапазон K, и крайне редко лазерные. Радаров, основанных на диапазоне X и Ku нет. Ловцы радар-детекторов стандартные - Spectre-1 и Spectre-2, т.к. радар-детекторы ЗАПРЕЩЕНЫ, и если патруль найдет у тебя это - будет инсульт. Так же в Финляндии иногда на новых трассах используют ловушки типа Gatso, но это не радары, основанные на стандартных радиоволнах, а GPS-пеленгаторы, работающие на датчиках, установленных на разделительной полосе на дороге. Для их отлова нужны детекторы другого типа.

Бельгия: запрещено производство, ввоз, владение, предложение в продажу, продажа и бесплатное распространение оборудования, которое показывает наличие приборов, контролирующих движение, и мешает их функционированию. Нарушение грозит заключением в тюрьму от 15 дней до 3 месяцев, или взымается денежный штраф. В случае повторного нарушения денежный штраф удваивается. В любом случае прибор изымается и уничтожается.

Болгария: не существует общего запрета. Использование разрешено, если это не мешает измерению скорости. То есть использовать можно только радар-детекторы.

Франция: денежному штрафу подлежат предложение в продажу, ввоз, приобретение, продажа, установка, использование и провоз приборов, которые показывают наличие радаров. Затем изымается прибор и автомобиль, в котором он находится.

Латвия: использование запрещено. При продаже есть ограничения.

Литва: использование запрещено. Возможно взимание денежного штрафа и изъятие оборудования.

Люксембург: возможно заключение в тюрьму от 3 дней до 8 лет, а также взимание денежного штрафа и изъятие оборудования.

Нидерланды: нет запрета на использование.

Норвегия: нет запрета на использование, но есть некоторые незначительные ограничения.

Австрия: использование запрещено. Нарушение подвержено денежному штрафу и изъятию прибора.

Польша: запрещено использование и провоз в действующем состоянии. Провоз допускается только тогда, когда прибор признан непригодным к использованию (например, запакованный). При нарушении взимается денежный штраф.

Румыния: не существует запрета на использование. Это положение обсуждается.

Швеция: существует запрет на производство, передачу, владение и применение. Нарушение грозит изъятием прибора, денежным штрафом или заключение в тюрьму до 6 месяцев.

Швейцария: денежному штрафу подлежат предложение в продажу, ввоз, приобретение, продажа, установка, использование и провоз приборов, которые показывают наличие радаров. Затем изымается прибор и автомобиль, в котором он находится.

Дания: запрещено оснащение автомобиля оборудованием или отдельными частями, настроенными на получение электромагнитных волн от приборов полиции, настроенных на контролирование скорости или мешающих работе этих приборов. Нарушение облагается денежным штрафом.

Испания: запрещено использование.

Чехия: нет запрета на использование. Это положение до сих пор обсуждается.

Турция: в настоящее время не существует запрета на использование.

Венгрия: запрещено владение, использование во время движения и реклама радар-детекторов. При нарушении грозит денежный штраф и изъятие прибора.

Германия: в этом отношении одна из самых лояльных стран. Полицией неоднократно проводились специальные акции, по итогам которых автолюбителям дарили радар-детекторы. В целях безопасности дорожные службы установили на наиболее опасных участках дорог так называемые <ложные радары> - устройства, имитирующие сигнал дорожного радара. При срабатывании радар-детектора водитель снижает скорость, что соответственно снижает аварийность.

Наиболее актуальные вопросы связанные с радар – детекторами и анти - радарами

1. Существуют ли радары которые “не знает” радар-детектор? Теоретически, на дорогу конечно может выйти инспектор с новой, экспериментальной моделью радара в руках, для которой еще нет детектора. Но подавляющее число радаров ДПС в России и за рубежом работают в диапазонах Х – 10 525 МГц (”Сокол”, “Барьер”, “Speedgan”, “Inforser”), а также в более современном К-диапазоне - 24 150 МГц (”Беркут”, “Искра”, “ЛИСД-2″). Для определения сигналов этих радаров, на рынке представлен огромный выбор моделей радар -детекторов – как от отечественных, так и зарубежных производителей. Учитывают разработчики радар - детекторов даже новинку дорожной службы – лазерный радар, который тоже поддается детектированию. На “выходе” у производителей и детекторы будущих радаров K-диапазона (34 700 МГц), который сейчас начали только осваивать российские КБ.
При том, что обновление парка радаров ГИБДД идет медленно (средняя стоимость одного радара ~ $700) - выдать “за раз” всем инспекторам новые “суперрадары” невозможно.

2. Помогает ли радар-детектор на дороге с автоматическими комплексами слежения? Все зависит от системы. Есть комплексы, представляющие собой схему “камера плюс радар”. У таких систем локационная часть построена на тех компонентах, что и у радаров К-диапазона, поэтому радар-детекторы их “засекают”. Но вот, например, на МКАД стоит система ПКС-4, представляющая собой набор камер слежения, объединенных с компьютером. Камера фиксирует движущийся объект, а программа рассчитывает, за какое время он проходит определенное расстояние. Против такие комплексов любой радар-детектор бесполезен.

3. Может ли случиться так, что радар-детектор сработает позже радара? Ответ четкий - Нет. Детектор априори “видит” дальше радара, который испускает сигнал и принимает отраженный. Дело в том, что расчет скорости производится на основе эффекта Допплера – сдвиг частоты отраженного сигнала от объекта, который движется. Здесь отраженный от автомобиля сигнал оказывается достаточно слабым, а чтобы его принять и обработать, исходящий сигнал должен быть сильным. Вот и получается, что, в зависимости от условий, рабочая дальность радара составляет 200-700 м, радар-детектора – 1 500-3 000 м для обычного и 800-1100 м – для лазерного.
И если впереди по трассе работает радар, детектор всегда обнаружит его раньше, чем автомобиль попадет в зону действия радара.

4. Может ли радар- детектор “не заметить” радар? Такая ситуация возможна. Если не рассматривать неисправные и кустарные (чаще всего китайские) радар-детекторы, то существуют следующие варианты:

- Детектор определяет сигналы работающих радаров, которыми измеряют скорость у других участников движения. Поэтому, если на участке “видимости” радар - детектора до вашего эффектного появления радар не работал, и ваш автомобиль первый подвергся проверке – готовьте деньги. Но, опять же, вероятность такого случая: инспектор только приехал, только что включил радар – достаточно мала.

- Пропустить сигнал может радар-детектор с супергетеродином. В нем частоты радаров генерируются по очереди, и может случиться так, что в тот момент, когда сработал радар, радар-детектор был занят другой частотой. Но, учитывая, что интервалы времени перебора частот здесь измеряются в долях секунд, вероятность “пропуска” тоже невелика.

5. В чем особенность езды с использованием радар-детектора? Все просто: радар-детектор подал сигнал – снижаем скорость. Чем громче (или чаще) детектор пищит, чем больше лампочек загорелось – тем ближе работающий радар, и тем оперативнее надо сбрасывать скорость.

6. Бывают ли ложные срабатывания радар-детекторов? Такое случается. Радар-детектор может пищать, например, на сотовый телефон, реагировать на различные внешние радиоволны. Наиболее подвержены этому супергетеродиновые радар-детекторы, поскольку они более чувствительны. В топовых моделях таких радар-детекторов производители ставят специальную защиту от внешних помех.
Большинство современных детекторов имеют два режима: “трасса” и “город”, которыми выбирается чувствительность прибора.

7. Сколько стоит радар-детектор (антирадар)? Цены на радар-детекторы отечественного производства начинаются с 400 руб. за модель, работающую в Х-диапазоне, и до 1 000~1 200 – за ту, что определяет радары Х- и К-диапазонов, а также лазер. Детекторы зарубежного производства дороже на 30-50%. Китайские “поделки” дешевле: можно встретить и за 250-300 рублей “на все диапазоны”.

8. Каково отношение инспекторов ДПС к использованию радар-детекторов? К пассивному радар-детектору инспектор предъявить претензии на основании закона не может, поскольку такие устройства не запрещены. Но отношение к автовладельцу с радар-детектором, разумеется, ухудшается – ведь детекторами, как ни крути, пользуются для того чтобы нарушать правила. Поэтому на какую-либо лояльность инспектора надеяться глупо.

9. Как инспектор может узнать, что в автомобиле стоит радар-детектор (антирадар)? Прежде всего, инспектор может просто увидеть детектор, поскольку он ставится на торпедо (для лучшей чувствительности и чтобы не было экранирования сигнала). Кроме того, супергетеродиновые детекторы “фонят” и на расстоянии 2-3 м от автомобиля выдают помехи на радар. В топовых моделях радар-детекторов с супергетеродином стоит специальная защита от обнаружения. Детекторы прямого детектирования дистанционно не обнаруживаются никак.

Новые радар-детекторы стали в пути информационными системами с цифровым компасом, высотомером, детектором радаров, погодным радио, внешним термометром, системой предупреждений(SWS) и даже голосом напоминающим Вам о необходимости пристегнуться. Ежегодник Speed Measurement Laboratories' (SML) проводивший в течение Мая 2001 года оценку радар-детекторов хотел выяснить, могут ли эти новые многофункциональные приборы охотиться на радар и лазерную пушку также как показывать компасный курс. Люди покупают цифровую камеру, чтобы получить качественные снимки, а радар-детектор, чтобы обнаруживать радары. Вероятно, лучшим когда-либо выпущенным радар-детектором был DSP Escort 1980 года работавший в X и K диапазонах. Всего этого хватало чтобы обнаруживать радары. Улучшают или ухудшают обнаружение радаров новые функции детекторов.

Лазерная пушка. Результаты испытаний

Перед началом испытаний все детекторы испытывались с расстояния 160 метров пушкой направленной прямо на детектор, закрепленный на ветровом стекле, и затем в область номерного знака. На расстоянии 160 метров область поражения лучом достаточно велика(около 45см), но детекторы не обнаруживали сигнал лазера.Passport SR-1 remote имеет лазерный датчик в передней части автомобиля и сообщал о направленном на него лазере. После этого целевые автомобили были перемещены на расстояние 2400м от лазерной пушки. Еще один автомобиль был расположен на расстоянии 230м. Задача состояла в обнаружении лазерного излучения отраженного от тестового автомобиля. На расстоянии 2400м луч лазера накрывает область равную 6,5м в диаметре. Сначала лазерная пушка нацеливалась на автомобили расположенные на расстоянии 2400м - и они фиксировали лазер. Однако когда лазерная пушка нацеливалась на автомобиль рассположенный в 230м, ни один детектор не сообщал о наличии лазера. Детекторы установленные в автомобилях расположенных на расстоянии 800м также не сообщали о наличии лазера. Таким образом вероятность получения раннего предупреждения о наличии лазера очень мала. Если вы получили предупреждение о лазерной атаке, вам вероятнее всего остается только заплатить штраф.

Таблица 10.2

VG-2
Модель Дистанция обнаружения Предупреждение VG-2
Bel 980 не обнаружен нет
Cobra 1050 не обнаружен предупреждение за 70м
K40 650 VG-2 не обнаружен нет
Passport 8500 не обнаружен нет
Precision Navigation 5010 не обнаружен предупреждение за 185м
Radio Shack Talking 360° обнаружен с расстояния 520м нет
Uniden 967 не обнаружен предупреждение за 100м
Valentine One не обнаружен нет
  Продолжение таблицы 10.2
Whistler 1785 обнаружен с расстояния 595м* нет
Bel Vector LR Remote не обнаружен нет
K40 Remote Undetectable обнаружен с расстояния 360м нет
Passport SR-1 Remote обнаружен с расстояния 260м нет
Whistler 3300 Remote обнаружен с расстояния 415м* нет
* - Детекторы Whistler должны быть установлены в режим "VG-2 On". Когда "ON" - не обнаружен.

Чувствительность (5mW радар K-диапазон )

Радар-детекторы предупреждают нас световой и звуковой индикацией. Чем ближе находится радар тем более активно детектор предупреждает нас об этом. Это было видно при испытаниях детекторов на расстояних 2400м и 800м. Чтобы выяснить чувствительность детекторов был использован источник Safety Alert К-диапазона(24.100GHz) с передающей мощностью 5мВт. Это был тест на относительную чувствительность детекторов к источнику сигнала. Все детекторы начали тестироваться с расстояния 3700м. Тестирование продолжалось до первого визуального и акустического сигнала. Детекторы перечислены в порядке расстояний.

Устройства для создания противолазерных помех - антирадар

Лазерные антирадары или шифтеры (от анг. «shift» - сдвигать) используют эффект доплеровского сдвига и работают путем модулирования ответного сигнала с нижним смещением в полосе частот; в результате чего, на радарное устройство сотрудника ГИБДД передается в закодированном виде не реальная скорость, а ее значение, уменьшенное на порядок.

Среди используемых в настоящее время ГИБДД радаров или лидаров, работающих в лазерном диапазоне, наиболее часто применяются такие модели как ЛИСД-1, ЛИСД-2 и Whistler-SL, позволяющих в отличие от обычных радарных устройств выделять в плотном потоке любое, как приближающееся, так и удаляющееся транспортное средство, даже идущее на скорости более 300 км/час.

В некоторых странах Европы и в 21 штате США законы запрещают использование любых антилазерных устройств создающих помехи полицейским радарам применяемых для определения скорости транспортных средств. Перед тем, как включать активный передатчик антирадар (радардетектор) противолазерных помех «BLINDER X-TREME», удостоверьтесь, что на данной территории его применение не запрещено и не идет в разрез с местным законодательством.На всей территории Российской Федерации использование устройств для передачи активных лазерных помех (равно как и продажа антирадаров и радар детекторов) не запрещено.

Вопросы для самопроверки

  1. Радары. Общие сведения и характеристика.
  2. Эффект Доплера.
  3. Антирадары и радар-детекторы.

Алкотестры

Простейшими устройствами для обнаружения алкоголя являются индикаторные трубочки и тест-полоски. При продувании через трубочку воздуха с содержанием паров алкоголя наполнитель меняет свой цвет. Принцип действия тест — полосок тот же, но используется слюна или моча. Основные неудобства — очень тяжело продувать и невысокая избирательность, т. е. трубочка может «сработать» на что-то ещё помимо алкоголя, например на жвачку или кефир. Алкометры или алкотестеры — это приборы для определения содержания алкоголя в крови человека по выдыхаемому воздуху. Существует несколько критериев деления алкометров по группам:

1. по функциональному назначению алкотестерыподразделяются на профессиональные (точные, высокотехнологичные, рассчитанные на большие потоки людей), алкотестеры для работы дорожной полиции (индикаторного типа, для экспресс-анализа небольшого количества людей) и персональные алкотестеры —наиболее простые и дешевые приборы, используемые в основном для самоконтроля;

2. по типу применяемого датчика (сенсора), чувствительного к парам алкоголя,алкометры подразделяются на алкометры с электрохимическим сенсором (более избирательный, точный и стабильный сенсор) и с полупроводниковым сенсором. Особую категорию составляют алкотестеры с фотометрическим датчиком — наиболее точные и дорогие, точность которых со временем не снижается;

3. по типу выдоха (забора пробы выдыхаемого воздуха) можно разделить алкотестеры на безмундштучные, где продувание производится свободным выдохом или с применением засасывающего устройства, и алкотестеры с прямым продуванием (через мундштук). Некоторые профессиональные алкотестеры позволяют провести и тот и другой тип выдоха;

4. по факту наличия у прибора регистрационного свидетельства Минздрава РФ — на медицинские приборы и немедицинские;

5. по факту внесения алкотестера в Государственный реестр средств измерения — на являющиеся средством измерения (и подлежащие ежегодной поверке в органах Госстандарта с выдачей сертификата) и не являющиеся таковыми.

Таким образом, для краткой характеристики той или иной модели достаточно сказать, к примеру, Al-2000 — персональный алкометр с полупроводниковым сенсором и безмундштучным способом продувания, не является медицинским прибором и не является средством измерения, или Drager Alcotester 7410 Plus — профессиональный алкометр с электрохимическим сенсором, с возможностью и прямого и безмундштучного отбора пробы, является медицинским прибором и является также средством измерения. К существенным особенностям различных моделей относится метод индикации — цифровая, светодиодная, стрелочная. Также в отдельных моделях дополнительно может присутствовать звуковая индикация, вернее — звуковое сопровождение процесса тестирования, когда различным этапам процесса соответствуют разные звуковые сигналы.

Все алкотестеры снабжены специальными устройствами, предотвращающими попытки симуляции выдоха. Делается это для того, чтобы забирать на пробу воздух из нижних долей легких, наиболее насыщенных парами алкоголя, содержащимися в крови, т.е. проба воздуха берется после того, как тестируемый выдохнул какой-то объем воздуха. При этом замеряется сила и продолжительность продувания. Для экстренных случаев, когда невозможно добиться от тестируемого нормального выдоха, предусмотрена возможность забора пробы с помощью засасывающего компрессора.

К алкометрамдля полиции можно отнести модели Alcoscan (Canada) и AL-1100 (Korea). Общее в них – индикация результата в виде огней светофора и продувание без мундштуков. В первых двух моделях применяется электрохимический сенсор, в корейском — полупроводниковый. Помимо этого алкометры отличаются и по способу забора пробы — в AL-1100 (Korea) применяется безмундштучное продувание без учета силы выдоха, в Alcoscan (Canada) — забор пробы встроенным компрессором (пассивный отбор пробы).Для первого прибора среднесуточная норма — 150 тестов (возможно и 300), а для AL-1100 — до 50 тестов.

Наконец, третью группу составляют персональные алкотестеры. Здесь важно помнить, что некоторые модели, хотя и были созданы для самоконтроля, пригодны для освидетельствования небольшого количества людей, если не предъявляются высокие требования к точности показаний. Все такие алкотестеры снабжены полупроводниковыми сенсорами различной степени чувствительности и долговечности. Не обладают системой контроля выдоха (за исключением модели ДИНГО Pro), поэтому показания могут сильно разниться.

Чтобы сделать концентрацию паров алкоголя в выдохе измеряемой величиной применяют специальные чувствительные к алкоголю датчики — сенсоры. Принцип работы любого сенсора состоит в пропорциональном преобразовании концентрации (паров, газов и т.д.) в электрический сигнал. Разница между электрохимическими и полупроводниковыми сенсорами состоит в том, что данное преобразование в электрохимическом датчике достигается за счет химических процессов (отсюда и название), а в полупроводниковых сенсорах — за счет сжигания молекул этилового спирта на разогретой поверхности сенсора. Если в первых реакция происходит при комнатных температурах, то в сенсорах второго типа требуется разогрев до сотен градусов, поэтому электрохимические сенсоры в сравнении с полупроводниковыми намного долговечнее, и приборы с такими датчиками потребляют значительно меньше энергии.

Алкотестеры, имеющие регистрационное удостоверение Минздрава (или по-новому ФСНСЗСР), разрешены к применению в медицинской практике.

. Если алкотестер имеет сертификат об утверждении типа средств измерений Госстандарта РФ, перед продажей таких алкометров следует получить в уполномоченном органе Ростеста свидетельство о поверке с указанием номера прибора и срока действия этой бумаги (обычно год), по истечении которого надо заново получить это свидетельство.

Если срок действия свидетельства о поверке истек, то показания алкометра теряют свою юридическую силу (могут быть оспорены в суде как бездоказательные). Для протоколирования результатов используются специальные мини принтеры, выдающие чек по типу кассового с указанием номера прибора, времени проведения теста и результата.

У всех алкометров за исключением фотометрических с течением времени теряется точность показаний и чувствительность в связи с износом и загрязнением сенсора. Это особенно сказывается в зоне малых концентраций алкоголя. Чтобы восстановить точность требуется произвести настройку (калибровку) алкометра. Для проведения этой операции разработаны специальные приборы, создающие спиртовоздушную смесь требуемой концентрации и температуры (у нас — аттестованный Ростестом Toxitest). Кроме того, производятся специальные баллончики со стандартным газом типа пульверизаторов, но мы их не используем из-за того,что с одной стороны они дороги и непригодны для повторного применения после того как газ закончился, а с другой, алкогольсодержащий газ в таких баллонах по своему физическому состоянию непохож на человеческий выдох ни по температуре , ни по содержанию влаги.

Калибровка производится следующим образом: через прибор продувается стандартная смесь и показание сравнивается с тем, что на самом деле продувалось, после чего производится настройка. Методика настройки у каждого алкотестеры своя, но по типу можно сказать, что есть два метода — автоматическая настройка, когда прибор самонастраивается программно, и настройка регулировочным элементом, когда просто надо подкрутить специальный винтик. Некоторые модели (Ensure и Drivesafe) могут раскалиброваться и когда ими долгое время не пользуются из-за окисления сенсора, поэтому все приборы должны проходить предпродажную проверку.

Таблица 11.1

Время распада алкоголя в крови в зависимости от числа порций

  Мужчины женщины
напиток\количество
пиво (0,5 л) 2 ч 5 ч

Наши рекомендации