Технико-экономические показатели городского пассажирского транспорта
Прямой полезный эффект работы ГПТ заключается в перемещении людей на определенное расстояние. Поэтому объем работы ГПТ определяется не только количеством перевезенных пассажиров, но и средним расстоянием перевозки. Соответственно этому натуральным измерителем объема оказываемых услуг (продукции) является пассажиро-километры. Однако данный показатель как измеритель не отражает качество оказываемых услуг. Так, например, увеличение объема производства может произойти за счет сверхнормативного наполнения подвижного состава. Следовательно, обязательным условием применения данного показателя необходимо считать нормативное наполнение подвижного состава.
Для оказания транспортных услуг населению необходима транспортная система, создание и функционирование которой требует значительных затрат. Величина первоначальных и эксплуатационных затрат, связанных с работой ГПТ, зависит от величины транспортной системы, объемов перевозок, вида транспорта, принятого типа подвижного состава и других факторов. Поэтому при поиске оптимальной транспортной системы необходимо ориентироваться на полную стоимость одного пассажиро-километра, кото-
рая отражает влияние всех элементов первоначальных и эксплута-цнонных расходов по каждому виду транспорта и всей транспортной системе города.
Капитальные вложения, необходимые для создания транспортной системы, могут быть разделены на зависящие от длины транспортной сети и объема пассажнроперевозок. В соответствии с этим удельные капиталовложения, приходящиеся на 1 км транспортной сети, можно определить по формуле
где а - постоянные капиталовложения, не зависящие от объема перевозок, в том числе затраты на устройство дорог, обустройство маршрутов, устройство рельсовой и контактной сети, млн руб./км;
b - удельные капиталовложения, зависящие от объема пасса-жироперевозок и приходящиеся на один поезд, в том числе затраты на приобретение подвижного состава, строительство тяговых подстанций и силовых линий электропередачи, парков (депо, гаражей), млн руб./(поезд) км;
П - среднечасовое (за сутки) количество курсирующих поездов, приходящееся на 1 км транспортной сети города, поезд/км.
Зависимость между плотностью движения (П) и пассажиропотоком выразится так:
где Qгод - годовой объем работы пассажирского транспорта, пас.-км;
А - количество перевозимых пассажиров, нас;
L - средняя дальность поездки пассажира, км;
α - коэффициент наполнения поезда, отношение суточного количества выполненных пас.-км, к суточному количеству предоставляемых место-км;
q - нормативная вместимость поезда, пас.
Тогда, уравнение (7.2) примет вид
Основные составляющие капиталовложений на ввод в действие транспортной системы для разных видов ГПТ приведены в табл. 7.4.
Таблица 7.4
Структура капиталовложений в различные виды городского пассажирского транспорта
Составляющие капитальных чатрат | Вид транспорта | |||
Метрополитен | Трамвай | Троллейбус | Автобус | |
Подвижной состав Электроснабжение (контактная сеть и подстанции) Путевое хозяйство Специальные сооружения (тоннели и др.) Индекс капитальных затрат на 1 км пути | + + + + | + + + - | + + - - 2,5 | + - - - |
Из приведенных данных видно, что по сравнению с автобусным транспортом наибольшие капитальные вложения требуются для ввода в действие метрополитена, затем трамвайной и троллейбусной транспортной системы. Для метрополитена необходимо создание специальных инженерных сообщений, в том числе прокладка тоннеля, устройство подземных станций, эскалаторов, создание путевого хозяйства, электротяговых подстанций и депо.
Для нормального функционирования трамваев необходимы затраты на сооружение двойного трамвайного пути, контактной и кабельной сети, тяговых подстанций и депо. Троллейбусы могут эксплуатироваться только в том случае, если на городских дорогах имеется усовершенствованное покрытие. При содержании усовершенствованных покрытий на долю троллейбусов (автобусов) относят 8-12 % капиталовложений от стоимости проезжей части. Кроме того, необходимы затраты в контактную и кабельную сеть, тяговые подстанции и депо. Наименьшие капитальные вложения необходимы для ввода в действие транспортной системы с автобусным обслуживанием. В этом случае первичные затраты связаны с сооружением дорог, с усовершенствованием покрытий. Кроме того, для
всех видов транспорта капитальные вложения необходимы для приобретения подвижного состава.
Текущие эксплуатационные затраты, связанные с функционированием транспортной системы, включают в себя следующие расходы на 1) заработную плату с начислениями; 2) материалы, энергию и топливо; 3) ремонт и содержание путевого хозяйства и подвижного состава: 4) амортизацию основных фондов и 5) накладные (прочие) расходы. Все эксплутационные расходы подразделяются на постоянные, не зависящие и зависящие от пробега транспорта. К первой группе расходов относят часть заработной платы, расходы на содержание депо, гаражей, путевого хозяйства, тяговых подстанций, контактов и кабельной сети, общие и накладные расходы. Доля этих затрат составляет около 60% всех ежегодных расходов на эксплуатацию транспортной системы. Вторую группу составляют расходы на ремонты подвижного состава, амортизацию и заработную плату водителей, а также материально-энергетические ресурсы. Таким образом, ежегодные расходы по эксплуатации одного место-километра можно представить так:
Это позволяет выявить экономически наиболее выгодный вариант развития транспортной системы.
Вопросы к главе7
1.Как организуется управление городским пассажирским транспор-
том''
2. Что необходимо знать для разработки расписания?
3. Какие методы применяются при составлении расписаний?
4. Для чего необходима диспетчерская служба?
5. Какие мероприятия внедряются для улучшения работы городского
пассажирского транспорта?
6. Какие технико-экономические показатели характеризуют городской
пассажирский транспорт?
7. Как оценивается качество обслуживания пассажиров?
где s0 - постоянная составляющая эксплуатационных затрат;
d - удельные эксплуатационные затраты, зависящие от объема пассажироперевозок (Q), млн руб./пас.
Годовой объем перевозок можно определить исходя из транспортной подвижности населения (Птр, пас/тыс, чел.) и численности населения города (Ч, тыс. чел.):
При сравнении различных видов пассажирского транспорта вводится обобщающий экономический показатель, например, приведенные затраты
где Е - коэффициент эффективности капиталовложений, который принимается исходя из срока окупаемости или возврата заемных средств.
Библиографический список
1. Варелопуло Г. А. Организация движения и перевозок на
городском пассажирском транспорте. М.: Транспорт, 1990.
2. Дубровин Е. А. Городские улицы и дороги. М.: Высш. шк.,
1981.
З.Лобанова Е. М. Транспортная планировка городов. М: Транспорт, 1990.
4. Овинников Е. В., Фишельсон М. С. Городской транспорт. М:
Высш. шк., 1976.
5. Самойлов Д. С. Городской транспорт. М: Стройиздат, 1983.
6. Сигаев А. В. Проектирование улично-дорожной сети. М.:
Стройиздат, 1978.
7. Спирин И. В. Городские автобусные перевозки: Справочник.
М.: Транспорт, 1991.
Ъ.Сутырин Н. М. Городской транспорт: Учеб. пособие СПб.: СПбГИЭУ, 2005.
9. Фишельсон М. С. Транспортная планировка городов. М.: Высш. шк., 1985.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................... 3
Раздел I Технологии санитарного благоустройства городов
Глава 1. Основы благоустройства городов.............................. 6
1.1. Рост городов и развитие систем жизнеобеспечения....... 6
1.2. Характеристика систем жизнеобеспечения............... 8
1.3. Планировочная структура и функциональное зониро
вание городов................................................................... 9
1.4. Здания и сооружения как элементы городской среды i 1
Глава 2. Городские улицы и дороги.................................... 28
2.1.Классификация улиц и дорог......................................... 28
2.2. Схемы улично-дорожной сети городов........................ 30
2.3. Конструкция улиц и дорог............................................. 33
2.4. Расчет и выбор конструкции дорожных одежд............ 35
2.5. Основы проектирования улиц и дорог........................... 41
2.6. Инженерные сети на городских улицах........................ 44
2.7. Освещение городских улиц........................................... 46
2.8. Озеленение улиц и дорог............................................... 49
Глава 3. Строительство и ремонт улиц и дорог..................... 53
3.1. Основы технологии строительства городских дорог 53
3.2. Дорожно-строительные машины и механизмы............ 54
3.3. Технология укладки асфальтобетонных покрытий.. 56
3.4. Эксплуатация улиц и дорог........................................... 58
Глава 4. Санитарная очистка и уборка населенных мест 60
4.1. Основные задачи санитарного благоустройства городов 60
4.2. Характеристика твердых бытовых отходов.................. 60
4.3. Нормы накопления твердых бытовых отходов............. 63
4.4. Сбор и удаление твердых бытовых отходов................. 65
4.5. Обезвреживание твердых бытовых отходов................. 74
Глава 5. Уборка городских улиц и площадей........................ 91
5.1. Организация уборки улиц............................................... 91
5.2. Летняя уборка городских территорий........................... 91
5.3. Зимняя уборка городских территорий.......................... 97
Раздел II Техника и технология водоснабжения и канализации
Глава 1. Системы и схемы водоснабжения............................ 105
1.1. Классификация систем водоснабжения..................... 105
1.2. Схемы и основные элементы систем водоснабжения 107
1.3. Зоны санитарной охраны водоисточников................ 110
Глава 2. Расчетные расходы воды.......................................... 113
2.1. Нормы водопотребления........................................... 113
2.2. Режимы водопотребления.......................................... 115
2.3. Суточные и часовые расходы воды........................... 117
Глава 3. Источники водоснабжения и водозаборные соору
жения........................................................................................ 125
3.1. Оценка источника водоснабжения............................. 125
3.2. Водозаборные сооружения из поверхностных источников 126
3.3. Водозаборные сооружения для подземных вод....... 129
Глава 4. Насосы и насосные станции..................................... 136
4.1. Свободные напоры...................................................... 136
4.2. Классификация водоподъемных устройств. Устройство
и принцип действия центробежных насосов............. 140
4.3. Основные характеристики насосов............................ 143
4.4. Подбор и совместная работа насосов на сеть........... 146
4.5. Насосные станции....................................................... 153
Глава 5. Улучшение качества питьевой воды....................... 157
5.1. Свойства и качество природных вод......................... 157
5.2. Технологические схемы водоочистных станций...... 158
5.3. Устройства для приготовления и дозирования реагентов 162
5.4. Смесители.................................................. ,................ 163
5.5. Камеры хлопьеобразования....................................... 165
5.6. Отстойники.................................................................. 167
5.7. Фильтры...................................................................... 171
5.8. Установки для обеззараживания воды....................... 176
Глава 6. Запасные и регулирующие емкости........................ 180
6.1. Классификация и назначение..................................... 180
6.2. Водонапорные башни................................................ 181
6.3. Подземные резервуары.............................................. 183
Глава 7. Водопроводы и водопроводные сети....................... 185
7.1. Классификация и назначение водопроводных линий........ 185
7.2. Проектирование водопроводных линий.................... 186
7.3. Трассировка водопроводных линий........................... 187
7.4. Выбор схемы питания и подготовка водопроводной се
ти к расчету................................................................. 188
7.5. Гидравлический расчет водопроводной сети............ 192
7.6. Устройство сетей и сооружений на них.................... 194
Глава 8. Канализация.............................................................. 198
8.1. Общие понятия. Классификация сточных вод.......... 198
8.2. Системы и схемы канализации.................................. 199
8.3. Нормы водоотведения................................................ 203
8.4. Основы гидравлического расчета канализационной сети 204
8.5. Канализационные насосные станции......................... 208
8.6. Очистка сточных вод.................................................. 210
Раздел III Городские системы энергообеспечения
Глава. 1. Характеристика систем энергообеспечения........... 216
1.1. Основные понятия и определения.............................. 216
1.2. Рост городов и развитие систем энергоснабжения... 219
1.3. Характеристика схем энергоснабжения..................... 222
Глава 2. Топливно-энергетические ресурсы.......................... 226
2.1. Общая характеристика системы топливоснабжения 226
2.2. Техническая и энергетическая характеристика топлива 229
2.3. Характеристика процесса горения топлива.............. 232
2.4. Состав и объем продуктов сгорания......................... 234
2.5. Энтальпия воздуха и продуктов горения.................. 236
2.6. Способы сжигания топлива........................................ 237
Глава 3. Потребление энергии в городском хозяйстве......... 244
3.1. Потребление электроэнергии на нужды города........ 244
3.2. Потребление теплоты на нужды города.................... 254
Глава 4. Котельные установки............................................... 262
4.1. Назначение и классификация..................................... 262
4.2. Технологический комплекс котельной установки.... 263
4.3. Характеристика тепловых схем котельных установок.... 268
4.4. Классификация и устройство котлоагрегатов........... 272
4.5. Тепловой баланс и энергетическая характеристика кот-
лоагрегата................................................................... 279
4.6. Выбор типа и мощности котлоагрегатов.................. 284
4.7. Технико-экономическая оценка котельных установок.... 287
Глава 5. Электрические станции............................................ 294
5.1. Назначение и классификация..................................... 294
5.2. Характеристика рабочего процесса 'ГЭС................. 296
5.3. Устройство и принцип действия паровых турбин.... 300
5.4. Основные характеристики турбогенераторов.......... 307
5.5. Общая технологическая и тепловая схемы электро
станции ....................................................................... 313
5.6. Электрическая часть электростанций........................ 317
5.7. Расчет и выбор основного оборудования ТЭС......... 322
5.8. Технико-экономические показатели работы ТЭС..... 325
Глава 6. Система теплоснабжении города............................. 330
6.1. Основы теплоснабжения городов.............................. 330
6.2. Классификация систем теплоснабжения................... 331
6.3. Тепловые пункты и схемы присоединения потребителей 334
6.4. Режимы и способы регулирования отпуска теплоты 339
6.5. Гидравлический и тепловой расчет сети................... 343
6.6. Способы прокладки и строительные конструкции теп
ловых сетей................................................................. 350
6.7. Технико-экономические показатели транспорта теплоты 354
Глава 7. Система электроснабжения городов........................ 356
7.1. Основы построения систем электроснабжения......... 356
7.2. Схемы и устройства систем электроснабжения....... 361
7.3. Расчет и выбор параметров электрических сетей..... 369
7.4. Режимы работы электрических сетей........................ 376
Раздел IV Городская транспортная система
Глава 1. Схемы и элементы транспортной сети.................... 380
1.1. Транспортная классификация городов...................... 380
1.2. Принципы формирования городской транспортной
системы....................................................................... 382
1.3. Схемы транспортных сетей....................................... 385
Гласа 2. Пропускная способность уличной сети города...... 388
2.1. Пропускная способность полосы движения городской
магистрали.................................................................. 388
2.2. Пропускная способность многополосной проезжей части 392
2.3. Пропускная способность нерегулируемых пересечений
в одном уровне............................................................ 394
2.4. Пропускная способность регулируемых пересечений в
одном уровне.............................................................. 396
2.5. Пропускная способность остановочного пункта...... 399
Глава 3. Передвижения населения в городе........................... 401
3.1. Цели передвижений населения в городе................... 401
3.2. Подвижность населения............................................. 402
3.3. Характер расселения жителей города....................... 403
3.4. Затраты времени на передвижения............................ 406
3.5. Основные закономерности изменения пассажиропо
токов............................................................................ 410
3.6. Мощность пассажирского потока.............................. 412
Глава 4. Городской пассажирский транспорт........................ 413
4.1. Назначение и классификация городского транспорта 413
4.2. Требования, предъявляемые к городскому пассажир
скому транспорту........................................................ 417
4.3. Характеристика подвижного состава городского пас
сажирского транспорта............................................... 419
4.4. Устройство подвижного состава городского транспорта 421
Глава 5. Основы проектирования городской транспортной
системы.................................................................................... 429
5.1. Состав и содержание проекта.................................... 429
5.2. Транспортно-иланировочное районирование города 431
5.3. Расчет межрайонных корреспонденции населения... 433
5.4. Построение картограмм пассажиропотоков............. 437
5.5. Выбор вида транспорта и определение потребности в
подвижном составе..................................................... 440
5.6. Обследования пассажирских потоков........................ 442
Глава 6. Формирование городской маршрутной сети........... 451
6.1. Особенности маршрутного обслуживания населения 451
6.2. Классификация маршрутов городского пассажирского
транспорта................................................................... 452
6.3. Требования, предъявляемые к маршрутной системе 453
6.4. Принципы формирования рациональной маршрутной
системы....................................................................... 453
6.5. Проектирование и согласование маршрутов............ 458
6.6. Корректировка маршрутов........................................ 462
6.7. Обустройство маршрутов и парков........................... 464
Глава 7. Организация работы городского пассажирского
транспорта.............................................................................. 468
7.1. Основы организации управления городскими пасса
жирскими перевозками............................................... 468
7.2. Разработка маршрутного расписания........................ 470
7.3. Организационно-технические мероприятия по улучше
нию функционирования транспортной системы города 474
7.4. Организация работы диспетчерской службы............ 477
7.5. Оценка качества обслуживания пассажиров............. 479
7.6. Технико-экономические показатели городского пасса
жирского транспорта.................................................. 481
Библиографический список.................................................... 486
Кузнецов Евгений Павлович- кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой энергосбыта, надзора и энергосберегающих технологий Петербургского энергетического института повышения квалификации. Автор более 50 работ, в том числе «Организационное, информационное и методическое обеспечение программ энергосбережения», «Техника и технологии городского хозяйства». «Качество теплоснабжения городов» и др.
Область научных интересов - управление энерго- и ресурсосбережением в промышленности и городском хозяйстве
Дыбов Анатолий Михайлович- кандидат технических наук, доцент Удмуртского государственного университета. Автор более 50 научных работ, методических рекомендаций, 6 монографий по вопросам применения достижений естествознания и научно-технического прогресса, эффективности инвестиционной деятельности, совершенствования городского хозяйства Имеет 10 авторских свидетельств.
Сутырин Николай Михайлович- кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве СПбГИЭУ Окончил Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти по специальности «Экономика и организация городского хозяйства». В университете работает с 1968 года. Читал лекции по вопросам организации и управления городским хозяйством в КНР (г. Пекин, г Харбин) и МНР (г. Улан-Батор). Читает дисциплины: «Техника и технология отраслей городского хозяйства», «Организация пассажирских пеоево-зок и дорожного хозяйства в городе».
Область научных интересов: экономика и управление городским хозяйством; экономика и управление городским пассажирским транспортом; техника и технология отраслей городского хозяйства; организация обращения твердых муниципальных отходов Имеет более 100 научных публикаций, в том числе 2 монографии и 8 учебных пособий.
В настоящее время член ученого совета Института региональной экономики и управления, член учебно-методического совета специальности «Экономика и управление на предприятии городского хозяйства».
j} • водоснабжения для забора воды из природных источников, улучшения ее качества и подачи потребителям;
3 1 • канализации для приема, отведения, очистки и обеззараживания сточных вод;
jf) • транспортного .обслуживания населения для перевозки пассажиров и грузов;
£у • энергообеспечения для снабжения городов и поселков топливом, электрической и тепловой энергией.
Системы_жизнеобеепечения играют значительную роль в экономике городов и сельских поселений. На их создание выделяется до 40% jtcex средств, вкладываемых в застройку населенных пунктов. Для_обеспеыення нормального функционирования систем_жиз-необеспечения ежегодно должно выделятся не менее 20-25% всех бюджетных средств. Поэтому для будущих специалистов в области экономики и управления городским хозяйством является важным получение глубоких знаний в области техники и технологий различных систем жизнеобеспечения. Авторы убеждены, что, только зная объект управления, можно принимать обоснованные оптимальные решения, связанные с развитием и функционированием систем жизнеобеспечения. Для этого необходимо изучить основы:
• проектирования и эксплуатации систем жизнеобеспечения;
• определения потребности населенных мест в топливе, воде,
электроэнергии, теплоте и других ресурсах;
• расчета объемов пассажирских перевозок, сточных вод, нако
пления твердых бытовых отходов и уборки городских территорий;
• расчета и выбора схем и систем жизнеобеспечения, машин
и механизмов, инженерных сооружений, оборудования и комму
никаций;
• решения задач инженерной подготовки территорий, строи
тельства и эксплуатации улиц и дорог, размещения объектов и про
кладки коммуникаций, озеленения, охраны окружающей среды и др.
Несмотря на наличие обширной литературы по общим вопро-' сам планировки городов, а также по отдельным элементам систем жизнеобеспечения, в настоящее время возникла необходимость создания учебного пособия для подготовки специалистов по экономике и управлению городским хозяйством, в котором излагаются основы создания и функционирования систем санитарного благоус-
*
тройства, водоснабжения и канализации, транспортного обслуживания и энергообеспечения городов. Данная книга является попыткой восполнить этот пробел. Вместе с тем авторы считают, что книга не может претендовать на одинаковую полноту охвата и глубину проработки всех вопросов. Многие специфические вопросы рассмотрены в самом общем виде. Тем не менее авторы выражают надежду, что книга окажется полезной студентам, которые стремятся стать специалистами в области управления городским хозяйством.
Учебное пособие написано авторским коллективом под общей редакцией Е. П. Кузнецова. Авторы разделов: Е. П. Кузнецов (Системы санитарного благоустройства городов); А. М. Дыбов, Е, П. Кузнецов (Системы водоснабжения и канализации городов); Н. М. Суты-рин, Е. П. Кузнецов (Система транспортного обслуживания населения городов); Е. П. Кузнецов (Системы энергообеспечения городов).
При подготовке рукописи к печати авторам оказал помощь А. В. Венедиктов, за что авторы приносят ему свою благодарность.
УДК 911.3(075)
ББК65.049(2)2я73 ;
К89
Утверждено редакционно-издателъским советом СПбГИЭУ в качестве учебного пособия по спец. 060800
Рецензенты:
кафедра энергетического и промышленно-гражданского строительства ПЭИПК (зав. кафедрой канд. техн. наук, доц. В. А, Кукушкин),
канд. техн. наук Ф. М. Иохведов (ЗАО «ЭКОПОЛИС», Санкт-Петербург)
Кузнецов Е. П., Дыбов А. М., Сутырин Н. М.
К89 Техника и технологии отраслей городского хозяйства: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005. -494 с.
ISBN 5-88996-542-5
В учебном пособии дана классификация городских систем жизнеобеспечения, приведены основные их элементы и принципы функционирования. Раскрыты технологические особенности и техническое оснащение основных процессов, используемых в городском хозяйстве. Даны практические рекомендации по расчетам их наиболее важных параметров и режимов.
Предназначено студентам, обучающимся но специальности 060800 - Экономика и управление на предприятии городского хозяйства, а также специалистам данной сферы народною хозяйства.
УДК 911:3(075) ББК 65.049(2)2я 73
© СПбГИЭУ, 2005 |
ISBN 5-88996-542-5
Введение
Процесс урбанизации как элемент расселения_со_провождается интенсивным "жилищным строительством__и развитием городской 11Н^а^^у^туры7~Обё15пёчёние процессов жизнедеятельности"!'^ бует создания в городах таких отраслей, как производственная, транспортная, инжeнepнaя!_c£щ^ajгьшяJ^JИ2:Иx ф^п^щ^чшщшзание связано с обслуживанием населения и обеспечением_развития эко-номикйТороДовг При" ШставленшГ настбящёТо~учебного пособия авторы сделаЛй"*попытку рассмотреть комплекс вопросов, связанных стехнологическим и техническим обеспечение^ функциони-вани'я городского хозяйства.
Если рассматривать отрасли городского хозяйства с общих по
зиций системного подхода, ^
построенный комплекс взаимосвя-
занных инженерных сооружений, Т
объединен ньпТно фу^ТкциональномУ приз17аку~1^пециальной технологией с целью производства, распределения и использования жиз-ненно важных ресурсов. Таки~ес^теТугьГсоздаюТся для обеспечения у'словий~ж"изни и д^ятёль*ностичеловека. При этом любую систему
жизнедеятельности следует рассматривать как сложную структуру, имеющую множество прямых и обратных связей и обеспечивающую взаимодействие человека, машин и окружающей среды.
Перспективы развития поселений определяются на основе анализа и оценки численности и демографического состава населения, ресурсного и производственного потенциала территории, уровня развития науки и техники, состояния окружающей среды и других факторов. Создание и развитие систем жизнеобеспечения требует учета этих факторов, а также свойств и закономерностей формирования самих систем. Специфика систем жизнеобеспечения заключается в универсальности и значимости производимой продукции и оказываемых услуг, выполнении функций обслуживания населения и других отраслей экономики.
В зависимости от вида^роизводимогоресурса_или оказывае-мых_услуг в городах_ф_ор1угаруются соответствующие системы технологий:
/) • санитарного благоустройства для поддержания оптимальных санитарно-гигиенических условий проживания людей и защиты окружающей среды;