Классификация городского пассажирского транспорта по производительности
1 Класс | Производительность | Вил транспорта | Провозная способность, |
тыс. пас/ч | |||
Очень вы- | Электрифицированные желез- | 45-65 | |
сокая | нодорожные | ||
Метрополитен | 30-52 | ||
Высокая | Монорельсовый транспорт | 10-25 | |
Трамвай | 6-21,6 | ||
Средняя | Троллейбус | 7-12,8 | |
Автобус | 3,6-14,4 | ||
Низкая | Легковые автомобили | 1,0-1,5 |
Современный этап развития городского транспорта характеризуется, с одной стороны, совершенствованием всех видов уличного транспорта - автобусов, троллейбусов и трамваев, а с другой, - развитием внеуличных видов транспорта - метрополитена, скоростных трамваев.
Одновременно идет поиск более совершенных решений в части организации движения, увеличения пропускной способности транспортной сети города, создания специальных транспортных развязок, городских скоростных дорог, внедрения новых видов транспорта.
Требования, предъявляемые к городскому пассажирскому транспорту
Эксплуатационные требования, предъявляемые к ГПТ, включают в себя требования к планировке салона, организации рабочего места водителя, техническому состоянию, экипировке и цветографическому оформлению транспортного средства.
Планировка пассажирского салона должна соответствовать требованиям соответствующих ГОСТов (например, для автобусов ГОСТ 27815-88). Преимущественно должна использоваться трехрядная планировка сидений (двухместные по одному борту и одноместные по другому) с шириной прохода не менее 450 мм на расстоянии 900 мм от уровня пола при высоте прохода не менее 1950 мм (рис. 4.1). Исходя из обеспечения необходимых удобств пассажирам и рационального использования внутреннего пространства кузова, установлены ограничения на размеры и размещение пассажирских сидений, поручней, подножек, проходов. Например, расстояние между спинками сидений должно быть не менее 650 мм, глубина подушки сидения 350 мм, высота салона 1900 мм, уклон пола 6°, высота ступени не более 250 мм, глубина подножки не менее 300 мм, высота расположения поручней 800-1500 мм, число поручней или ручек, одновременно доступных с любого места, не менее двух, диаметр поручней 20-45 мм и т. д.
Рабочее место водителя организуется в соответствии с требованиями эргономики. При этом учитываются все обстоятельства: как удобства длительной работы водителей, так и безопасность вождения транспортного средства. В условиях эксплуатационных предприятий запрещается изменять или модернизировать рабочее место водителя без согласования с заводом-изготовителем. Запрещается загораживать стекла кабины плакатами, вымпелами, игрушками и другими предметами. Допускается установка чехлов на сидения и обод рулевого колеса, дополнительных зеркал, улучшающих обзор, кронштейна для крепления указателя маршрута.
Рис. 4.1. Схема планировки пассажирского салона
Техническое состояние транспортного средства должно отвечать требованиям Правил технической эксплуатации и Правилам дорожного движения. Безопасность перевозок - это безусловное требование, предъявляемое пассажирами и обществом к ГПТ. Для обеспечения безопасности необходимо: 1) не выпускать на маршруты технически неисправные транспортные средства; 2) направлять на маршруты транспортные средства, соответствующие по габаритам и весовым параметрам технической категории улиц; 3) выпускать на линию транспортные средства в количестве, обеспечивающем соблюдение предельных норм вместимости; 4) привлекать к работе водителей, имеющих квалификацию 1-го или 2-го класса; 5) не допускать переработки свыше 10 часов и рабочей недели свыше 41 часа и другие требования.
Экипировка городского пассажирского транспорта включает в себя: 1) звукоусилительную установку для информирования пассажиров; 2) оборудование, обеспечивающее безопасность движения -медицинскую аптечку, огнетушитель в кабине водителя и в салоне, знак аварийной остановки, противооткатные упоры; 3) расписание движения; 4) указатели маршрута спереди, сбоку и сзади кузова; 5) схему маршрута со всеми остановочными пунктами; 6) правила пользования и другую информацию.
Цветографическое оформление (окраска) ГПТ выполняется в соответствии с ГОСТ 24348-80 с применением стандартизованных колеров окраски (белый, слоновой кости, желтый, серый).
4.3. Характеристика подвижного состава городского пассажирского транспорта
К основным показателям, характеризующим подвижной состав ГПТ, относятся: 1) вместимость; 2) провозная способность; 3) скорость сообщения; 4) динамические показатели - ускорение, техническая скорость, замедление; 5) габариты; 6) масса; 7) комфортабельность.
Вместимость подвижного состава определяется суммой числа мест для сидения и расчетного числа стоящих пассажиров, определяемого исходя из расчета 3 чел. на 1 м свободной площади пола салона. В часы «пик» эта норма может быть увеличена до 5-8 человек на 1 м" свободной площади пола. Свободной площадью пола салона считается площадь, свободная от сидений, места водителя и кондуктора и других помех. Наименьшая и наибольшая вместимость зависят от планировки салона, количества и размещения мест для сидения (рис. 4.2). Вместимость подвижного состава можно определить по формуле
где пс - количество мест для сидения;
nст - количество пассажиров, приходящихся на 1 м" свободной площади салона;
F - свободная площадь салона, м .
Провозная способность подвижного состава ГПТ показывает количество пассажиров, которое может быть перевезено в течение часа в одном направлении по одной полосе в данном сечении улицы. В общем случае провозная способность зависит от вместимости единицы подвижного состава, количества единиц в поезде и пропускной способности одной полосы движения. Пропускная способность зависит от интенсивности и скорости движения, состояния дорожного покрытия и других факторов. Кроме того, пропускная
где I - интервал движения транспорта на рассматриваемом участке сети, мин. |
способность полосы движения общественного транспорта зависит от пропускной способности остановочных пунктов, т. е. времени посадки и высадки пассажиров, торможения при подъезде и ускорения при отъезде от остановки и других факторов. Все эти факторы в конечном счете влияют на интервал времени между подвижными единицами на маршруте, т. е. интервал движения. Минимальный интервал времени должен быть не менее 1 мин при вместимости подвижного состава более 100 человек и 0,5 мин при меньшей вместимости. В соответствии с заданным (расчетным) интервалом движения можно определить провозную способность подвижного состава ГПТ:
Рис. 4.2. Схемы подвижного состава городского пассажирского транспорта:
а - малой; б - средней и в - большой вместимости
Динамические показатели подвижного состава — это техническая скорость, ускорение и замедление. В современных типах подвижного состава эти показатели находятся на достаточно высоком уровне. Так, техническая скорость современных автобусов 80-100 км/ч, наземного электротранспорта 60-80 км/ч. Среднее ус-
корение при пуске составляет 1,5-2 м/с2. Среднее замедление при торможении: служебном 1,5-2 м/с2, а экстренном - до 3,5 м/с2. Приведенные динамические характеристики позволяют современному ГПТ развивать и поддерживать достаточно высокую скорость сообщения. Этот показатель характеризует скорость, с которой передвигается пассажир на транспорте. Он определяет затраты времени населения на передвижения, т. е. качество транспортного обслуживания населения города.
Габарит подвижного состава дает понятие о предельном очертании, в котором должен помещаться при стоянке на прямом горизонтальном участке вполне исправный подвижной состав ГПТ. Международная предельная ширина подвижного состава общественного транспорта равна 2.5 м. В нашей стране этой норме соответствуют только автобусы. Троллейбусы имеют ширину 2.6-2.7 м, трамваи 2,55-2,6 м. Высота автобусов - 3,0 м, троллейбусов - 3.65, трамваев 3,0-3.5. Длина поезда, состоящего из нескольких подвижных единиц, не нормируется.
Масса тары подвижного состава играет существенную роль в затратах энергии. Поэтому при создании современных типов подвижного состава стремятся уменьшить удельный вес, приходящийся на 1 м2 площади пола, за счет внедрения новых технических решений и новых конструкционных материалов.
Комфортабельность подвижного состава должна соответствовать требованиям эргономики в части планировки салона, конструкции окон, дверей, ступенек, поручней, сидений и других конструктивных элементов, а также санитарных норм в части освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в салоне. Помимо этого необходима проверка двигателей внутреннего сгорания по предельно допустимой концентрации вредных веществ в выхлопных газах автобусного транспорта.