Формирование сюжетно-отобразительной игры
Учим детей объединять несколько игрушек для реализации игровых задач; формируем игровые действия с учетом их логической последовательности (например, сначала научиться раздевать куклу, а потом учиться ее купать). Последовательно развиваем игровой сюжет; воспроизводим в игре несколько взаимосвязанных действий (например, посадить куклу за стол, поставить чашку, напоить куклу чаем).
Учим детей исполнять одну и ту же игровую задачу с разными игрушками (например, покормить зайчика, мишку) и с одинаковыми игрушками, которые отличаются некоторыми признаками (например, уложить спать маленькую и большую кукол).
Учим детей находить предметы, необходимые для игры (например, машины, чтобы покатать мишку; кроватки для кукол и т.д.).
Побуждаем детей выполнять игровые действия совместно или одновременно с взрослым (сопряжено), вслед за взрослым (по подражанию) и самостоятельно.
Организуя игру, особое внимание уделяем развитию внимания, зрительного восприятия, пространственных отношений, практического мышления; побуждаем детей к использованию слов, которые обозначают игрушки, действия, состояние и т.д.; учим соотносить игрушки и некоторые игровые действия с их названиями. Учим детей играть рядом.
Примерная тематика сюжетно-отобразительных игр:
"Накорми куклу" (формируем заботливое отношение к кукле, учим кормить куклу с ложки, показываем значение ложки как вспомогательного средства, соотносим предметы и действия с их названиями);
"Покатай куклу" (обыгрывание машины: учим детей возить в машинах кукол, мишек, матрешек и т.д. В процессе обыгрывания машины учим детей соотносить размер куклы (мишки, матрешки и т.д.) с размером машины, цвет платья куклы - с цветом машины и т.д.;
"Дом для матрешки" (учим перевозить кубики в машине; соотносить размер матрешки с размером дома);
"Накорми куклу", "Накорми матрешку", "Накорми мишку" и т.д. (учим детей переходить от одного игрового действия ко второму: кормить и поить куклу; показываем назначение чашки как предмета, который имеет функциональное назначение);
"Вымой кукле руки" (учим игровым действиям, которые отображают мытье кукле рук; показываем детям необходимость этого процесса, подводя их к пониманию элементарных причинных зависимостей; акцентируем внимание детей на назначении воды, ручника);
"Вымой кукле глазки", "Вымой кукле лицо и руки" (учим переносить знакомое игровое действие, которое отображает умывание, на новые объекты деятельности; учим подбирать атрибуты игры, которых не хватает, исходя с игровой ситуации; помогаем выявлять причинно-следственные связи; формируем заботливые отношения к кукле);
"Положим мишку спать", "Зайчик хочет спать", "Кукла будет спать" (учим отображать в игре знакомые жизненные ситуации: укладывание спать кукол, животных; подбор необходимого игрового материала /постельных принадлежностей/ и его использование; формируем заботливое отношение к мишке, куклы и т.д.).
Дидактические игры
Продолжаем учить подбирать крышки соответствующей формы к коробкам (круглой, квадратной, треугольной формы); находить соответствующую деталь (вкладыш) при сборке и раскладывании пустых кубов, цилиндров, конусов, полусфер с 2-3 деталей.
Учим собирать разборные игрушки из двух частей (мисочки-вкладыши, матрешки, кубы-вкладыши и т.д.); пирамиду из 2-3 крупных колец по убыванию величины (кольца одноцветные). Развиваем мелкую моторику пальцев, координацию движений, побуждаем детей выполнять более точные действия с предметами (мелкие вкладыши, бросание мозаики или бирюлек в посуду с узким отверстием, нанизывание колец и т.д.).
Учим различать основные цвета в играх: "Найди и принеси такой же предмет" (соотнесение по цвету предметов одинакового назначения: шары, кубики, кольца, мячи и т.д.); "Прокати такой же шарик" (соотнесение шариков по цвету); "Цветные втулки", "Флажки по местам" (группировка предметов по цвету сообразно цветному фону).
Учим различать фигуры разной формы (куб, шар) в играх: "Катится - не катится" (установление различия предметов по форме - шар, куб – в практической деятельности); "Что в ведерках?" (доставание с ведерка кубиков, шариков одного цвета и примерно одного размера); "Разложи правильно" (группировка шариков и кубиков после ощупывания в коробку соответствующего образца); "Узнай на ощупь" (группировка разноцветных шариков и кубов на основе тактильного ощущения); "Занимательная коробочка" (соотнесение объемного предмета - шара, куба - с отверстиями соответствующих форм); "Собери одинаковые по форме предметы" (группировка однородных предметов, шаров и кубов).
Учим распознавать предметы по величине в играх: "Где шарик?" (прячем шарик в ладони- показываем разницу в величине предметов на основе зрительно-тактильных ощущений); "Что в коробках?" (зрительно-тактильное обследование больших и маленьких кубиков, взятых с большой и маленькой коробки; группировка кубиков путям складывания их в коробки); "Нанизываем шарики на стержень" (акцентируем внимание детей на величине шариков); "Занимательная коробка" (проталкивание больших и маленьких шаров, кубов через соответствующие отверстия).
Учим возобновлять образы предметов (разрезные картинки с 2-3 частей с изображением знакомых детям предметов); игры с простыми сборно-разборными игрушками.
Учим находить одинаковые предметы сначала при выборе из 3-х, потом при выборе из 4-5 предметов; соотносить предметы с их изображением на фотографии, затем с их изображением на картинках; выбирать парные картинки из 3-5.
Учим приемам обследования объектов (ощупывание, обведение) на зрительно-тактильной и тактильной основе - распознаванию предметов на ощупь в играх: "Дай такой же", "Угадай, что это?", "У кого такой предмет?" "Чудесный мешочек" и др.
Игры на уточнение назначения предметов: "Куда положить?", "Кому нужен предмет?", "Что надела кукла Катя?", "Чем играют?", "Кто что ест?", "Кто пришел?" и др.