Понятие, цели и виды таможенной статистики внешней торговли
Таможенная статистика является одним из элементов таможенного дела в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле. С ее помощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере и т.д.
Ведение таможенной статистики — одна из функций таможенных органов. Она осуществляется в соответствии с ТКТС (ст. 47—49) и иными нормативно-правовыми актами.
Целями таможенной статистики являются:
— обеспечение высших органов государственной власти, иных государственных органов полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации;
— контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов;
— анализ состояния и развития внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и состояния российской экономики в целом.
Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.
Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая, направленность экспорта и импорта.
Федеральная таможенная служба определяет объекты статистического наблюдения и учета стран — торговых партнеров по импорту и экспорту и перечень обязательных показателей таможенной статистики внешней торговли.
Наиболее полно количественный учет отражает объемы международного товарооборота. Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров таможенная статистика внешней торговли включает стоимостную оценку. Данные таможенной статистики представляются в форме квартальных и годовых публикаций. Издание и распространение данных таможенной статистики внешней торговли на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках производится исключительно с разрешения таможенных органов России.
Специальная таможенная статистика — это совокупность данных, характеризующих итоги деятельности отдельных таможенных органов как в целом, так и на отдельных направлениях их деятельности по оперативным, экономическим и правоохранительным составляющим, куда входят следующие объекты изучения:
— статистика декларирования, характеризующая вывоз и ввоз товаров по видам таможенных процедур, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли;
— статистика таможенных платежей, характеризующая долю и роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета;
— статистика валютного контроля, ведущая учет экспортных товаров в количественном и стоимостном выражении в привязках к срокам поступления и суммам валютной выручки;
— статистика конфискатов, характеризующая количество случаев нарушений таможенных правил во внешнеторговом обороте;
— статистика международных почтовых отправлений, отражающая учет посылок и других почтовых отправлений, выпущенных с территории России и, наоборот, пропущенных на нее;
— статистика международных перевозок, отражающая учет транспортных средств, пересекающих границу России как на въезд, так и на выезд;
— статистика пассажирооборота, отражающая учет физических лиц, проследовавших через границу России.
Как правило, данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами при подготовке справочно-аналитических материалов, позволяющих принимать управленческие решения, и информационно-аналитических материалов для информирования о деятельности таможенных органов федеральных, а в необходимых случаях — местных органов государственной власти и управления, а также средств массовой информации.
Страны происхождения товара
Таможенная политика любого государства по отношению к различным странам не одинакова. Связано это со многими факторами, в том числе с преференциями и запретами на ввоз (вывоз) товаров из какого-либо государства, которые установлены в конкретной отдельно взятой стране. Аналогичная ситуация характерна и для России.
Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу России, производится с учетом таких характеристик товара, как страна его происхождения и классификационный код, присваиваемый товару в строгом соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Обязанность четко определять эти два важных свойства товара вызвана необходимостью применения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с российским Законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и зависит от страны происхождения товаров.
Страна происхождения товаров определяется в соответствии со главой 7 ТКТС, таковой считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями или в порядке, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Товарами, полностью произведенными в данной стране считаются:
— полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;
— продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
— животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
— продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
— продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
— продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из вышеперечисленной продукции;
— продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
— отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
— продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
— товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышеперечисленной продукции.
В отношении определения критериев переработки действуют следующие правила: если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки .
Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию России, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков. Таким образом, законодатель отсылает нас к одному из основополагающих таможенных документов — ТН ВЭД при определении степени переработки товара.
Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством РФ, следующие критерии достаточной переработки:
— выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
— изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
Помимо того, Кодекс устанавливает ряд случаев, когда действия, произведенные над товаром, не отвечают критериям достаточной переработки.
К ним относятся:
—операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения
или транспортировки;
— операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
— простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством РФ;
— смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями по причине невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения товаров.
Принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, при условии, что эти принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами.
Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию России, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от товара. В этих случаях страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товаров.
По общему правилу, документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, может служить декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.
На практике с необходимостью указания страны происхождения товара чаще всего сталкиваются компании, осуществляющие систематические операции по ввозу-вывозу товара на территорию России, в то время как физические лица, перевозящие товары в сопровождаемом багаже, в большинстве своем избавлены от этого.
Согласно требованию Таможенного кодекса товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, т.е. в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД
ТН ВЭД утверждается Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Он представляет собой своего рода справочник, в котором содержатся названия всех возможных товаров, разбитых в зависимости от их вида на соответствующие группы и подгруппы. Каждой группе (подгруппе) соответствует определенный числовой код, которые в совокупности и составляют классификационный код конкретного товара, пересекающего таможенную границу России. В зависимости от этого классификационного кода лицо, перемещающее товар, обязано уплатить соответствующие налоги и сборы, представить необходимые разрешительные документы. Кроме того, наличие классификационного кода облегчает таможенным органам осуществление учета ввозимых (вывозимых) товаров.
Таким образом, ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также для ведения таможенной статистики внешней торговли России.