Стратегические риски развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
Риск по источникам возникновения | Характер влияния риска | Уровень воздействия | Вероятность возникновения | Совокупное влияние риска | |
Макроэконо-мические риски | реализация инерционного варианта социально-экономического развития государства | не обеспечен максимальный вариант развития | средний | средняя | значительное |
нехватка финансовых средств вследствие опережающего роста цен в отраслях экономики, поставляющих продукцию для железнодорожного транспорта | срыв реализации Стратегии | высокий | высокая | критическое | |
снижение объемов грузовых перевозок вследствие дефицита (отсутствия) железнодорожной инфраструктуры для освоения природных ресурсов в регионах Сибири и Дальнего Востока | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | низкий | низкая | незначитель-ное | |
снижение объемов грузовых перевозок вследствие изменения структуры валового внутреннего продукта, роста доли высокотехнологичных грузов и их оттока на автомобильный транспорт | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | средняя | значительное | |
снижение объемов грузовых перевозок вследствие развития альтернативных железнодорожных маршрутов в обход территории Российской Федерации | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | низкая | незначитель-ное | |
недостаток мощностей и низкий технический уровень развития отечественного машиностроения | срыв реализации Стратегии | высокий | средняя | критическое | |
недостаток развития инфраструктуры смежных видов транспорта (дефицит портовых мощностей, складских терминалов и т.п.) | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | средняя | значительное | |
недостаток государственных инвестиций в строительство и усиление железнодорожных линий | срыв реализации Стратегии | высокий | средняя | критическое | |
необходимость дополнительных инвестиций в подвижной состав и инфраструктуру железных дорог вследствие ужесточения требований к уровню развития и качеству транспортных услуг | превышение стоимости реализации Стратегии | низкий | средняя | незначительное | |
сохранение существующей системы тарифного регулирования, дающей преференции отдельным отраслям экономики | срыв реализации Стратегии | средний | средняя | значительное | |
Социальные риски | неспрогнозированное ухудшение демографической ситуации, приводящее к снижению спроса на пассажирские перевозки | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | низкий | высокая | значительное |
отток высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики вследствие низкой конкурентоспособности заработной платы на железнодорожном транспорте | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | средняя | значительное | |
дефицит трудовых ресурсов для реализации инфраструктурных проектов в регионах Сибири и Дальнего Востока | превышение стоимости реализации Стратегии | низкий | высокая | значительное | |
Операционные риски | снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие технического и технологического отставания от других видов транспорта и от мирового уровня развития транспорта | срыв реализации Стратегии | высокий | средняя | критическое |
несоответствие структуры вагонного парка изменениям структуры грузопотока (рост доли высокотехнологичных грузов, рост контейнерных перевозок, снижение доли перевозок необработанного сырья) | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | высокая | значительное | |
несоответствие уровня развития железнодорожной инфраструктуры, погранпереходов, Транссибирской железнодорожной магистрали и международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, изменениям направлений и интенсивности грузопотоков | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | средняя | значительное | |
неспрогнозированное переключение наиболее мощных грузопотоков нефти и нефтепродуктов на трубопроводы | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | средняя | значительное | |
снижение экологической безопасности железнодорожного транспорта вследствие сохранения высокого уровня физического и морального износа основных фондов | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | средняя | значительное | |
угроза срыва реализации отдельных наиболее сложных железнодорожных проектов вследствие недостатка инновационных разработок и "прорывных" научно-технических решений | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | средняя | значительное | |
Природно-климатические и техногенные риски | сбои в организации движения вследствие аварий на промышленных объектах, связанных с обеспечением работы железнодорожного транспорта | неполное достижение целей Стратегии | низкий | низкая | незначитель-ное |
сбои в организации движения вследствие техногенных аварий на смежных видах транспорта, в акваториях морских портов, на основных автотрассах, в непосредственной близости от железных дорог | неполное достижение целей Стратегии | средний | низкая | незначитель-ное | |
временная приостановка работы железнодорожного транспорта вследствие возникновения пожаров, стихийных климатических бедствий (землетрясений, наводнений, смерчей) в регионах с повышенной сейсмологической опасностью | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | низкая | незначитель-ное | |
изменение условий работы железнодорожного транспорта вследствие глобального изменения климата | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | высокий | низкая | незначител-ное | |
снижение экологической безопасности железнодорожного транспорта вследствие возникновения техногенных аварий на промышленных объектах железнодорожного транспорта | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | средний | низкая | незначитель-ное |
____________
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 июня 2008 г. № 877-р
П Л А Н