Расчет шлицев ведомого вала сцепления
Определяем ориентировочный диаметр вала:
(3.26)
где – допускаемое касательное напряжение кручения ( = 30 МПа)
=
Определяем стандартные размеры шлицев по ГОСТ 1139-80:
Zш – число шлицев = 6; dш – внутренний диаметр = 72 мм; Dш – наружный диаметр = 78 мм; bш – ширина зуба = 12 мм
Определяем напряжение смятия шлицев:
(3.27)
где lст – длина ступицы (lст = 50 мм), [Ϭсм] = 200-300МПа
(3.28)
Определяем напряжение среза шлицев:
(3.29)
где [τср] = 60 – 85 МПа
Расчет привода сцепления
Выбираем оптимальную величину перемещения педали - не более [Sпед] – 190 мм
Выбираем максимальную величину усилия на педали, не более [Рпед] – 250 Н
Определяем усилие на педаль:
(3.30)
где – общее передаточное число привода сцепления с диафрагменной пружиной ( = 30); – передаточное число гидравлического привода ( = 4); – КПД привода сцепления ( = 0,8)
Определяем усилие пружины при выключении сцепления:
(3.31)
Определяем полный ход педали:
(3.32)
где – зазор в механизме выключения ( =3); – ход нажимного диска ( = 2,8 мм)
Определение коэффициента сцепления
Определяем момент трения сцепления:
(3.33)
где i – число пар трения (i=6)
Определяем коэффициенты, учитывающие приспосабливаемость по моменту и частоте вращения:
(3.34)
(3.35)
где N – мощность двигателя (N = 220 кВт); n – частота оборотов двигателя (n = 190 рад -1)
(3.36)
Определяем безразмерные коэффициенты:
(3.37)
(3.38)
(3.39)
Определяем эффективный крутящий момент двигателя:
(3.40)
где – текущая частота вращения коленчатого вала
Определяем коэффициент запаса сцепления для всего диапазона частоты вращения коленчатого вала:
(3.41)
Результаты по зависимостям Ме и β показываем в рисунке3.1
Рисунок 3.1 – зависимость Ме иβ |
РАСЧЕТ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ АГРЕГАТОВ ТРАНСМИССИИ
Расчет передаточного числа главной передачи
Передаточное число определяют из условий обеспечения максимальной скорости движения на высшей расчетной передаче:
, (4.1)
где - передаточное число коробки передач на высшей передаче Передаточное число коробки передач на высшей передаче:
- для многоступенчатых коробок передач грузовых автомобилей с делителем ( ); - передаточное число дополнительной (раздаточной) коробки передач на высшей передаче ( ); - максимальная скорость автомобиля(100 ); - максимальная угловая скорость коленчатого вала(218,5 ); - радиус колеса .
Радиус колеса определяется по выражению:
, (4.2)
где - коэффициент деформации шины под нагрузкой - для шин грузовых автомобилей и автобусов, диагональных шин легковых автомобилей– ( ); - ширина профиля шины ( =0,313 ); - внутренний (посадочный) диаметр шины( =0,508 ).
Найденное расчетным путем передаточной число главной передачи должно быть не более – 8,0.
Значение коэффициента деформации шины под нагрузкой выбирают по следующим параметрам:
Вертикальную нагрузку на одно ведущее колесо полностью груженного автомобиля определяют по выражению:
, (4.3)
где - число шин на ведущей оси( =8 ); - коэффициент нагрузки на ведущие колеса. Коэффициент нагрузки на ведущие колеса для полноприводных автомобилей–( ).