Построение внешнейскоростной характеристики двигателя
ВВЕДЕНИЕ
Может быть не самый популярный, но достаточно известный грузовой автомобиль в сегодняшнее время – это Урал-63685. Он имеет прекрасные рабочие данные. Вдобавок, машина получила действительно большой ресурс, она весьма вынослива, ибо с самого начала, она производилась для тяжелых и экстремальных ситуаций. Грузовой автомобиль прекрасно себя зарекомендовал в Российской Федерации и за ее пределами, как вездеходная машина, преимущественно военного содержания. Также данный автомобиль имеет чрезвычайно большой ресурс, он очень вынослив, так как изначально проектировался для тяжелых и экстремальных условий эксплуатации.На прошедшей в Санкт-Петербурге выставке "Авто + Автомеханика - 2008" самосвал Урал-63685 был признан лучшим российским грузовиком. В 2005 в г.Омске он получил номинацию "Лучший гражданский продукт выставки ВТТВ-2005", а также получил звание «Лучший внедорожный грузовик», по мнению журнала «Коммерческий транспорт» в 2006 году.
Рисунок 1 – Автомобиль Урал-63685 (внешний вид).
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Автомобиль - Урал-63685:
Весовые параметры | |
Масса размещаемого груза, кг | 20 000 кг |
Масса снаряженного автомобиля-самосвала, кг | 13 350 кг |
Полная масса, кг | 33 500 кг |
Двигатель | |
Модель | ЯМЗ-7601.10 |
Номинальная мощность при 1900 об.в мин., л.с. | 300л.с (220 кВт) |
Максимальный крутящий момент, Нм | |
Коробка передач | |
Модель | ЯМЗ-239 |
Тип | механическая,9 ступенчатая |
Колеса | |
Шины | 12.00 R20 154/149J |
Характеристики автомобиля полной массы | |
Максимальная скорость, км/ч |
ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕЙСКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
Общие сведения
Основой для тягового расчета автомобиля является внешняя скоростная характеристика двигателя (рис. 1.1), которые показывают изменения эффективной мощности двигателя , крутящего момента и удельного расхода топлива от угловой скорости вращения коленчатого вала .
Рисунок 1.1 – Внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя |
По оси абсцисс откладывают в масштабе соответствующие значения угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя:
- - минимально устойчивая работа двигателя, для дизельных двигателей( );
- - при максимальном крутящем моменте( );
- - при максимальной мощности (номинальная угловая скорость) определяется по прототипу или дается в задании ( = 190 );
- - максимальной при полной подаче топлива, для двигателей без ограничителей угловой скорости, дизельных ( ).
Определение крутящего момента для характерных точек
Крутящий момент двигателя для характерных точек определяют по соответствующим этим точкам значениям и :
(2.7)
Определение удельного расхода топлива
Удельный расход топлива на режимах, соответствующих характерным точкам определяют по формуле:
(2.8)
где - эмпирические коэффициенты для дизелей( ); - минимальный удельный расход топлива (принимается по прототипу), ( =198 ).
РАСЧЕТ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ
Определяем средний радиус трения:
(3.1)
где – коэффициент запаса зацепления, ( =2,5); – максимальное значение крутящего момента двигателя, ( = 1274 Нм); – давление на фрикционную накладку, ( = 0,2 МПа); – коэффициент трения фрикционных поверхностей, ( = 0,3); z – количество поверхностей трения (у трехдисковых – z = 6); к – коэффициент ширины фрикционной накладки, (к = 0,6)
Определяем внешний диаметр фрикционной накладки:
(3.2)
где b – ширина фрикционной накладки
(3.3)
Вычисленную величину D округляем с ГОСТ 1786-88:
Внеш. (D = 350 мм); Внутр. (d = 200 мм); Толщина (δ = 4,7 мм); Давление на фрикционную накладку ( =0,2МПа); Тип накладки – 1; Допустимая температура нагревания, постоянная - 200 С0; временная – 350 С0.
Определяем действительное значение среднего радиуса трения:
(3.4)
Определяем нормальную силу, действующую на поверхности трения:
(3.5)
13271
Расчет деталей
Нажимной диск:
Проверка по величине окружной скорости:
(3.6)
Цилиндрическая нажимная пружина:
Определяем силу упругости (нажимное усилие) каждой пружины:
(3.7)
где – количество пружин,
(3.8)
Определяем прочность пружины
(3.9)
где, К – коэффициент, учитывающий неравномерность нагружения пружин по причине их неодинаковой длины и жесткости (К = 1,1)
Определяем индекс пружины:
(3.10)
Определяем коэффициент, учитывающий кривизну витков и влияние поперечной силы:
(3.11)
Определяем диаметр проволоки пружины по ГОСТ 14963-78:
(3.12)
Определяем средний диаметр пружины:
(3.13)
Определяем жесткость пружины:
(3.14)
где – деформация пружины ( = 0,003)
Определяем число рабочих витков пружины:
(3.15)
где G – модуль упругости при кручении ( = 80 ГПа)
Определяем полное количество витков пружины:
(3.16)
Определяем зазор между витками:
(3.17)
Определяем шаг пружины в свободном состоянии:
(3.18)
Определяем высоту полностью сжатой пружины:
(3.19)
Определяем высоту пружины в свободном состоянии:
(3.20)
Определяем высоту пружины при предварительной деформации:
(3.21)
Определяем предварительный момент затяжки пружин:
(3.22)
Определяем максимальное напряжение пружины демпфера:
(3.23)
где n – число ведомых дисков сцепления (n = 2)
Определяем усилие, сжимающее одну пружину демпфера:
(3.24)
где R – радиус приложения усилия к пружине (R = 0,08 м)
Определяем кривизну витка и влияние поперечной силы:
(3.25)
где к – коэффициент, учитывающий кривизну витков и влияние поперечной силы (к = 1,18 [τ] = 700 – 900 МПа)
Расчет привода сцепления
Выбираем оптимальную величину перемещения педали - не более [Sпед] – 190 мм
Выбираем максимальную величину усилия на педали, не более [Рпед] – 250 Н
Определяем усилие на педаль:
(3.30)
где – общее передаточное число привода сцепления с диафрагменной пружиной ( = 30); – передаточное число гидравлического привода ( = 4); – КПД привода сцепления ( = 0,8)
Определяем усилие пружины при выключении сцепления:
(3.31)
Определяем полный ход педали:
(3.32)
где – зазор в механизме выключения ( =3); – ход нажимного диска ( = 2,8 мм)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Автомобили. Основы конструкции [Текст] : учеб.для вузов / В. К. Вахламов. - М. : Академия, 2004. - 528 с
2. Автомобили: устройство автотранспортных средств [] : учебник / А. Г. Пузанков. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 560 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование).
3. Конструкция и расчет автомобиля [Текст] : учебное пособие / В. И. Бейлин [и др.]. - М. : Изд-во МГОУ, 2002. - 235 с. : ил.
4. Совершенствование конструкции, теории и расчета тракторов, автомобилей и двигателей внутреннего сгорания [Текст] : межвузовский сборник научных трудов юбилейной XV региональной научно-практической конференции вузов Поволжья и Предуралья. - Киров : Вятская ГСХА, 2004. - 330 с.
5. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции [Текст]. - М. : За рулем, 2001. - 576 с. : ил.
Автомобили: устройство автотранспортных средств [] : учебник / А. Г. Пузанков. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 560 с.
ВВЕДЕНИЕ
Может быть не самый популярный, но достаточно известный грузовой автомобиль в сегодняшнее время – это Урал-63685. Он имеет прекрасные рабочие данные. Вдобавок, машина получила действительно большой ресурс, она весьма вынослива, ибо с самого начала, она производилась для тяжелых и экстремальных ситуаций. Грузовой автомобиль прекрасно себя зарекомендовал в Российской Федерации и за ее пределами, как вездеходная машина, преимущественно военного содержания. Также данный автомобиль имеет чрезвычайно большой ресурс, он очень вынослив, так как изначально проектировался для тяжелых и экстремальных условий эксплуатации.На прошедшей в Санкт-Петербурге выставке "Авто + Автомеханика - 2008" самосвал Урал-63685 был признан лучшим российским грузовиком. В 2005 в г.Омске он получил номинацию "Лучший гражданский продукт выставки ВТТВ-2005", а также получил звание «Лучший внедорожный грузовик», по мнению журнала «Коммерческий транспорт» в 2006 году.
Рисунок 1 – Автомобиль Урал-63685 (внешний вид).
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Автомобиль - Урал-63685:
Весовые параметры | |
Масса размещаемого груза, кг | 20 000 кг |
Масса снаряженного автомобиля-самосвала, кг | 13 350 кг |
Полная масса, кг | 33 500 кг |
Двигатель | |
Модель | ЯМЗ-7601.10 |
Номинальная мощность при 1900 об.в мин., л.с. | 300л.с (220 кВт) |
Максимальный крутящий момент, Нм | |
Коробка передач | |
Модель | ЯМЗ-239 |
Тип | механическая,9 ступенчатая |
Колеса | |
Шины | 12.00 R20 154/149J |
Характеристики автомобиля полной массы | |
Максимальная скорость, км/ч |
ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕЙСКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
Общие сведения
Основой для тягового расчета автомобиля является внешняя скоростная характеристика двигателя (рис. 1.1), которые показывают изменения эффективной мощности двигателя , крутящего момента и удельного расхода топлива от угловой скорости вращения коленчатого вала .
Рисунок 1.1 – Внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя |
По оси абсцисс откладывают в масштабе соответствующие значения угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя:
- - минимально устойчивая работа двигателя, для дизельных двигателей( );
- - при максимальном крутящем моменте( );
- - при максимальной мощности (номинальная угловая скорость) определяется по прототипу или дается в задании ( = 190 );
- - максимальной при полной подаче топлива, для двигателей без ограничителей угловой скорости, дизельных ( ).