Характеристика основных древесных пород и кустарников по степени солевыносливости
Породы | Степень солевыносливости | |||
наиболее солевыносливы | солевыносливы | слабосолевыносливы | очень слабосолевыносливы | |
Низкие кустарники | ||||
Шиповник | * | |||
Спирея городчатая | * | |||
Терескен серый | * | |||
Жимолость татарская | * | |||
Высокие кустарники | ||||
Дерен красный | * | |||
Карагана древовидная (акация желтая) | * | |||
Клен татарский | * | |||
Лох узколистый | * | |||
Лох крупноплодный | * | |||
Облепиха | * | |||
Скумпия | * | |||
Тамарикс | * | |||
Низкокронные деревья | ||||
Берест | * | |||
Вяз приземистый | * | |||
Клен ясенелистый | * | |||
Клен полевой | * | |||
Шелковица белая | * | |||
Высококронные деревья | ||||
Акация белая | * | |||
Гледичия обыкновенная | * | |||
Сосна обыкновенная | * | |||
Тополь белый | * | |||
Ива белая | * | |||
Дуб черешчатый | * | |||
Вяз обыкновенный | * | |||
Вяз перистоветвистый | * | |||
Ясень обыкновенный | * | |||
Ясень ланцетный | * | |||
Ясень остроплодный | * | |||
Ясень пушистый | * | |||
Лиственница сибирская | * |
Шумо, газо-, пылезащитные насаждения могут быть использованы в сочетании с земляными валами-экранами.
Требования к декоративному озеленению
Декоративные древесные и кустарниковые посадки, являясь одним из лучших средств архитектурно-художественного оформления придорожной полосы, размещаются в каждом случае с учетом того, подвержен или не подвержен снежным заносам данный участок дороги. При этом необходимо предусматривать следующие случаи:
1) участок дороги, заносимый, защищаемый искусственными устройствами (планочные щиты, заборы);
2) участок дороги, незаносимый и защищенный посадками;
3) участок дороги, незаносимый, расположенный на насыпи, превышающей расчетную высоту снежного покрова не менее чем на 1,2 м для дорог I категории, 0,7 м - II категории, 0,6 м - III категории, 0,5 м - IV и 0,4 для дорог V категории или в глубокой выемке;
4) участок дороги, не заносимый в связи с характером окружающих условий (близко расположен лес, постройки, другие преграды);
5) дороги, расположенные в климатической зоне, где весьма редки или вообще отсутствуют снегопады.
В соответствии с существующими садово-парковыми стилями и местными условиями при декоративном озеленении применяют три основных приема: регулярный (аллейные или рядовые посадки), ландшафтно-групповой (или свободный) и смешанный.
Регулярный прием предусматривает строго определенное размещение деревьев, кустарников или групп однообразного построения по прямым или правильным кривым линиям. Расстояние в рядах между отдельными растениями или их группами остается постоянным на протяжении данного участка оформления. Этот прием применяют на участках дорог, проходящих в равнинной местности, или при оформлении особо ответственных участков дорог и подъездов к городам и населенным пунктам, в самих населенных пунктах.
Ландшафтно-групповой (или свободный) прием предусматривает свободное (живописное) размещение деревьев и кустарников в виде отдельных элементов и групп различного размера. Расстояния между группами, отдельными растениями и от дороги до них бывают самыми разнообразными (ограничиваются лишь полосой отвода). Этот прием применяют в основном на участках дорог, проходящих по территории с холмистым или волнистым рельефом.
Элементы ландшафтно-группового приема следует использовать и для зрительного ориентирования водителей. Создаваемые при этом посадки могут быть разбиты на три группы: направляющие, барьерные и декорирующие или акцентирующие.
Направляющие посадки указывают на изменение направления движения, издалека подсказывают водителю степень крутизны поворота. Они могут быть только линейными, расположенными параллельно оси проезда, за пределами земляного полотна. Их длина зависит в основном от радиуса поворота, а их линия должна зрительно перекрывать всю ширину полосы движения, если смотреть за кривую с подходов к ней.
Барьерные посадки подсказывают водителю невозможность продолжать движение в том же направлении, являясь в то же время зрительными «отражателями» взгляда, заставляющими перенести взор в нужную сторону. Их располагают по тому же принципу, что и направляющие: они нужны главным образом на перекрестках, остановках автобусов, транспортных развязках, но могут быть использованы и на площадках отдыха и в комплексах обслуживания движения.
Декорирующие или акцентирующие посадки имеют целью не допустить отвлечения внимания от наиболее важной или потенциально опасной части дороги (декорирующие) или же, наоборот, привлечь внимание, акцентировать его наточках, важных или для безопасности движения, или для архитектурной организации дороги (например, разграничения бассейнов). Примером акцентирующих посадок могут быть «ворота», создаваемые на выпуклых переломах продольного профиля.
Рассмотренные типы посадок применяют также в проектах планировки или благоустройства площадок отдыха.
Смешанный прием декоративного озеленения дорог является сочетанием регулярных и ландшафтно-групповых посадок растений. Его применяют в районах с относительно спокойным рельефом. При этом в основном применяют следующие сочетания: неравномерное размещение ландшафтных групп в рядах регулярных посадок; неравномерное размещение ландшафтных групп и отдельных экземпляров на свободной полосе между регулярными посадками и дорогой (на фоне рядовых посадок); размещение ландшафтных групп у пересечений регулярных посадок с дорогами, съездами, реками, оврагами и т.д.
Обработка почвы под декоративные посадки проектируется сплошной или частичной.
При сплошной обработке весь участок подвергают глубокой вспашке, боронованию, после чего подготавливают посадочные места - копают ямы и траншеи небольших размеров, позволяющие разместить корневую систему деревьев или кустарников под посадку.
При частичной обработке почвы вспашка не производится, а посадочные места (ямы и траншеи) готовят значительно больших размеров, чтобы при посадке между корневой системой и стенками ямок и под корневой системой оставалось место для заполнения питательной землей.
Сплошная обработка почвы создаст более благоприятные условия для растений.
При отсутствии или бедности почвенного слоя на участке и при невозможности завоза питательной земли следует отдавать предпочтение частичной обработке почвы.