Расчет потребности в транспортных средствах
Выбор транспортного средства (тип, марка, модель)
В соответствии с видом груза, объемом перевозок и расстоянием перевозки студент выбирает по справочным материалам тип, марку и модель подвижного состава с соответствующей номинальной грузоподъемностью[1,2].
Расчет технико-эксплуатационных показателей и выработки транспортного средства
Красчетным годовым технико-эксплуатационным показателям работы подвижного состава относятся:
- автомобиле-часы работы АЧр;
- выработка автомобиля , т;
- выработка автомобиля , ткм;
- пробег автомобиля Lобщ., км.
Расчеты проводят по следующим вариантам:
1 вариант
, (2.1)
где Дк – дни календарные;
;(2.2)
;(2.3)
. (2.4)
2 вариант
Время ездки:
,(2.5)
где tдв – время движения; количество ездок в год:
(2.6)
или , (2.7)
Выработка автомобиля в тоннах за год:
. (2.8)
Выработка автомобиля в тонно-километрах за год:
. (2.9)
Пробег годовой:
. (2.10)
Результаты расчетов разными способами должны совпадать.
Расчет списочного количества транспортных средств
Годовой объем перевозок делится на годовую величину выработки единицы подвижного состава (округляется до целого числа):
(3.1)
Расчет переменных затрат на эксплуатацию транспортных средств
- топливо;
- смазочные материалы;
- износ и восстановление шин;
- затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
-амортизационные отчисления, рассчитанные по нелинейному методу начисления.
Исходные данные для расчета переменных затрат на эксплуатацию подвижного составапринимают по справочным и нормативным материалам в ценах текущего года и отражают в табл.2 [1,2].
Цены текущего года на подвижной состав, материальные ресурсы и др. можно принять по Интернет-ресурсу или скорректировать на индекс инфляции цены, приведенные в справочнике [1].
Таблица 2
Характеристика транспортного средства
№ п./п. | Показатели | Значение |
Тип автомобиля, марка, модель автомобиля | ||
Грузоподъёмность, т | ||
Вид топлива | ||
Цена подвижного состава, руб. | ||
Размер шин | ||
Норма расхода топлива на 100 км, л | ||
Цена 1 л топлива, руб. | ||
Цена комплекта шин, руб. | ||
Норма расхода средств на восстановление и ремонт шин на 1 комплект на 1 км пробега, % | ||
Количество шин, шт. | ||
Группа дорог (1,2,3) | ||
Способ погрузки-разгрузки | ||
Время погрузки-разгрузки, ч |
Затраты на топливо
Затраты на топливо Зтрассчитываем по формуле:
, (4.1)
где Qн – нормативный расход топлива, л;
- цена 1 л топлива в текущих ценах, руб.;
а) Бортовые грузовые автомобили и автопоезда, фургоны:
Qн=[(Н100км/100)·Lгод+(Н100ткм/100)·Wгод]· (1+0,01D), (4.2)
где Н100 км – базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля л/100; км.
Н100 кмап=Н100 км+Нg·Gпр – для автопоезда, (4.3)
где:Нg – норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа (1,3 л – для дизельного, 2 л – для бензинового на каждую тонну собственной массы прицепа или полуприцепа);
Gпр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Н100ткм – линейная норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм (1,3 л – для дизельного, 2 л – для бензинового);
D – поправочный коэффициент (учет дополнительного расхода топлива в зимний период и внутригаражные нужды)(5-10%).
Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами (4.2,4.3).
Для автомобилей-фургонов нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям (4.2). Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента (до 10% к базовой норме).
б) Самосвалы:
Qн=[(Н100 км /100)·Lгод +Nе ·Не]·(1+0,01D), (4.4)
где Nе – количество ездок с грузом;
Не – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом, 0,25 л/ездку;
При использовании автопоезда линейная норма расхода топлива корректируется:
Н100 кмсам ап= Н100 км +Нg· (Gпр+0,5 q), (4.5)
где: Нg – норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа (1,3 л – для дизельного, 2 л – для бензинового на каждую тонну собственной массы прицепа или полуприцепа);
Gпр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
q – грузоподъемность прицепа, т
4.2. Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы
Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалыЗсмупрощенно можно принять:
Зсм = 15 % от Зтопл = 0,15 ·Зтопл – для бензиновых автомобилей;
Зсм = 20 % от Зтопл = 0,2 ·Зтопл – для дизельных автомобилей.